Эксоцман
на главную поиск contacts

Проблемы элитного образования в зарубежной социологии

английская версия

Опубликовано на портале: 21-03-2005
Автор отмечает, что термин «элитное образование»; в литературе трактуется неоднозначно: 1. как образование высокого качества; 2. как образование для элиты (экономической, политической, культурной). Проводится терминологическое разграничение между открытым элитным образованием (которое предполагает отбор и подготовку талантливой молодежи из всех страт общества) и закрытым элитарным образованием (оно ориентировано главным образом на детей из богатых и знатных семей). Основной тезис эгалитаристски настроенных критиков элитных образовательных учреждений сводится к тому, что они закрепляют социально-классовое неравенство. В ответ на нее сторонники элитного образования указывают, что единая (единообразная) система подавляет индивидуальность, нивелирует учащихся, не стимулирует развитие уникальных способностей особо одаренных детей. Дается ряд концептуальных подходов, сложившихся в зарубежных исследованиях проблем образования. В функциональном направлении подчеркивают роль образования для обеспечения социального порядка, связанного с рациональностью, меритократией и демократией. Приверженцы конфликтного направления выступают с критикой функциональной концепции и утверждают, что организация элитного образования отражает диктат корпоративно-капиталистической экономики и выполняет социальный заказ – служит сохранению прежней иерархии и передаче привилегий от поколения к поколению. Популярная в настоящее время концепция «человеческого капитала» акцентирует внимание на накоплении «интеллектуального капитала», которое означает улучшение продуктивности человека благодаря затратам на образование. Даны материалы о конкуренции между элитными вузами в США, Великобритании, Японии, о традициях российских высших школ.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
А.Е. Кисова
Экономические науки. 2011.  № 1. С. 51-56. 
[Статья]
Alan B. Krueger, Mikael Lindahl
NBER Working Paper Series. 2000. 
[Статья]
Александр Николаевич Татарко
Общественные науки и современность. 2014.  № 1. С. 50-64. 
[Статья]
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu
Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1978.  No. 20-21. P. 3-82. 
[Статья]
John Coleman
Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 121-139. 
[Статья]