Эксоцман
на главную поиск contacts

Эксперимент на выживаемость. О социально-экономических перспективах реформы школьного управления

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Директор школы. 1994.  № 3. С. 81-90. 
Отечественная школа разделила непростую судьбу социально-экономических реформ, проводимых в последние годы в России. Пока народное образование вынужденно приспосабливалось к разнонаправленным радикальным переменам, происходящим вокруг него. В статье рассматриваются проблемы развития и модернизации образования, учебного процесса, а также проблемы управления образованием, приводятся примеры положительного опыта решения этих проблем.

Плюсы и минусы происходящих перемен

Отечественная школа разделила непростую судьбу социально-экономических реформ, проводимых в последние годы в России. Пока народное образование вынужденно приспосабливалось к разнонаправленным радикальным переменам, происходящим вокруг него.

Расширение гражданских свобод, допущение идеологического плюрализма содействовали углублению общественной мысли, восприятию национальных ценностей. И это новое мировоззрение постепенно входит в школьные программы. Преображаются курсы гуманитарных дисциплин, а следом за ними предметы естественно-математического цикла. Гибкие учебные планы поощряют методическое творчество педагогов. Усиление рыночных начал благоприятствовало становлению экономической самостоятельности образовательных учреждений. Правительственные эксперименты способствовали формированию навыков предпринимательства у управленческого персонала. Совершенствование хозяйственного механизма сопровождалось увеличением числа источников финансирования школьного обучения. Появились возможности "зарабатывания" дополнительных (внебюджетных) денежных средств. Упростился порядок расходования поступающих ресурсов. Для освоения современного метода хозяйствования и обновления преподавания понадобилась перестройка руководства образованием. Была осуществлена некоторая децентрализация властных полномочий. Возрастание роли низовых, первичных звеньев управления пошло рука об руку с их институционным перевоплощением. Так, сейчас многие школы стремятся обрести статус лицея, гимназии и т.п. Возникают негосударственные учебные заведения.

Масштабность перемен в народном образовании доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области просвещения. Такое понимание школьной реформы отразил Закон Российской Федерации "Об образовании".

Но юридическая констатация политических намерений еще не означает их фактического претворения в жизнь. Поэтому не удивительно, что процессы совершенствования переплетались с противоположными тенденциями, которые разрушили систему образования. И в этом случае инициатива исходила из социальной среды.

Крупные реформы (а нынешняя не исключение) отличаются расшатыванием нравственных основ, ростом преступности, нагнетанием напряженности в межличностных отношениях. Ведь новые идеи - это всегда разрыв с прошлым, отрицание господствовавших общественных ценностей. С отречением от традиций институт школы начал терять свою устойчивость.

По образованию больно ударила деградация не только духовной, но и материальной культуры. Развал производительных сил страны раскрутил маховик денежной инфляции и резко сократил реальные налоговые поступления в казну. Школы, и прежде финансировавшиеся по "остаточному" принципу, теперь вовсе же вынуждены довольствоваться мизерными, несвоевременными выплатами из государственного бюджета. Об улучшении материальной базы или достойной оплате труда педагогов речь уже не идет.

Таким образом, едва наметившиеся созидательные тенденции столкнулись с усиливающимся противодействием деструктивных процессов. Народное образование оказалось в чрезвычайных условиях , и все дальше скатывается к режиму кризисного функционирования. О том, какой степени достигла потеря управляемости, говорит постоянная угроза забастовочного движения учителей. Если создаются стачечные комитеты, то надо вносить коррективы в школьную реформу.

"Инвентаризация предрассудков"

Понимание любой проблемы зависит от нашей точки зрения на нее. Видение, или "предрассудки" (по образному выражению Х.-Г. Гадамера), предшествует акту научного анализа, указывает путь течению мысли. Ухудшение ситуации в области образования не укладывается в традиционное понимание процессов школьного управления. Поэтому назрела необходимость критической проверки - "инвентаризации" - предрассудков, на которых изначально строилась концепция школьной реформы.

Новое видение - это не обязательно отбрасывание укоренившихся в обществе взглядов на школу, но и их дополнение, уточнение. Так, в справедливом мнении о единстве учебной и воспитательной функций образования не говорится о том, что значимость каждой неодинакова. Обучение почти целиком выпадает на долю педагогов. Воспитание же производно от познавательной деятельности и не является специфической функцией школы. Личность человеческая формируется как под влиянием семьи, так и других компонентов социальной среды.

На школу надо смотреть прежде всего как на заведение, предоставляющее педагогические услуги. Пора расстаться с нелепым предрассудком, согласно которому образование только тратит деньги и относится к непроизводственной сфере экономики. Образовательное учреждение - это своего рода "предприятие", использующее материальные, трудовые, финансовые ресурсы и производящее невещественные услуги. Именно объем имеющихся средств определяет перспективы развития школы.

