Проблемы элитного образования в зарубежной социологии
Опубликовано на портале: 21-03-2005
Социологические исследования.
2005.
№ 2.
С. 87-95.
Тематические разделы:
Автор отмечает, что термин «элитное образование»; в литературе трактуется
неоднозначно: 1. как образование высокого качества; 2. как образование
для элиты
(экономической, политической, культурной). Проводится терминологическое разграничение
между открытым элитным образованием (которое предполагает отбор и подготовку
талантливой
молодежи из всех страт общества) и закрытым элитарным образованием (оно ориентировано
главным образом на детей из богатых и знатных семей). Основной тезис эгалитаристски
настроенных критиков элитных образовательных учреждений сводится к тому, что они
закрепляют социально-классовое неравенство. В ответ на нее сторонники элитного
образования указывают, что единая (единообразная) система подавляет индивидуальность,
нивелирует учащихся, не стимулирует развитие уникальных способностей особо одаренных
детей. Дается ряд концептуальных подходов, сложившихся в зарубежных исследованиях
проблем образования. В функциональном направлении подчеркивают роль образования
для
обеспечения социального порядка, связанного с рациональностью, меритократией и демократией.
Приверженцы конфликтного направления выступают с критикой функциональной
концепции и утверждают, что организация элитного образования отражает диктат корпоративно-капиталистической
экономики и выполняет социальный заказ – служит сохранению прежней иерархии
и передаче привилегий от поколения к поколению. Популярная в настоящее время концепция
«человеческого капитала» акцентирует внимание на накоплении «интеллектуального
капитала», которое означает улучшение продуктивности человека благодаря затратам
на образование. Даны материалы о конкуренции между элитными вузами в США, Великобритании,
Японии, о традициях российских высших школ.
Ключевые слова
Вебер Макс Дюркгейм Эмиль институт образования одаренные дети социальная справедливость человеческий капитал человеческий капитал в России элита элитарная культура элитарные школы элитное образование
См. также:
[Интернет-ресурс]
Социологические исследования.
1997.
№ 5.
С. 116-119.
[Статья]
[Диссертация]
Социологические исследования.
1990.
№ 8.
С. 106-111.
[Статья]
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем.
1994.
№ 6.
С. 37-49.
[Статья]
Социологические исследования.
2002.
№ 4.
С. 121-129.
[Статья]