Эксоцман
на главную поиск contacts

Разные социотипы - разные стили

Опубликовано на портале: 31-08-2004
Директор школы. 1996.  № 5. С. 14-20. 
Статья посвящена вопросам соционики и дает некоторые рекомендации педагогам по учету соционтипа ученика в образовательном процессе. Социотип представляет собой некую константу, определяющую способ организации психической деятельности. Именно из его природы вытекает ориентация на те или иные формы и методы преподавания и воспитания, характер общения с детьми.

Что же это такое - соционика? И чем именно она может помочь педагогам? Журнал уже неоднократно затрагивал эти вопросы. Напомним основные публикации: «В глубинах психики, или Чем может помочь педагогу соционика», № 1 за 95г., с. 42; «В поисках контакта, или Вновь о соционике». № 5 за 95г., с. 1; «Соционика: первые шаги в школе». Ли 6 за 95г., с. 22. Сегодня продолжим разговор на ту же тему.

Стиль педагогической деятельности, носящий, естественно, индивидуальный характер, зависит от многих факторов: от психического склада человека, его ценных ориентации, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения и авторитета людей, оказавших наибольшее воздействие на процесс социализации педагога (особенно это характерно для молодых учителей). В данной статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть только один из аспектов: выяснить, как сказывается социотип педагога на стиле его работы.

Напомним, что социотип представляет собой некую константу, определяющую способ организации психической деятельности. Именно из его природы вытекает ориентация на те или иные формы и методы преподавания и воспитания, характер общения с детьми. Мы выделяем четыре стиля педагогической деятельности; каждый из них имеет и свои подстили.
1. Вдохновляющий. Подстили: завораживающий; артистический; располагающий.
2. Социализирующий. Подстили: дипломатический; абстрактно-теоретизирующий.
3. Теоретизирующий. Подстили: теоретико-прикладной; распорядительно-регулирующий.
4. Дисциплинирующий. Подстили: распорядительно-регулирующий; волевой. В основу типологиии положены следующие критерии: в зависимости от ориентации педагога на объект, то есть содержание преподаваемой дисциплины (что присуще логическим типам) или на отношение учащихся к предмету и самому учителю (этнические типы), а также в зависимости от того, какие цели преследует педагог - формирование устойчивого интереса к своему предмету (что характерно для интуитивных типов) или твердое усвоение строго определенного объема знаний по программе (сенсорные типы).

Подчеркнем, что ни один из перечисленных стилей не может быть назван идеальным. Каждому присущи не только сильные, но и слабые стороны. Мастерство руководителя, организатора учебно-воспитательного процесса в том и состоит, чтобы найти оптимальное применение каждому, грамотно сочетая их друг с другом.

Стиль «Вдохновляющий»

Он характерен для интуитивно-этических и этико-интуитивных типов. Его отличает стремление к реализации в ходе обучения человеческого потенциала, к раскрытию перспективных возможностей как учащихся, так и самого учителя. Преподаватель ориентирован не столько на конкретный результат, сколько на процесс объяснения материала и формирования у детей стойкого интереса к изучаемому предмету. Сильная сторона - умение учителя тонко чувствовать настроение класса, распознавать внутреннее состояние учащегося, строить с ним отношения, вести равноправный диалог. Преподаватель предпочитает работать со способными детьми, но при этом обладает умением увидеть в каждом ребенке скрытые возможности, стимулировать его активность. Педагоги с усиленными функциями этики и интуиции отличаются не только глубоким знанием своего предмета, но и богатством методических приемов подачи материала. Они обладают языковым чутьем, прекрасно владеют словом, речью. Склонны к импровизации. Характерная черта «завораживающего» подстиля - перенос основного акцента в работе на новое, необычное именно в содержании изучаемого материала, на его нетрадиционность, магическую привлекательность. Преподаватель творит, импровизирует с использованием методических приемов, позволяющих ему привлечь внимание учащихся к обсуждаемой проблеме, «заворожить» их.

«Артистическому» подстилю присуща повышенная эмоциональность в изложении материала, образность, «красивость» его подачи, богатство мимики, жестов, интонаций и тембра голоса, т.е. невербальных средств воздействия. Учитель как бы играет роль, вживается в нее, импровизируя на основе прочувствованного и принятого на веру материала.

