Эксоцман
на главную поиск contacts

Процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения

Опубликовано на портале: 05-11-2004
Организация: Центр изучения проблем профессионального образования (Национальная обсерватория профессионального образования Европейского фонда образования Российской Федерации)

Рассматривая процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения, автор выделяет два ключевых вопроса:
1) гармонизация или слияние систем профессионального обучения;
2) необходимо ли дальнейшее сближение принципов, на которых основана структура профессионального обучения в ЕС.
Отмечается, что сложившиеся к настоящему времени модели профессионального обучения в странах ЕС имеют исторические корни, которые уходят далеко в прошлое, отражают существовавшие ранее проблемы, интересы и расстановку сил в обществе. Профессиональное обучение в любой стране неразрывно связано с ее культурными традициями, социально-экономической и политической обстановкой. Сравнительные исследования систем профессионального обучения позволяют высказать предположение, что для этих, присущих конкретным странам, моделей развития профессионального обучения приемлемы определенные варианты реформирования и не годятся альтернативные подходы.
Высказывается предположение о том, что с появлением Единого европейского экономического и социального пространства, отличия в системах профессионального образования европейских стран начнут уменьшаться. В то же время политика в области профессионального обучения должна учитывать социально-экономическую обстановку в стране.
В этом контексте международное сотрудничество рамках ЕС, в том числе по вопросам профессионального обучения, является важным фактором, способствующим сближению. При этом главной целью европейской политики в области профессионального обучения должно стать содействие в сближении уровня эффективности национальных систем профессионального обучения в решении общих задач.
Выделены общие принципы структурной организации образовательных систем, которые присущи развитым странам:
- ответственность государства за профессиональное обучение и, особенно, за доступ к профессиональному обучению;
- профессиональная подготовка, сочетающая производственное обучение с занятиями в учебных заведениях;
- разработка национальных стандартов профессионального обучения;
- «взаимопроникновение» профессионального обучения и общего образования.

Ссылки
текст статьи на сайте Национальной Обсерватории профессионального образования Российской Федерации:
http://www.observatory.ru/stat2.htm
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Людмила Жалаловна Караванова
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 6. С. 11-13. 
[Статья]
Jane E. Campbell, Glenn E. Sumners
Managerial Auditing Journal. 1995.  Vol. 10. No. 3.
[Статья]
Л.С. Панькова
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 8-13. 
[Статья]
Александр Миронович Гольдин
Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 224-237. 
[Статья]
Марк Матусович Поташник
Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
[Статья]