Эксоцман
на главную поиск contacts

Le patronat // Actes de la recherche en sciences sociales. Mars-Avril 1978. № 20-21. Pp. 3-82.

Опубликовано на портале: 01-02-2004
Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1978.  No. 20-21. P. 3-82. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Патроны" исследует владельцев крупных предприятий Франции («патронов») в рамках теории П.Бурдье. Эта статья по объему является скорее небольшой книгой (восемьдесят страниц) и содержит иллюстративные материалы – фотографии, схемы, таблицы. Поле предприятий рассматривается как «поле экономической власти». Исследуются различные диспозиции в этом поле и борьба агентов за доминирование. Анализируется социальный профиль патронов на основе интервью, анкет, материалов прессы.

В методологическом введении содержится обоснование методологии и методов исследования с подробным описанием анализируемых характеристик биографии и образа жизни патронов.

Часть первая. «Частные» и «государственные» патроны. Рассматриваются различия в уровне образования и образе жизни патронов. Показано, что владельцы семейных предприятий не занимают позиций вне экономического поля, тогда как крупные бизнесмены из огосударствленного сектора имеют тенденцию патронировать учебные заведения, писать книги, вести телепередачи.

Часть вторая. Рассматриваются стратегии воспроизводства классовой позиции. Делается вывод об оппозиции двух видов капиталов. В структуре капиталов лидеров частного сектора доминирует экономическая компонента, в структуре капиталов лидеров огосударствленного бизнеса преобладает образовательный и культурный капитал. Социальный и символический капиталы одинаково важны для этих двух групп. Рассматривается также значимость матримониальных альянсов для развития предприятий, находящихся под контролем семейных групп.

Часть третья и четвертая исследуют два типа образования патронов. Патроны из частного сектора обычно получали образование в частных школах. Патроны из огосударствленного бизнеса получали образование в престижных элитных государственных школах (часто, это Школа политических наук, Школа администрирования в Париже). Авторы показывают, что эти два типа школ дают различную диспозицию. Публичные школы учат быть публичными персонами. Частные школы учат эксклюзивному общению в своем кругу.

Часть пятая указывает на различия в трансляции капиталов: прямое наследование бизнеса vs трансляция статуса, опосредованная дипломом об образовании.

Части пятая и шестая рассматривают различие способов социального воспроизводства позиции. Для владельцев семейных предприятий самое важное – сохранение единства семьи. Показаны различные стратегии семейной солидаризации. Для лидеров огосударствленного бизнеса важнее всего социальные связи, полученные в образовательном учреждении.

Часть седьмая показывает, что в экономическом поле имеет место «власть старожил». При равенстве дипломов приоритет имеют те, кто происходит из семей, имеющих власть в экономическом поле, и из буржуазных семей в целом. Следовательно, престижный диплом является необходимым, но недостаточным ресурсом для борьбы за позиции.

Часть восьмая, девятая и десятая, одиннадцатая, двенадцатая показывают значимость социализации в буржуазной семье для успеха в деловом мире. Набор навыков и манер отличает исконного буржуа от парвеню. При этом люди большого бизнеса имеют тенденцию не афишировать и даже отрицать наличие власти и больших капиталов. Светская жизнь необходима для консолидации полезных контактов. Акцентируется значимость деловых завтраков. Приводится в пример расписание делового человека.

Части двенадцатая-семнадцатая исследуют структурные изменения, происшедшие в экономическом поле примерно за сорок лет, цикл жизни предприятий, конкретные навыки общения, приобретаемые в школах (приводятся стенографии экзаменов). Авторы выдвигают тезис о том, что произошла трансформация отношений между банковским и индустриальным капиталом и усиление позиции банков в экономическом поле. Рассматриваются способы решения конфликтов между патронами и внутри предприятий.

Выводы:
Исследование приходит к выводу о том, что во Франции частный сектор противостоит публичному во многих отношениях. В частности, руководители предприятий, находящихся под контролем семейных групп, отличаются по образованию, стилю жизни, потреблению, самопрезентации от руководителей огосударствленных предприятий. Эти две группы используют разные ресурсы в борьбе за власть в поле предприятий. Для владельцев семейных предприятий особенно важны внутренние ресурсы, т.е. консолидация групп интересов внутри экономического поля. Не образование, а унаследованный экономический и социальный капиталы являются основным профессиональным ресурсом. Одним из важных элементов для консолидации групп интересов является эксклюзивное престижное потребление (клубы, ралли).

Для патронов, пришедших из публичного сектора, образование - наиболее ценный карьерный ресурс. Они получали образование в государственных элитных школах и имеют опыт работы в государственном секторе. В отличие от предыдущей группы, они являются публичными персонами, выступают по телевидению, участвуют в политике на национальном (а не только региональном) уровне и направляют свое влияние не внутрь своей группы, а на общество в целом, следовательно, они мобилизуют «внешние» ресурсы для борьбы в экономическом поле.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Владимирович Дука
Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 1. С. 64-82. 
[Статья]
Овсей Ирмович Шкаратан
Мир России. 2011.  Т. 20. № 4. С. 68-88. 
[Статья]
Вадим Валерьевич Радаев, Овсей Ирмович Шкаратан
[Книга]
Лилия Васильевна Бабаева, Леонид Ананьевич Резниченко, Ефим Яковлевич Таршис, Л.Г. Солодухина
[Книга]
Константин Иванович Микульский, Лилия Васильевна Бабаева, Алла Евгеньевна Чирикова
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 116-123. 
[Статья]
Лилия Васильевна Бабаева, Леонид Ананьевич Резниченко, Ефим Яковлевич Таршис
Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 40-49. 
[Статья]