Эксоцман
на главную поиск contacts

«Школьный парламент»: игра с дальним прицелом

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Директор школы. 1995.  № 6. С. 54-58. 
Тематический раздел:
Статья рассматривает новые подходы к привлечению молодежи к участию в общественной жизни. Ушли в прошлое пионерская и комсомольская организации, но ничего нового на их месте не появилось. Как же заполнить образовавшийся вакуум? Автор статьи не дает готовые рецепты на этот счет, а просто делится имеющимся опытом.

Перестройка образования привела к разрушению структур, призванных вовлекать детей и подростков в разные формы общественной жизни. Ушли в прошлое пионерская и комсомольская организации, но ничего нового на их месте не появилось. Как же заполнить образовавшийся вакуум? Не беремся давать готовые рецепты на этот счет, просто поделимся имеющимся опытом.

Возможность попробовать себя

Расскажем о нашей работе в одной из московских школ по реализации программы, условно названной «Школьный парламент». Апробация элементов этой программы осуществляется в экспериментальных условиях - первоначально в отдельной группе, классе, нескольких классах. Результаты подвергаются тщательному анализу, корректируются ошибочные действия. Обязательное условие включения школьников в -эксперимент - их желание, интерес к работе, понимание целей. задач и содержания.

«Школьный парламент» - это дебаты на разные темы. Что они дают? Во-первых, формируются ораторские умения. Во-вторых, развивается мышление, появляется уверенность в себе при публичных выступлениях. Воспитываются манеры поведения, вырабатывается способность выразить свои потребности и отстоять свою точку зрения.

Проходят дебаты в форме командных соревновании, их темы определяются заранее или непосредственно перед самими соревнованиями. Дебатировались, например, проблемы: «Президентом России должна стать женщина», «Между поколениями всегда будет возникать непонимание», «Образование должно быть платным». Каждая команда отстаивает либо позитивную, либо негативную позицию. Процедура дебатов четко выдерживается по времени, а итоги оцениваются судьями в баллах.

Желание участвовать в игре выразили многие старшеклассники. Уже на отборочном этапе выяснилось, что они не имеют навыков построения развернутых выступлений, не умеют концентрировать внимание на сути проблемы, вести диалог, задавать вопросы по существу, рефлексировать содержание речи собеседника. Но порадовало, что школьники хорошо понимают и осознают свои трудности и имеют желание развивать коммуникативные навыки.

Для каждого члена команды была составлена индивидуальная программа подготовки к соревнованиям. При этом мы стремились помочь им, в конечном итоге, самоопределиться, выработать индивидуальную позицию при решении социальных проблем, найти средства защиты о] «агрессивных» воздействий социума. Не случайно мы выбрали именно старшеклассников, ведь подростковый и ранний юношеский возраст играет важную роль в развитии личности. Немецкий психолог Э. Штерн назвал этот период «серьезной игрой». У полростка появляется смутное чувство: то, что он делает, важно для его будущей жизни. Основной смысл «серьезной игры» в том-то и заключается, что появляется возможность попробовать себя, а затем перенести выработанные в таком эксперименте способы действия в различные жизненные ситуации. Это и делает ее непохожей на детскую, приближая к деятельности взрослых. Своеобразное сочетание игрового начала с серьезностью накладывает отпечаток на мысли, чувства, стремления и образ действий. Конечно, совсем по-взрослому не получается, слишком ограничен жизненный опыт. Вот, к примеру, старшеклассники охотно берутся за создание своих юношеских организаций. Но во что это выливается? В яростные, в течение многих недель споры об уставе, ведении протокола, в обсуждение каких-либо незначительных поступков. Через некоторое время организация, так толком и не возникнув, распадается. Постороннему наблюдателю покажется, что никакого прока от всей суеты и не было - пошумели, разошлись и все! Но это не так. Остается, как и от детских крепостей и замков на песке, разрушенных дождями и ветром, памятный след в душе, в сознании. Появляется не теоретический, а конкретный опыт, он очень пригодится в дальнейшем.

Старшеклассники очень любят обсуждать морально-этические проблемы, пытаются найти конкретные пути разрешения конфликтных ситуаций с окружающими. Действительно, когда мы проанализировали содержание своих занятий, беседы школьников с политиками, социологами, юристами, то убедились, что они осознают и глубоко переживают изменения в обществе - войны, насилие, бедность большинства населения. Меняется общество, меняется подросток, становясь все более прагматичным, расчетливым, ограниченным, эгоистичным. Чаще замечается и обсуждается все негативное. Поэтому в соревнованиях команд чаще побеждают те, кто защищает негативную позицию, и, наоборот, проигрывают отстаивающие позитивные суждения.

