Эксоцман
на главную поиск contacts

В. Е. Третьяков - ректор Уральского государственного университета им. А. М. Горького (Анкета журнала "Университетское управление")

Опубликовано на портале: 09-06-2004
Тематический раздел:
Анкета журнала "Университетское управление"
Вопросы учредителям:
I.Назовите основные проблемы управления вузом.
II.Отметьте тенденции развития управления университетами.
III.Сформулируйте перспективные задачи журнала "Университетское управление: практика и анализ".

На вопросы отвечает ректор Уральского государственного университета им. А. М. Горького В. Е. Третьяков

5-летие журнала: интервью, отзывы, пожелания

Вопросы учредителям:
I.Назовите основные проблемы управления вузом
II.Отметьте тенденции развития управления университетами
III.Сформулируйте перспективные задачи журнала "Университетское управление: практика и анализ"
В. Е. Третьяков
ректор Уральского государственного университета им. А. М. Горького

I. Университет является достаточно крупным учреждением с большим коллективом и очень многогранной, многопрофильной деятельностью. Исключительно важный для общества и государства характер деятельности, миссия, которая присуща этому учреждению требуют вовлеченности коллектива в разработку стратегических замыслов и идей во взаимодействии с руководством. Без этой работы, направленной на то, чтобы дело руководства стало делом всего коллектива и наоборот, даже самые хорошие идеи будут обречены на провал либо могут какое-то время жить, но не будут иметь долгосрочной перспективы. Это первое.

Второе, что необходимо, - это слаженность взаимодействия между различными службами, управлениями, работниками системы управления, понимание того, что они решают единую задачу.

В-третьих. Все-таки структура управления должна быть оптимальной с точки зрения соотношения централизации и децентрализации. Объективно идет процесс укрупнения вузовских структур, и в целях налаживания взаимоотношений между различными подразделениями, более быстрого и оперативного решения управленческих задач необходимо, чтобы некоторые структуры, занимающиеся отдельными видами деятельности, имели больше прав, больше автономии с целью повышения их ответственности за результаты своего дела.

И последняя, самая главная проблема: создание системы мероприятий, обеспечивающих контроль за выполнением решений. Эффективный контроль начинается с создания правил игры, когда каждый имеющий отношение к управлению или к исполнению принятого решения чувствовал бы свою личную ответственность и точно знал, какие последствия будут в зависимости от того, выполнил он это решение, не выполнил или выполнил очень хорошо. Это касается всех уровней, начиная с высшего руководства и кончая рядовым исполнителем.

II. Если говорить о времени, в котором мы живем, и с позиции этого времени рассматривать тенденции развития самих подходов к управлению, то прежде всего в этот переходный период требовалось найти способы замены старых методов управления, связанных с декларированием задач и опирающихся на волевые, административные методы, новыми - экономическими, ресурсными рычагами и механизмами. Чтобы это было не просто указание сверху и выполнение указания вышестоящего начальника, а стало кровным делом того, кому приходится выполнять это решение. Чтобы он был заинтересован, заинтересован не в материальном, финансовом отношении, а более широко - в своем профессиональном росте, своей карьере, условиях работы, социальной сфере и т. д.

Управление вузом очень изменилось за последние 10 лет, и главным изменением является переход к тем рычагам управления, которые затрагивают сферу человеческих отношений.

Управление, в котором все строилось на спускаемых сверху планах на многие годы вперед, а во внутренних отношениях - на механистическом выполнения должностных обязанностей каждого, во многом исключало инициативу, такой стимул к работе, как возможность что-то изменить в организации. Так что поиск и использование новых стимулов для людей, которые обеспечивают развитие вуза, его движение вперед, - это то, что сегодня характерно для управления вообще.

И второе - это более внятное и ясное понимание, что основной принцип управления - принцип обратной связи. Управление по программе в условиях различного рода неопределенности и неконтролируемых помех полностью бессмысленно. Особенно сейчас, когда эти помехи и непредвиденные обстоятельства являются правилами, а не исключениями в отличие от прежних времен. Поэтому управлять по заранее построенной программе в этих условиях просто не имеет смысла. Любое внешнее, непредвиденное воздействие настолько отклоняет объект, что продолжать управлять по прежнему решению, плану, программе - это значит добиваться противоположных целей по сравнению с теми, которые ставились.

Поэтому принцип обратной связи означает, что мы должны принимать решения на основе складывающейся обстановки и корректировать свои действия. Сегодня невозможно управлять ни страной, ни университетом, не опираясь на этот принцип. Это очень трудно понимается даже теми, кто занимается профессиональными вопросами управления в масштабах страны, в масштабах отрасли, но это непреложный закон: только тогда можно достичь поставленной цели, когда в основу организации управления будет положен принцип обратной связи. Для этого нужно научиться оценивать состояние объекта управления, и это состояние оценивается не только объективными параметрами деятельности вуза, но и состоянием самого коллектива - изменением взглядов, интересов, состоянием духа, состоянием университета как целостного живого организма.

III. Главная задача журнала как раз и должна отвечать этому принципу - принципу обратной связи. Журнал может и должен по наиболее важным направлениям деятельности высшей школы формулировать проблемы, давать оценку состояния, проводить обсуждения и дискуссии для того, чтобы решения, которые принимаются по управлению высшей школой, соответствовали бы законам управления. Это первая задача журнала и, на мой взгляд, именно эту задачу журнал и решает.

Очень хорошо, что журнал каждый раз посвящен той или иной управленческой проблеме. Главные направления и узловые проблемы вузов сегодня общеизвестны, они лежат на поверхности, но сейчас нужно выстроить те главные ориентиры, по которым можно оценить, в чем развитие или, наоборот, откат назад в деятельности высшей школы. Я думаю, что в одном из ближайших номеров журнала следовало бы обсудить те парадоксы, помехи, несуразности, которые не просто мешают развитию системы и в отдельности каждому вузу, но и заводят в тупик. Особенно сегодня, когда речь идет о модернизации образования, которая сама по себе не воспринята высшей школой, она идет сверху, непонятна. Поэтому перспективные задачи журнала связаны с основными узловыми проблемами модернизации образования в целом и высшего в частности. И нам нельзя отрывать в нашем журнале отдельно высшее образование от образования в целом. Мы каким-то образом должны посвящать страницы журнала и нашим глубоким органичным связям с образованием вообще, со школой в частности. Это и проблемы подготовки будущих наших абитуриентов, особенно в связи с теми процессами, которые происходят сегодня в обществе, в демографии, экономике. Я думаю, это одна из важнейших задач журнала: не замыкаться на высшей школе, а попытаться акцентировать внимание на коренных проблемах образования в целом, потому что университеты не могут быть просто потребителями выпускников школы, им нужно работать не только с учениками, но и с учителями, особенно в области новых технологий образования.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
[Статья]
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 7-13. 
[Статья]
Сергей Витальевич Севастьянов
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 54-61. 
[Статья]
Анна Леонидовна Мазалецкая, Дмитрий Владимирович Маслов, Carol Steed
Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 97-103. 
[Статья]
Виталий Борисович Королев, Виктор Александрович Кулагин
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 90-97. 
[Статья]
Надежда Львовна Титова, Ольга Николаевна Балаева
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 143-151. 
[Статья]
Владимир Петрович Ковалевский, Изабелла Давидовна Белоновская
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 13-17. 
[Статья]