К числу недостатков следует отнести невнимание к частностям, деталям. Это проявляется в том, что для объяснения на уроке учитель отбирает наиболее интересный материал, остальной, хотя и важный, оставляет на самостоятельную работу. На занятиях могут быть недостаточно представлены закрепление и повторение пройденного, контроль знаний учащихся. Учитель часто затрудняется в четкой постановке целей, глубоком анализе результатов своей деятельности, оценке знаний учеников. Ему с трудом дается составление планов, конспектов. Администрации школы при анализе результатов деятельности такого педагога следует проявлять максимум такта и внимания. Желательно предоставлять ему больше свободы для творчества, сочетая ее с контролем, но не мелочным, а мягким, доброжелательным. Необходимо иметь в виду, что для этико-интуитивных и интуитивно-этических типов педагогическая деятельность - это та сфера, где наиболее полно могут проявляться их способности и таланты. Поэтому такие учителя могут долгое время работать на энтузиазме, не получая должного вознаграждения, и, даже покинув школу, испытывать внутренний дискомфорт, сожалеть о своем поступке.

Стиль «Социализирующий»

Он предполагает наличие способности организовать такое взаимодействие с учащимися, которое имеет ярко выраженный воспитательный эффект и направлено на формирование актуальных, социально заданных качеств личности. Целью педагогического воздействия в данном случае является не столько стремление раскрыть перед учащимися всю глубину изучаемого предмета, сколько твердое усвоение определенного объема знаний, отработка конкретных, жизненно необходимых умений и навыков. Лучше всего с такой задачей справляются этико-сенсорные и сенсорно-этические типы.

Сильная сторона - способность преподавателя четко организовать учебный процесс. На уроке постоянно присутствуют все виды работ: объяснение, повторение, закрепление изучаемого материала, контроль за знаниями учащихся. Большое внимание учитель уделяет методической стороне своей деятельности, используя разнообразные, тщательно отработанные приемы. Часто меняет виды работ, практикуя коллективное обучение, игры. Стремится к вовлечению в активную деятельность всех учащихся. Равное внимание уделяет сильным и слабым ученикам.

Хорошо чувствуя психологический настрой класса, внутреннее состояние детей, педагог стремится расположить их к себе. Для него крайне важна обратная связь. Чутко следит за обстановкой на уроке, умеет снять психологическое напряжение, внимателен и заботлив.

«Располагающий» подстиль характеризуется умением педагога создать на уроке доброжелательную, располагающую атмосферу. Учитель стремится получить отклик на свои эмоции, но в отличие от «артиста» действует достаточно стандартно. Играя некую роль, не вживается в нее, тщательно рассчитывает воздействие на детей.

Девиз «дипломатического» подстиля: «Выглядеть достойно!» Педагог создает имидж, образ, чаще прогрессивного, строгого, доброжелательного учителя, которого неукоснительно придерживается. Стремясь к популярности среди учеников, может манипулировать отношениями.

Основные проблемы этого стиля связаны с особенностями мышления этико-сенсорных и сенсорно-этических типов. Их слабость - недостаточно развитое умение видеть перспективу, поэтому учитель плохо видит потенциальные возможности детей, почти не представляя, что от них можно ожидать в будущем. Это создает опасность, что в своих действиях педагог ориентируется преимущественно на «среднего» ученика, не уделяя должного внимания наиболее способным.

Еще один недостаток - преобладание эмоциональности над рефлексивностью. Учитель не всегда бывает объективным, может эмоционально «надавить», подчинить своему влиянию. Плохо рассчитывает время на уроке. Испытывает затруднения в планировании. Такие учителя больше воспитатели, чем предметники. Именно в организации воспитательной работы (в том числе и во внеурочное время) с набольшей полнотой реализуются их сильные качества. Они требуют внимательного отношения к себе. В основу взаимодействия с ними рекомендуется положить сочетание требовательности с доверием. Не следует забывать, что эти педагоги скорее тактики, но не стратеги.

Стиль «Теоретизирующий»

Он характерен для деятельности интуитивно-логических и логико-интуитивных типов. Учитель ориентирован главным образом на предмет, его содержание, глубину изучаемого материала, основную цель, результат своей деятельности он видит не в конкретной сумме знаний, а в формировании интереса к предмету, в развитии способностей учащихся к самостоятельному, логическому мышлению. Сильная сторона - высокий теоретический уровень учебного материала, нестандартность подхода к нему. Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, преподаватель нередко идет на привлечение новой, дискуссионной информации, выходит за рамки программы. В своих действиях он ориентирован преимущественно на сильных учеников - единомышленников или оппонентов. В общении с учащимися внимателен, доброжелателен, демократичен, проявляет уважение к чужой точке зрения. Не имеет склонности завышать оценки, считается педагогом объективным, строгим, но справедливым.

