Эксоцман
на главную поиск contacts

A correlational and factor analytic study of four questionnaire measures of organizational culture / Исследование четырех вопросников для измерения культуры с помощью корреляционного и факторного анализа.

Опубликовано на портале: 30-09-2003
Human Relations. 1996.  Vol. 49. No. 3. P. 349 - 371. 
Авторы - Афина Ксенику и Адриан Фернхэм (департамент психологии университетского колледжа Лондона, Великобритания) - отмечают рост интереса к концепции корпоративной культуры, который привел к разработке различных вопросников для ее измерения. Для систематических сравнений корпоративной культуры в различных организациях необходимы стадартизированные методики, которые позволяют использовать статистические методы обработки. Это, конечно, приводит к тому, что вместо рассмотрения целостной культуры исследователи концентрируют свое внимание на наиболее важных, с их точки зрения, аспектах культуры. Наиболее популярной является операционализация данного понятия в виде совокупности поведенческих норм или ценностей. В исследовании авторов были использованы два вопросника, которые направлены на измерение ценностей как приоритетов или предпочтений, и два - которые нацелены на поведенческие нормы или ожидания в отношении поведения и взаимодействия членов организации. Организационные ценности можно оценить вопросником организационных убеждений (Organizational beliefs questionnaire), созданный Сашкиным (Sashkin), и анкетой корпоративной культуры (Corporate culture survey), разработанный Гласером (Glaser). Их субшкалы, как утверждают авторы статьи, мало пересекаются по содержанию пунктов. Инструменты для измерения поведенческих норм включали вопросник организационной культуры (Organizational culture inventory) Кука и Лафферти (Cooke & Lafferty) и анкету культурного разрыва (culture gap survey), созданный Килманном и Сакстон (Kilmann & Saxton). Эти инструменты показывают значительное пересечение в измерениях, используемых для оценки организационной культуры. Цель исследования - количественная оценка культуры с помощью четырех описанных выше вопросников, которые, по предположению авторов, являются релевантными измерительными инструментами культуры. Гипотеза исследования состояла в предположении высокой корреляции результатов, полученных по пересекающимся по содержанию субшкалам четырех вопросников. Выборка испытуемых состояла из работников двух британских организаций (издательская компания и косметическая фирма) 157 человек от 20 до 69 лет. В одной компании работники заполняли три вопросника, а в другой - все четыре. Корреляционный анализ данных показал конвергентную валидность пересекающихся субшкал всех четырех вопросников, которые измеряют одни и те же теоретические конструкты. Факторный анализ результатов выделил шесть легко интерпретируемых факторов, которые, таким образом, обеспечивают эклектичную концептуальную рамку для измерений организационной культуры.

С.А.Липатов
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Аркадий Ильич Пригожин
Общественные науки и современность. 2016.  № 6. С. 53-66. 
[Статья]
Dimitris Bourantas, Nancy Papalexandris
Journal of Managerial Psychology. 1990.  Vol. 5. No. 5.
[Статья]
Евгений Борисович Моргунов
[Учебная программа]
О.Е. Стеклова
Экономические науки. 2010.  Т. 63. № 2. С. 183-187. 
[Статья]
М.В. Плотников
Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 132-148. 
[Статья]
Елена Николаевна Данилова, Марина Иосифовна Тарарухина
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 3 (65). С. 53-64. 
[Статья]