Эксоцман
на главную поиск contacts

Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 58-60. 
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, официально вступив, таким образом, в европейское академическое сообщество и лицом к лицу столкнувшись с проблемами, которые ждут своего решения последнее десятилетие.
Главная роль Болонской декларации заключается в том, чтобы служить долговременной программой структурных изменений в системе европейского образования. Основные цели Болонской декларации — мобильность студентов и преподавателей, ведущая к транснациональному обучению; привлекательность образования с точки зрения европейского работодателя и конкурентоспособность европейского образования на международном рынке образовательных услуг — изначально предполагают присутствие международного аспекта во всех предполагаемых структурных изменениях, а это неизбежно ведет к интернационализации образования.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, официально вступив, таким образом, в европейское академическое сообщество и лицом к лицу столкнувшись с проблемами, которые ждут своего решения последнее десятилетие.

Главная роль Болонской декларации заключается в том, чтобы служить долговременной программой структурных изменений в системе европейского образования. Основные цели Болонской декларации - мобильность студентов и преподавателей, ведущая к транснациональному обучению; привлекательность образования с точки зрения европейского работодателя и конкурентоспособность европейского образования на международном рынке образовательных услуг - изначально предполагают присутствие международного аспекта во всех предполагаемых структурных изменениях, а это неизбежно ведет к интернационализации образования.

Интернационализация образования - это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность вузов. Процесс интернационализации образования влечет за собой структурные изменения как на правительственном / министерском уровне, так и на уровне конкретных образовательных учреждений. Остановимся подробнее на минимуме аспектов интернационализации, с которыми неизбежно сталкивается каждый вуз, включающийся в Болонский процесс.

Процесс интернационализации затрагивает:

  • студентов: набор иностранных студентов, организация обменныхпрограмм, а также индивидуальной студенческой мобильности;
  • профессорско-преподавательский состав: обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские программы, стажировки в зарубежных университетах, создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ;
  • содержательную сторону учебных программ: новые программы и курсы, учитывающие элементы межкультурной коммуникации и страноведения, иностранные языки (как предмет изучения и как язык-посредник при чтении курсов), дистанционное обучение, использование новых технологий;
  • вопросы сертификации, признания и оценки: выдача "двойных" дипломов, система зачетных единиц, признание документов об образовании, оценка качества образования;
  • вопросы руководства и управления вузом: структуры, которые могут и имеют право принимать решения, международные отделы, администрирование на факультетском и кафедральном уровнях, набор персонала, вопросы продвижения и развития, международное сотрудничество, программы обмена для администраторов, управление трудовыми и материальными ресурсами, консультационные и информационные службы, процедура оценки, инфраструктура.

Все перечисленное - далеко не полный список того, во что должен вникать и в чем разбираться, согласно европейской практике международного образования, руководитель международных служб вуза. Естественно, что ни одному менеджеру, даже самому талантливому и работоспособному, даже при помощи укомплектованного международного отдела, не справиться с таким объемом задач. Как показывает опыт американских и европейских университетов, активно работающих на международном образовательном рынке, руководитель международных служб оказывается, с одной стороны, в центре процесса интернационализации вуза, а с другой стороны, сама международная деятельность переходит из разряда периферийных в разряд приоритетных стратегических направлений развития вуза. При таком положении дел руководитель международной службы оказывается ответственным за три основные составляющие своей деятельности: идеи (не только предложить идею, но и разработать стратегию ее воплощения в жизнь), фонды (не только уметь находить дополнительное финансирование, но и разумно, экономно и с максимальной выгодой для вуза реализовывать эти средства), услуги (не только организовывать поселение, встречи и проводы для иностранных студентов, не только предвидеть, какие услуги могут быть востребованы иностранными студентами в ближайшее время, но и знать, какие из этих услуг можно сделать платными, а какие - нельзя). Иными словами, руководитель международных служб должен быть настоящим профессионалом: иметь организаторские способности, какую-то политическую власть и хорошо знать свое поле деятельности. Как показывают многочисленные примеры, описанные в отчетах и статьях американских и европейских реформаторов образования, успешная интернационализация вуза напрямую зависит от перечисленных качеств руководителя международных служб, от его видения необходимых структурных изменений в вузе.