«Абстрактно-теоретизирующий» подстиль направлен на раскрытие перспективных тенденций, альтернативных сторон, глубинной сути изучаемых явлений и процессов. Преподаватель заостряет внимание учеников на противоречиях, требующих умения рассуждать на достаточно высоком уровне абстракции. Хорошо работает на стыке предметов.

«Теоретико-прикладной» подстиль увязывает рассмотрение теоретических проблем с реальной действительностью. Широкая эрудиция сочетается здесь с хорошим знанием жизни. Для рассуждений характерно движение от практики к теории, теоретическое осмысление конкретных явлений. Педагоги любят задавать учащимся каверзные вопросы, чтобы проверить их способность применять полученные знания в сложных ситуациях.

Существенный недостаток «теоретизирующего» стиля - то, что подходит он не для всех, а главным образом для сильных учеников. Установка на предмет, его содержание часто приводит к тому, что гораздо меньше внимания педагог уделяет методической стороне своей деятельности, доступности изложения материала, отработке конкретных умений и навыков.

Такому учителю желательно предложить работу в старших классах. Еще с большим эффектом могут проявляться его сильные стороны в классах с углубленным изучением отдельных предметов, при разработке концепций, новых идей, анализе и планировании. Но при условии, что на него не оказывается давление и ему предоставлена свобода творчества.

Стиль «Дисциплинирующий»

Этот стиль педагогической деятельности, свойственный сенсорно-логическим и логико-сенсорным типам, более всех остальных можно уподобить управлению производственным процессом. Его сильными чертами являются адекватное планирование учебного процесса, оптимальный отбор содержания изучаемого материала, четкий контроль знаний.

Предпочтение на уроках отдается репродуктивной работе. Преподаватели используют только апробированные методики. Работают в рамках программы, согласовывают свои требования с уровнем общепринятых стандартов. Строго следуют правилам, инструкциям. Направляют усилия на отработку конкретных умений и навыков. Важное значение придают наглядности, опыту, практике. Учителя умеют вовлечь в работу всех учащихся, не только сильных. Склонны к дисциплинарным методам воздействия. Объективны при оценке ответов. Прекрасные организаторы. Умеют подчинить любое действие достижению поставленной цели. Любят во всем порядок, не терпят неразберихи.

Однако могут быть властными, оказывать волевое давление, вспылить, если попадешь «под руку». В моменты срывов проявляют жесткие, отрицательные эмоции. С трудом разбираются в способностях учащихся, не знают, чего от них можно ожидать в будущем. «Распорядительно-регулирующий» подстиль характеризуется продуманной технологией работы на уроке, большим вниманием к организационным моментам. Высокая требовательность сочетается с проявлением заботы о том, чтобы на уроке были все условия для усвоения материала. Обучение предполагает отработку методов рационального решения поставленной задачи, более эффективного, экономичного способа достижения цели. Ставка делается на здравый смысл, разумность, ответственность учащихся. Доверие неотделимо от контроля.

«Волевой» подстиль - это требовательность к учащимся в выполнении своих обязанностей и строгий контроль. Дисциплина поддерживается на страхе наказания. Педагог добивается четкости ответа до малейших деталей. Не любит оппонентов, всегда стоит как бы над учеником, не стремясь его возвысить до своего уровня. Производит впечатление сильной личности. Его побаиваются. По сравнению с другими типами учителей гораздо большее внимание уделяет контрольно-оценочному этапу учебной деятельности, опасается предоставлять учащимся возможность действовать самостоятельно. Ориентируется на волевые качества учеников. Руководству школы желательно использовать прекрасные организаторские способности представителей данного стиля, их дисциплинирующее воздействие не только на учащихся, но и на учителей. Следует отмечать результаты их трудовой деятельности, лучше в осязаемой форме. Следует также учитывать, что к такому учителю нужно проявлять больше требовательности, чем доверия.

Рассмотренные стили педагогической деятельности можно дробить еще дальше, раскрывать еще глубже, выделив шестнадцать их разновидностей в соответствии с соционической типологией организации человеческой психики. Как мы видим, каждый из них обладает и сильными и слабыми сторонами. Их знание, позволяет руководителю школы реально взвешивать возможности педагогов в решении тех или иных задач учебно-воспитательного процесса.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Сергей Данилович Поляков
Директор школы. 1997.  № 2. С. 18-25. 
[Статья]
Петр Иванович Смирнов
Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 2. С. 89-101. 
[Статья]
Снежана Владимировна Скутнева
Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 114-118. 
[Статья]
Акоп Погосович Назаретян
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 141-144. 
[Статья]
Р. Матвеева
Директор школы. 1998.  № 2. С. 56-59. 
[Статья]
Татьяна Захаровна Козлова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 204-215. 
[Статья]