Эксоцман
на главную поиск contacts

Процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения

Опубликовано на портале: 05-11-2004
Организация: Центр изучения проблем профессионального образования (Национальная обсерватория профессионального образования Европейского фонда образования Российской Федерации)

Рассматривая процесс европейской интеграции и его влияние на национальные системы профессионального обучения, автор выделяет два ключевых вопроса:
1) гармонизация или слияние систем профессионального обучения;
2) необходимо ли дальнейшее сближение принципов, на которых основана структура профессионального обучения в ЕС.
Отмечается, что сложившиеся к настоящему времени модели профессионального обучения в странах ЕС имеют исторические корни, которые уходят далеко в прошлое, отражают существовавшие ранее проблемы, интересы и расстановку сил в обществе. Профессиональное обучение в любой стране неразрывно связано с ее культурными традициями, социально-экономической и политической обстановкой. Сравнительные исследования систем профессионального обучения позволяют высказать предположение, что для этих, присущих конкретным странам, моделей развития профессионального обучения приемлемы определенные варианты реформирования и не годятся альтернативные подходы.
Высказывается предположение о том, что с появлением Единого европейского экономического и социального пространства, отличия в системах профессионального образования европейских стран начнут уменьшаться. В то же время политика в области профессионального обучения должна учитывать социально-экономическую обстановку в стране.
В этом контексте международное сотрудничество рамках ЕС, в том числе по вопросам профессионального обучения, является важным фактором, способствующим сближению. При этом главной целью европейской политики в области профессионального обучения должно стать содействие в сближении уровня эффективности национальных систем профессионального обучения в решении общих задач.
Выделены общие принципы структурной организации образовательных систем, которые присущи развитым странам:
- ответственность государства за профессиональное обучение и, особенно, за доступ к профессиональному обучению;
- профессиональная подготовка, сочетающая производственное обучение с занятиями в учебных заведениях;
- разработка национальных стандартов профессионального обучения;
- «взаимопроникновение» профессионального обучения и общего образования.

Ссылки
текст статьи на сайте Национальной Обсерватории профессионального образования Российской Федерации:
http://www.observatory.ru/stat2.htm
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева
[Книга]
Вадим Федорович Рябов, Александр Николаевич Мамонтов, Дмитрий Викторович Пузанков
Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 51-60. 
[Статья]
А.Э. Свиридова
Вопросы экономики и права. 2011.  № 1. С. 139-141. 
[Статья]
Ирина Викторовна Юстус, Ольга Юрьевна Трушина
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 7. С. 62-64. 
[Статья]
Сергей Владимирович Георге
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 7. С. 41-42. 
[Статья]
Илья Аркадьевич Прахов
Вопросы образования. 2009.  № 2. С. 108-120. 
[Статья]