В советские времена иностранными студентами, как правило, занимались международные отделы и деканаты по работе с иностранными студентами. Наряду с этими двумя наиболее распространенными структурами в некоторых вузах существовали подготовительные отделения и кафедры русского языка как иностранного. Более сложные структурные единицы были представлены в еще меньшем количестве вузов (чаще всего - в университетах и пединститутах), которые предлагали семестровые и краткосрочные курсы русского языка для иностранных учащихся. Подчинялись такие структуры начальникам международных отделов, деканам по работе с иностранцами, заведующим кафедрами и, на более высоком уровне, - проректору по учебной работе и проректору по международным связям. Все подразделения создавались и функционировали таким образом, что структуры, занимающиеся нашими студентами, не пересекались со структурами, которые работали с иностранными студентами. В связи с начавшимся процессом интернационализации высшей школы, в вузах начали появляться новые структурные подразделения, которые чаще носят названия управлений, центров и отделов. Например, центры международных программ, центры академической мобильности, центры международных обменов, центры или отделы, занимающиеся международной проектной деятельностью, организацией интенсивных курсов и летних школ, оформлением загранкомандировок, связанной с международным образованием маркетинговой и рекламной деятельностью, информационной и аналитической деятельностью, контрактами, культурными связями и т. д.

Усложнились и управленческие связи: структуры, связанные с международной деятельностью, в настоящее время могут подчиняться проректорам по международным связям, по учебной работе, по развитию, по науке, по качеству. Возможны и другие варианты, поскольку каждый вуз сам решает, какая схема управления является для него наиболее приемлемой, и никаких универсальных рекомендаций по внесению тех или иных структурных изменений нет и быть не может. Однако процесс интернационализации каждого отдельного вуза зависит, по нашему мнению, от его особенностей и должен быть соотнесен и согласован с миссией вуза, его трудовыми и финансовыми ресурсами, материально-технической базой, научным потенциалом, количеством студентов и другими основными составляющими стратегического плана развития вуза. После такого согласования станет очевидно, какие структурно-управленческие связи должны возникнуть в вузе для того, чтобы подразделения, работающие с иностранными студентами, полноценно взаимодействовали со структурами, отвечающими за российских студентов. Лишь после этого можно будет говорить о создании в вузе по-настоящему интернациональной среды.

Рамки настоящего материала, к сожалению, не позволяют затронуть вопрос о разведении двух понятий - интернационализация вуза и международный вуз. Хотелось бы только сказать, что такая реалия, как "международный вуз", широко распространенная в российской действительности, только начинает обсуждаться и осмысляться нашими зарубежными коллегами. Тем, кто интересуется этой темой, можно порекомендовать последний выпуск журнала Европейской Ассоциации по Международному Образованию: "The Multinational University".

Литература

1. Trends in Learning Structures in Higher Education (II). Follow-up Report prepared for the Salamanca and Prague Conferences of March/May 2001, April 2001. Р. 5.

2. Internationalisation at Home. A Position Paper. 2000. EAIE. Р. 13.

3. EAIE Occasional Paper 10. 1996. EAIE. Р.15 (Internationalisation and quality assurance: goals, strategies and instruments).

4. EAIE Occasional Paper 14. 2002. EAIE and AIFA, Р. 3 (The Chief International Education Administrator (CIEA) as an agent for organisational change).

5. EAIE Occasional Paper 15. 2003. EAIE (The Multinational University).


Диброва М. И. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования / М. И. Диброва, Н. М. Кабанова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 2(31). С. 58-60


BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Николай Алексеев
Проблемы теории и практики управления. 1998.  № 4/98.
[Статья]
Антонина Михайловна Гринь
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 16-24. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3. 
[Статья]
Евгений Борисович Цой, Анна Маратовна Гущина, Татьяна Иннокентьевна Белова
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 50-56. 
[Статья]
Надежда Шагабановна Никитина
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 62-70. 
[Статья]
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 98-102. 
[Статья]