Эксоцман
на главную поиск contacts

Постигая социальные перемены. Рецензия на книгу: Юрий Левада. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000.

Опубликовано на портале: 26-08-2003

В качестве названия своей книги ее автор, ведущий социолог Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и его директор, профессор Юрий Левада выбрал девиз, воплощающий исследовательское кредо этой авторитетнейшей и старейшей социологической организации нашей страны (сошлюсь хотя бы на мнение А.Ослона, в свое время в 1992 г. покинувшего ВЦИОМ с группой единомышленников и основавшего конкурирующую социологическую службу - Фонд Общественное мнение (ФОМ): собственно, современная история систематического изучения общественного мнения, этой особой социологической практики в России началась только с 1988 г. - года основания ВЦИОМ). В этом кредо своего рода вызов иной, активно формирующейся сегодня традиции изучения общественного мнения, иной социологической парадигме, нашедшей свое воплощение в слогане, ставшем в 2002 г. девизом Фонда Общественное мнение, - Мнение сила! Контраст между пониманием (как задачей и смыслом исследования) и силой (позволяющей активно формировать социальную атмосферу с позиций открыто декларируемого инструментального отношения к общественному мнению) очевиден.

Исследовательская позиция Юрия Левады определяет и идеологию его монографии. Стремление к пониманию, концептуальному осмыслению происходящего красной нитью проходит через всю книгу, связывая составляющие ее сюжеты в единое целое. В ее основе авторский замысел - проследить эволюцию теоретического и методологического осмысления процессов и перемен в социальной, экономической, политической и культурной жизни российского общества на основе огромного фактического материала регулярных социологических исследований ВЦИОМ.

Рецензируемая монография представляет собою собрание статей, ранее опубликованных автором в журнале Мониторинг общественного мнения в 1993-2000 гг. и приводимых теперь в авторской редакции и с некоторыми сокращениями. Структурно книга представляет собою четыре главы, предваряемые кратким авторским вступлением и завершаемые столь же кратким указателем имен.

В первой главе, поименованной Общественные перемены и общественное мнение, собраны тексты, в которых на материале исследований разных лет автор вновь и вновь возвращается к проблемам воздействия социальных перемен постсоветского десятилетия на общественное мнение. На основании данных мониторинговых исследований он пытается оценить динамику таких факторов социальной атмосферы как потенциал политической мобилизации и социальной апатии, потенциал социального протеста и социально-экономической адаптации, тенденции социокультурных перемен и ценностных трансформаций в массовом сознании. Его интересуют социально-политические принципы реализации массами социальных изменений. В качестве особой темы автор выделяет исследования сохраняющейся и после краха советского режима симптоматики мобилизационного общества, а также связанных с этим социальных комплексов: терпеливости в сочетании с недоверием к власти, молчаливость, неучастие и внешнее безразличие общества к тому, что происходит на самом верху и т.п. Автор формулирует и обосновывает концепцию двухслойного сознания и двоемыслия, разворачивая ее в своего рода теорию трансформации массового сознания переходного общества. Его внимание привлекают такие сюжеты как изменение электоральных предпочтений россиян, мотивации политического участия, стереотипы рационализации политического поведения, социологические парадоксы разновекторности общественного доверия политикам и готовности оказать им электоральную поддержку и т.д. Все это в целом позволяет автору ставить задачу построения типологии социальных характеров, действующих в рамках современного российского общества.

Во второй главе, названной О природе общественного мнения, в центре внимания автора оказываются проблемы восприятия массовым сознанием перемен в социальной стратификации, особенностей взаимодействия различных социальных страт (элиты и масс, индивида и толпы, околовластного чиновничества и граждан и т.п.), концептуализации представлений о среднем человеке и массовой культуре и др. Одним из ключевых понятий, используемых в этой главе, становится понятие социального кризиса (кризиса социокультурных ориентиров, кризиса прежней системы социальных ролей и взаимосвязей, социального инструментария и символики, культурных кодов и поведенческих правил). В фокусе его внимания изучение стереотипов общественного мнения, проблем и противоречий массовой социализации в условиях переходного общества, проблем идентификации и кризиса идентичности, свойственных тем или иным социальным стратам установок и политических ориентаций, особенностей восприятия власти, связанных с ней ожиданий и страхов. В итоге автор выходит на проблему формирования в нашей стране современного массового общества, а также обсуждает проблему существования и особой социальной роли т.н. средних слоев (класса) в нашей стране.

В третьей главе, посвященной традиционной для Юрия Левады теме изучения человека советского, оценке его способности к переменам и сохраняющегося потенциала сопротивления им, автор исследует социокультурные и социопсихологические процессы, сопровождающие разгосударствление человека, сформировавшегося в рамках советской системы, трансформацию его ценностей и его самооценки, его раздвоенного сознания и его социальных установок. Одна из основных целей автора в связи с этим, - выработка критериев анализа процессов поиска нашими согражданами новой идентичности, новых социальных смыслов и мотиваций, основ новой интеграции, новых стратегий адаптации. В целом автор приходит к выработке своего рода предварительного диагноза произошедших в российском обществе перемен: социальная разобщенность и субъективное одиночество личности перед властью, социальными институтами и масс-медиа поощряет индивидуализм и астенический синдром, лукавство и двоемыслие.

В четвертой главе, по авторскому замыслу подводящей итоги как самой монографии, так и двенадцатилетнему периоду существования ВЦИОМ как исследовательской организации, автор переосмысливает понятие общественное мнение, обращая особое внимание на объективность и значимость получаемой с помощью опросов информации о состоянии общества и процессах, происходящих в нем.

В целом монография представляет собою единство колоссального объема концентрированного фактического материала и глубокой аналитики, и на этой основе формирует чрезвычайно многогранный образ социальных перемен 1990-х гг. и представляется чрезвычайно полезным подспорьем для исследователей, преподавателей вузов и студентов, интересующихся политической социологией, проблемами социокультурных трансформаций и политической психологии, а также лиц, непосредственно вовлеченных в социологические исследования или аналитическую работу.

 

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Купцов
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 91-106. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 4 (48). С. 48-92. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 2 (58). С. 58-59. 
[Статья]
Аслан Хажисмелович Боров, Елена Георгиевна Муратова
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 157-166. 
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2003.  № 2 (68). С. 77-114. 
[Статья]
Александр Валентинович Оболонский
Общественные науки и современность. 2015.  № 4. С. 65-82. 
[Статья]
Э.Я. Баталов
Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 60-70. 
[Статья]