Эксоцман
на главную поиск contacts

Вузы и региональная власть

Опубликовано на портале: 03-06-2004
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 32-34. 

Университеты, как и любой другой вуз, являясь федеральными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляют свою деятельность на определенной территории (область, город, район) и в отличие от прошлых лет сейчас в большей степени в интересах этой территории. Поэтому для решения своих вопросов: поддержание и развитие материально-технической базы вуза, решения социальных проблем профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов и других - важно убедить региональную власть в полезности вуза (вузов) для нее в экономическом, социальном и политическом отношениях.



В. В. Маланин
В. А. Шерстнев
,
Пермский государственный университет

ВУЗЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Университеты, как и любой другой вуз, являясь федеральными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляют свою деятельность на определенной территории (область, город, район) и в отличие от прошлых лет сейчас в большей степени в интересах этой самой территории. Поэтому для решения своих вопросов: поддержание и развитие материально-технической базы вуза, решения социальных проблем профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов и других - важно убедить региональную власть в полезности вуза (вузов) для нее в экономическом, социальном и политическом планах.

Эту задачу можно решить либо индивидуально, либо сообща, соблюдая в то же время и индивидуальные интересы.

Последнее, как нам кажется из нашего опыта, более эффективно в современных условиях. Поэтому решение многих вопросов жизни и деятельности Пермского государственного университета, лоббирование его интересов в органах региональной власти осуществляется через государственно-общественную организацию - Совет ректоров вузов Пермской области.

Стратегическим направлением в работе Совета ректоров на протяжении последних пяти лет являлась выработка и проведение региональной политики в области высшего профессионального образования. Реализация этой стратегии осуществлялась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы деятельности и развития высшего профессионального образования в регионе; взаимодействие с администрациями всех уровней; координация деятельности учреждений высшего профессионального образования по вопросам их развития, обобщения и распространения положительного опыта по организации учебного процесса, научной работы, повышения квалификации научно-педагогических и других работников; совершенствование системы непрерывного образования, социальной поддержки и защиты членов вузовских коллективов; усиление воздействия высшей школы на социально-экономическое и культурное развитие Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; развитие сотрудничества с иными типами образовательных учреждений и академическим сообществом; превращение Совета ректоров в действенный государственно-общественный орган управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в регионе; участие в разработке и реализации развития высшего профессионального образования России.

В настоящее время в результате совместной деятельности Совета ректоров и Администрации Пермской области в регионе сформировался многофункциональный комплекс высшего профессионального образования, в который входят пермские классический, технический и педагогический университеты; медицинская, сельскохозяйственная и фармацевтическая государственные академии; Пермский государственный институт искусств и культуры, Соликамский государственный педагогический институт; Чайковский государственный институт физической культуры; Пермский военный институт ракетных войск; Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ; Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества; Пермский филиал юридического института МВД РФ; филиал Удмуртского государственного университета (г.Кудымкар); Пермский региональный институт педагогических информационных технологий; Пермский институт Московского государственного университета коммерции; Пермский филиал государственного университета - высшая школа экономики; Пермский филиал Уральской академии государственной службы; филиал Ижевского государственного технического университета (г. Чайковский); филиал Уральского государственного технического университета- УПИ в г. Чусовом; филиалы Пермского государственного технического университета в г. Березники, Лысьва и Чайковский; филиал Пермского государственного университета в г. Березники; а также негосударственные вузы: Западно-Уральский институт экономики и права; Пермский гуманитарно-технологический институт; Прикамский социальный институт - филиал Московского открытого социального университета; филиал Московского социально-гуманитарного института; филиал Современного гуманитарного института (г. Москва), филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования осуществляется почти по 150 специальностям и в основном соответствует социальным запросам населения и структуре хозяйственного комплекса Пермской области.

Только в гражданских вузах в 1999/2000 учебном году обучается 54,9 тыс. студентов. Число студентов на 10 тысяч населения Пермской области составляет 184 человека. С 1995 года происходит устойчивый рост числа обучающихся в вузах.

В большинстве государственных вузов внедрена многоуровневая система профессионального образования, предусматривающая выпуск не только специалистов, но и бакалавров и магистров. Все государственные вузы, а также Западно-Уральский институт экономики и права и Березниковский филиал Пермского государственного технического университета успешно прошли государственную аттестацию и аккредитацию.

За последние годы в вузах открыта подготовка по 37 новым специальностям и направлениям. В стадии лицензирования находятся еще около 10 новых специальностей.

В вузах сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, кадров высшей квалификации (до 80 % научных и творческих работников области), которые активно участвуют в научных и научно-технических разработках, реализации научных и научно-технических программ, направленных на развитие Пермской области и России в целом. К числу наиболее общественно значимых региональных проблем, в решении которых значительная роль принадлежит вузам, можно отнести:

  • разработку основ многоукладной экономики в аграрном производстве;
  • рациональное использование природных ресурсов и их восстановление;
  • охрану окружающей среды;
  • реабилитацию и оздоровление населения;
  • создание компьютерных сетей для нужд науки, образования, здравоохранения и культуры;
  • разработку региональных образовательных стандартов и др.