Основные этапы

Опишем коротко основные этапы нашей работы. На организационном этапе, как уже отмечалось выше, школьников знакомили с целями и задачами эксперимента, с правилами игры, ее содержанием, а также выявлялись мотивы участия. Выяснились и индивидуальные речевые стили: «публицисты» и «рассказчики». Для «публицистов» характерна раскованность, произвольность, легкость ассимиляции нового содержания, умение вести диалог, работать со смыслами противника. Им свойственны логичность, краткость и понятность изложения. «Рассказчикам», а их большинство, присуща описательность, повышенная эмоциональность, замкнутость в поле индивидуальных семантик, зажатость, статичность. Им трудно перестроиться в ходе выступления, особенно при подборе аргументов и контраргументов. Выявились также и роли «спикеров», «референтов», «мозговых центров». На втором этапе школьников обучали способам организации познавательной деятельности. Активно использовалось диалоговое общение, а также лекции и семинарские занятия. Начиная вести диалог между собой, мы, педагоги, постепенно включали в него старшеклассников, и это позволяло нам активизировать большее количество школьников, держать ситуацию под контролем, а также рефлексировать собственные действия (они постоянно обсуждались и анализировались после занятий). Наглядно демонстрировались нормы и правила речевого общения (логика построения высказываний, возможности эмоционального влияния на аудиторию, способы психологического воздействия на противника), а также возможности перестраивать речевые стили (с «рассказчиков» - на «публицистов»). Эффективность такого диалогового общения обучаемого и обучающего в том, что школьники имеют возможность сравнить разные стили обучения, обменяться личностными смыслами, выбрать для себя более приемлемые методы.

Подготовка двух речевых планов - позитивного и негативного - помогает «простраивать» действия противника, заранее, до соревнования, обдумать его мотивационные и интеллектуальные ходы. Постепенно, по мере того, как школьники обменивались смыслами, негативность и позитивность позиций уравновешивались и над старшеклассниками уже не довлел дух нигилизма.

На третьем этапе демонстрировались ситуации манипуляции сознанием человека и совместно вырабатывались способы защиты от их разных видов (осуществлялось «закрытие сознания»). Тем самым мы хотели помочь школьникам отстоять свою позицию не только во время соревнования, но и в случаях давления в социуме (например, в группах с антисоциальным поведением, в школе, семье).

Последний, заключительный, этап - проверка действенности новых способов поведения в конкретных ситуациях (в школе, семье, вне школы).

Некоторые результаты

Заметим, что особенно важна при осуществлении данной программы психологическая поддержка участников как со стороны сверстников, так и особенно педагогов. Открытая позиция педагога, желание принести добро, увидеть реальный эффект развития, а не использовать школьника в корыстных целях (получить, к примеру, поощрение от руководства, либо выиграть соревнования любой ценой) - вот что лучше всего воздействует на подростков.

Неудача каждого из них должна восприниматься как неудача всей группы и просчет педагогического метода.

К сожалению, не все учителя правильно понимают стремление подростка к саморазвитию. Зачастую происходящие в его поведении изменения воспринимают как желание выделиться, возвыситься над одноклассниками и даже унизить педагога. В нашей практике было немало таких конфликтных ситуации. Поэтому подобная работа должна осуществляться совместно с классным руководителем, с преподавателями истории, литературы, общественных дисциплин.

Предварительные результаты показали, что у старшеклассников значительно повысился интерес к учебе, к самообразованию. Обострилось и внимание к общественной жизни страны. Усилилась профессиональная направленность, произошла переориентация с одной профессии на другую (с профессий технического профиля - на профессии гуманитарной сферы), исчезла закомплексованность (по поводу некрасивой внешности, маленького роста, низкого статуса среди одноклассников). Родители отмечают, что у мальчиков сглаживаются явления подросткового кризиса, с ними значительно легче обсуждать серьезные вопросы. Сейчас школьники готовятся к участию в международном молодежном форуме, где им не только придется отстаивать свое мнение по экологическим, экономическим и социальным вопросам, но и вносить изменения в законодательные документы.

* * *

Вот таков «Школьный парламент». Игра, конечно, но игра с дальним прицелом - в завтрашний день России.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 86–98. 
[Статья]
Наталья Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 99–113. 
[Статья]
Ирина Викторовна Стародубровская
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 111-124. 
[Статья]
Борис Васильевич Боев, Элита Рустамовна Салман, Александр Викторович Баранчиков
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2001.  № 13. С. 76-96. 
[Статья]
Тамара Завеновна Адамьянц
Общественные науки и современность. 2019.  № 3. С. 66-78. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2009.  № 6. С. 108-116. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]