Но в условиях свободного привлечения внебюджетных ресурсов (частных лиц, спонсоров и т.д.) нет смысла подвергать сомнению традицию бесплатного государственного образования, характерную для всех цивилизованных стран. Она - непременное условие создания равных стартовых возможностей для детей большинства населения, без этого затрудняется наращивание квалифицированного кадрового потенциала державы.

"Школьная продукция" достается даром потребителям, но не обществу. Затраты на ее "производство" окупаются за счет средств налогоплательщиков, собираемых казной. Их приходится считать и контролировать. Государственность служит причиной некоммерческого (бюрократического) характера системы управления образованием. Но она - не помеха, а опора школьного предпринимательства.

Финансирование школы, как и всякой неприбыльной организации, осуществляется вне прямой зависимости от итогов ее деятельности: скорее за объем выполненной работы, чем за качество последней. Сравнительно легко определить величину затрат ресурсов в системе просвещения. Наоборот, практически отсутствуют методики, позволяющие точно оценивать результаты учебно-воспитательного процесса.

Поскольку трудно соизмерить результаты и затраты, постольку нет возможности достоверно рассчитывать эффективность работы того или иного образовательного учреждения. Стало быть, несмотря на новации в школьном хозяйственном механизме, ведущим параметром управления остался объем дотаций из государственного бюджета.

В сфере услуг, в том числе и по обучению, имеются существенные ограничения для повышения производительности и интенсивности труда, т.е. для увеличения количества обслуживаемых одним работником людей. После достижения оптимального уровня нагрузки качество оказываемых услуг падает. Это накладывает отпечаток на стимулирование труда педагогов.

Признанием растущего уровня квалификации является движение вверх по тарифной лестнице. Здесь нет строгой положительной зависимости между увеличением оплаты труда и улучшением преподавания, хотя отрицательная мотивация присутствует. Государство "компенсирует" низкий уровень установленной тарифом заработной платы чрезмерной учебной нагрузкой учителей (совместительством). Качество обучения от этого нисколько не выигрывает.

Творческий рост учителя, желание экспериментировать возможны лишь в условиях рабочей недели нормальной продолжительности. Поэтому успешное продолжение реформы предполагает финансовую поддержку инновационной деятельности и дифференцированный подход к материальному поощрению новаторов. Еще один "предрассудок" (с которым, увы, придется распрощаться) - это уверенность в светлых перспективах школьного реформирования. Кризисные потрясения всех общественных устоев заставили по-другому заниматься прогнозированием, пристальнее вглядываться в ближайшее будущее.

Малоутешительные прогнозы

Видение управленческой проблемы предполагает выбор временного горизонта, т.е. очерчивание исторических рамок исследуемого процесса. Можно попытаться приблизительно наметить границы долгосрочных социально-экономических тенденций, которые будут определять условия функционирования системы народного образования.

Опыт XX столетия свидетельствует, что в России наблюдалась довольно печальная закономерность. Число лет, в течение которых происходило непрерывное кризисное разрушение отечественного хозяйства, примерно совпадало с числом лет, отданных затем возвращению национальной экономики "на круги своя". Нынешний катастрофический распад российского хозяйства ведет отчет с 1991 года (с момента первого абсолютного уменьшения объема производства валового национального продукта) и длится уже четвертый год. Политика по-прежнему идет наперекор экономике.

Однако даже с началом выхода России из кризиса вряд ли быстро улучшатся социально-экономические условия в сфере образования. Во-первых, хозяйственный подъем обычно сопровождается преимущественным инвестированием в базовые отрасли промышленности, ростом доли накопления в национальном доходе. А просвещение до сих пор занимает "почетное место" среди непроизводственных отраслей, оплачиваемых из фондов потребления. И расходы на обучение будут значительно меньше обещанных в Законе "Об образовании" десяти процентов от национального дохода.

Во-вторых, наведение порядка в государственных финансах, как правило, обеспечивается не столько пополнением доходов, сколько сокращением расходных статей (в том числе и на нужды просвещения). Бездефицитность бюджета - мечта Министерства финансов. А политическое влияние Минфина существенно превосходит рейтинг интересов школьного ведомства.

В-третьих, нет оснований надеяться на привлечение весомых внебюджетных ресурсов. Жертвовать деньги на развитие школы невыгодно, покуда нет налоговых льгот для спонсоров. Еще менее выгодной станет благотворительность в ходе восстановления народного хозяйства, когда вложения капитала начнут давать гораздо больше прибыли.

В-четвертых, экономический подъем, скорее всего, окажет вначале угнетающее воздействие на престиж образования по целому ряду причин. В частности, он вызовет совершенствование производства и высвобождение нерационально занятой рабочей силы. Эта безработица дополнится увольнением людей из госсектора в связи с уменьшением бюджетных дотаций.

Сыграет свою роль и "российский парадокс", согласно которому чем выше уровень образования, тем меньше размеры оплаты. Ведь наиболее квалифицированные кадры сосредоточены в бюджетных организациях, а положение их сейчас наиболее бедственное.