В вузах Пермской области сложилась система непрерывного образования, включающая в себя довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. Вузами заключено 202 договора с учреждениями общего образования и среднего специального образования. При ПГУ и ПГТУ действуют лицеи с профильными классами по специальностям подготовки в вузе. Кроме того, в школах г.Перми и области работают профильные классы, в которых, кроме педагогов школ, работают и преподаватели вузов. Во всех учреждениях профессионального образования действуют курсы подготовки абитуриентов. Совместно с Департаментом образования и науки, муниципальными и районными отделами образования преподаватели высшей школы участвуют в подготовке и проведении предметных олимпиад и конкурсов школьников.

Целенаправленная работа вузов с учреждениями среднего профессионального образования - корректировка планов и программ обучения, преподавание в них педагогов высшей школы - позволила внедрить на ряде специальностей учреждений высшего профессионального образования ускоренное обучение выпускников этих учебных заведений.

Во всех государственных учреждениях высшего профессионального образования сформированы и работают структуры, обеспечивающие послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Деятельность этих структур ориентирована на выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, временно не работающих специалистов, стоящих на учете в центре занятости населения, а также работающих специалистов, которым требуются переподготовка и повышение квалификации.

Координирующая роль Совета ректоров и его совместная творческая работа с Департаментом образования и науки администрации Пермской области способствовали сбалансированности в работе вузов, преодолению межведомственных барьеров. Результатом этого являются региональные мероприятия поддержки государственных вузов, в том числе за счет средств областного бюджета: именные стипендии Пермской области студентам, аспирантам и докторантам; ремонт общежитий и учебных корпусов; межвузовские научные конференции; реализация контрактной целевой подготовки специалистов; информатизация образования. Выделенные в 1997- 99 годах средства (15,5 млн. рублей) из областного бюджета способствовали реализации мероприятий Программы развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Пермской области на 1997 - 2000 годы.

За эти же годы были заложены основы региональной законодательной и нормативной базы функционирования системы высшего профессионального образования Пермской области, его развития в системе единого регионального образовательного пространства. 4 апреля 1997 года постановлением губернатора Пермской области N 113 Главное управление образования администрации области преобразовано в Департамент образования и науки администрации Пермской области, что явилось основой формирования единого учебно-научного пространства на территории Пермской области и дало возможность вузам не просто органично войти в это пространство, но и более эффективно решать вопросы своего развития. Следующим интеграционным шагом стало Постановление губернатора Пермской области N 138 от 21.04.97 г. "О составе коллегии Департамента образования и науки Администрации Пермской области". Из 15 членов коллегии четверо являются одновременно и членами Совета ректоров, а трое непосредственно представляют высшую школу.

Закон Пермской области "О бюджете Пермской области" определяет объемы ежегодного финансирования вузов, и Совет ректоров совместно с Департаментом образования и науки ежегодно работает над подготовкой этого документа.

Центральным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в регионе, является Программа развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Пермской области на 1997 - 2000 годы, принятая Законодательным собранием Пермской области 21.08.97 года.

С целью содействия в подготовке специалистов для районов Пермской области Советом ректоров совместно с Департаментом образования и науки было разработано Положение о целевой контрактной подготовке, которое введено в действие Указом губернатора Пермской области 15.06.99 г. "О региональном государственном заказе на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием".

В период с января 1997 по февраль 1999 года принят ряд решений Законодательного собрания Пермской области и администрации Пермской области об именных стипендиях Пермской области.

14 мая 1998 года принят Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике", 27 августа того же года - решение Законодательного собрания и администрации Пермской области "О премиях Пермской области имени выдающихся ученых Прикамья", а 19 октября 1998 года принят Закон Пермской области "О государственной молодежной политике в Пермской области".

В этот же период Совет ректоров участвовал в подготовке и обсуждении таких важнейших региональных нормативных актов, как Программа стабилизации и развития образования Пермской области и Закон Пермской области "Об образовании".

Очень много внимания Совет ректоров уделяет совместной деятельности с администрациями различных уровней Пермской области по развитию сети учреждений высшего профессионального образования, отработке совместных подходов к проблемам подготовки специалистов, адаптации выпускников сельских школ в вузах, борьбе с халтурой в сфере высшего профессионального образования. Советом ректоров и президиумом проведено 10 выездных заседаний в рамках Пермской области и г. Перми в Соликамске, Березниках, Кудымкаре, Кунгуре, Осе, Суксуне, Чайковском и Кировском районе г. Перми, Добрянке, в работе которых приняли участие практически все главы местного самоуправления, либо их заместители, управляющие отделами образования, председатель и члены Законодательного собрания Пермской области, руководство Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

В результате всей этой многоплановой работы Совета ректоров в настоящее время, как нам кажется, достигнуто понимание региональной властью того, что вузы являются важной и неотъемлемой частью Пермской области и, что самое главное, региональная власть заинтересована в развитии высшего профессионального образования как такового и отдельных вузов в частности.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Николаевич Овчинников
TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 1. С. 17-22. 
[Статья]
Антонина Михайловна Гринь
Университетское управление. 2003.  № 4(27). С. 16-24. 
[Статья]
Алексей Константинович Клюев
Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3. 
[Статья]
Александр Олегович Грудзинский
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 9-20. 
[Статья]