Эксоцман
на главную поиск contacts

Elite education issues in English-language literature

русская версия

Опубликовано на портале: 21-03-2005
Автор отмечает, что термин «элитное образование»; в литературе трактуется неоднозначно: 1. как образование высокого качества; 2. как образование для элиты (экономической, политической, культурной). Проводится терминологическое разграничение между открытым элитным образованием (которое предполагает отбор и подготовку талантливой молодежи из всех страт общества) и закрытым элитарным образованием (оно ориентировано главным образом на детей из богатых и знатных семей). Основной тезис эгалитаристски настроенных критиков элитных образовательных учреждений сводится к тому, что они закрепляют социально-классовое неравенство. В ответ на нее сторонники элитного образования указывают, что единая (единообразная) система подавляет индивидуальность, нивелирует учащихся, не стимулирует развитие уникальных способностей особо одаренных детей. Дается ряд концептуальных подходов, сложившихся в зарубежных исследованиях проблем образования. В функциональном направлении подчеркивают роль образования для обеспечения социального порядка, связанного с рациональностью, меритократией и демократией. Приверженцы конфликтного направления выступают с критикой функциональной концепции и утверждают, что организация элитного образования отражает диктат корпоративно-капиталистической экономики и выполняет социальный заказ – служит сохранению прежней иерархии и передаче привилегий от поколения к поколению. Популярная в настоящее время концепция «человеческого капитала» акцентирует внимание на накоплении «интеллектуального капитала», которое означает улучшение продуктивности человека благодаря затратам на образование. Даны материалы о конкуренции между элитными вузами в США, Великобритании, Японии, о традициях российских высших школ.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Константин Львович Поляков, Марина Васильевна Полякова, Наталья Сергеевна Алтунина
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 4. С. 6-25. 
[Статья]
С.Г. Караткевич, В.Н. Добрынин, С.А. Багрецов
Вопросы экономики и права. 2011.  № 7. С. 67-71. 
[Статья]
Л.Н. Васильева
Общественные науки и современность. 2005.  № 4. С. 75-85. 
[Статья]
Виктор Иванович Панов
Директор школы. 2000.  № 3. С. 56-62. 
[Статья]
Ezra Suleiman
[Книга]
Константин Иванович Микульский, Лилия Васильевна Бабаева, Алла Евгеньевна Чирикова
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 116-123. 
[Статья]
II Израэл Маркес
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 4. С. 78-96. 
[Статья]