При подобном избытке трудовых ресурсов невелика потребность вкладывать деньги в обучение новых работников. Поэтому разлад в школе углубится дальнейшим падением интереса к учебе школьников и отрицательными стимулами к исполнению своих обязанностей у педагогов.

"Латание дыр" или продвижение вперед?

После всего сказанного проводимую школьную реформу следует оценить как "эксперимент на выживаемость" системы образования. Она столкнулась со сложнейшими задачами и тяжело адаптируется к происходящим переменам.

Наиболее заметно нынче стремление к децентрализации распорядительных полномочий. Отсутствие достаточного количества денег у управляющего органа заставляет его отсылать всю систему к резервам местных финансовых органов, делегируя при этом часть своих прав: В такой форме находит разрешение противоречие между потребностью в обновлении, совершенствовании просвещения и сокращением выделяемых для этого ресурсов.

Если эта тенденция пересечет критическую черту, то начнется деградация народного образования в условиях отсутствия единой государственной политики, минимальных объемов инвестирования и потери стимулов к педагогическому труду. Без надлежащего обеспечения денежными средствами нельзя преодолеть разрыв между целями и ресурсами в системе управления образованием.

Обеспечение жизнедеятельности школы все больше зависит от инициативы директора и скоординированности усилий остальных ступенек в иерархии руководителей.

С ослаблением нажима из Москвы прибавляется обязанностей и ответственности у региональных структур управления. Им волей-неволей придется разрабатывать собственную стратегию преодоления кризисных ситуаций, причем в концептуальном осмыслении.

Заботы здесь не сводятся только к добыванию финансовых и материальных ресурсов, а касаются содержательной стороны образования (учебных программ, методических пособий, профиля инновационных заведений и т.д.). Пришло время отслеживать потребности территории в выпускниках определенной подготовки (общей и специальной).

На областном уровне (острее, чем на федеральном) ощущается расхождение между организационно-педагогическими и социально-экономическими целями реформы. Возникает проблема создания "стратегических" резервов для поощрения передовых школ и учителей. От критериев перераспределения ресурсов между лидерами и отстающими будет зависеть ориентация региональной политики: "на латание дыр" или на продвижение вперед. Можно подумать и о формировании антикризисных фондов, вероятно, из внебюджетных источников.

Но в полную силу все противоречия реформы заявляют о себе в повседневной жизни школ. Готового и единого рецепта для успешного завершения "эксперимента на выживаемость" нет и быть не может. Но директорский корпус должен знать о возможных сценариях развития событий и формировать индивидуальные антикризисные программы, создавать соответствующую культуру в подчиненных учреждениях. В школах необходимо использовать разнообразные источники привлечения средств: бюджетных, частных лиц, предприятий и организаций.

Интересный опыт решения проблем развития образования имеется в г. Саратове. По инициативе директора школы N 75 С.В. Рымаренко была создана Малая академия менеджмента (МАМ). МАМ действует на безе отдела образования Ленинского района г. Саратова, ряда средних школ и Центра переподготовки офицеров запаса. Целью совместного проекта является "организация преподавания прикладной экономики, менеджмента, маркетинга, основ финансов и бухгалтерского учета, права, философии, этики, эстетики, т.е. всего того, без чего не может состояться не только цивилизованный предприниматель, но и достойный гражданин России".

Научно-методическое обеспечение преподавания осуществляет за определенную плату Центр переподготовки. Финансирование обучения ведется по смешанной схеме из двух источников: фондов Ленинского районного отдела образования и средств родителей учеников. Привлечение дополнительных ресурсов позволило удовлетворить потребность школьников в получении минимума экономических знаний и улучшить их общую гуманитарную подготовку.

Другим примером предпринимательской инициативы служит образование благотворительного фонда "Ментор" в лицее N 1 г. Саратова (директор Е. Б. Квашин). Фонд с момента регистрации действует на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и расчетные счета, в том числе и валютные, в банках России.

Фонд "Ментор" создан в целях "реализации и защиты гражданских, экономических, социальных прав и свобод преподавателей и учащихся лицея N 1 г. Саратова, участия в благотворительной деятельности в сфере народного образования, патриотического и гуманистического воспитания лицеистов". Денежные средства фонда формируются из вступительных взносов индивидуальных и коллективных членов, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, предпринимателей и отдельных граждан, других не запрещенных законом поступлений.

Среди задач, решаемых фондом, можно отметить следующие: оказание материальной и иной благотворительной помощи преподавателям лицея, а также учащимся из малообеспеченных и многодетных семей; покровительство лицеистам, проявившим особые способности в области науки, культуры, искусства, спорта, в целях обеспечения им условий для развития и реализации своих талантов; содействие администрации в приобретении учебных пособий и школьного оборудования; осуществление издательской и рекламной деятельности.

Наличие подобного фонда помогает преодолевать разрыв между требуемыми для достижения высоких организационно-педагогических целей ресурсами и получаемыми из местного бюджета средствами.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Jean Ambert, Yvon Gattaz, Roger Arnaldez, Alan Perfitt
Директор школы. 1998.  № 7. С. 65-72. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]