Эксоцман
на главную поиск contacts

Инновационный проект развития образования Национального фонда подготовки кадров. Программа "Совершенствование управления в вузах

Опубликовано на портале: 17-09-2004

Формирование программы "Совершенствование управления в вузах" (в рамках Инновационного проекта развития образования) происходило в соответствии с одной из целей проекта  - "содействие совершенствованию систем руководства" путем поддержки "подпроектов, связанных с совершенствованием руководства и повышением эффективности управления в отдельных вузах через предоставление частично возмещаемых грантов, выделяемых на конкурсной основе".

Статья посвящена анализу программы.

В. М. Жураковский, И. В. Аржанова, В. А. Уледов

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Программа "Совершенствование управления в вузах"

В. М. Жураковский, И. В. Аржанова, В. А. Уледов, 2002.

 

Формирование программы "Совершенствование управления в вузах" (в рамках Инновационного проекта развития образования) происходило в соответствии с одной из целей проекта - "содействие совершенствованию систем руководства" путем поддержки "подпроектов, связанных с совершенствованием руководства и повышением эффективности управления в отдельных вузах через предоставление частично возмещаемых грантов, выделяемых на конкурсной основе".

В ходе подготовки и оценки проектов в приоритетном порядке поддерживались инициативы вузов в следующих основных направлениях:

  • совершенствование организационной структуры вуза;
  • демократизация управления вузами;
  • развитие новых технологий управления;
  • переподготовка управленческого персонала.

В результате конкурса проектов, проводившегося в 1998-2000 годах, отобраны 22проекта на общую сумму 5780400 долларов США и подписаны соответствующие договоры субзайма.

Анализ тематики выполняемых проектов показывает, что их направленность соответствует заявленным приоритетам, однако широта охвата инновациями различных аспектов университетского менеджмента варьирует в широком диапазоне.

Это связано:

  • во-первых, с различным стартовым уровнем управленческой культуры и разной потребностью в первоочередном развитии подсистем, обеспечивающих эффективный менеджмент;
  • во-вторых, с различными миссиями и ролью вузов в образовательном пространстве страны, регионов, отраслей;
  • в-третьих, с их разными материальными и кадровыми возможностями для реализации конкретных управленческих задач в условиях ограниченного ресурсного обеспечения.

С большой долей условности выполняемые проекты можно разделить на несколько групп.

1. Проекты, комплексно решающие проблемы перехода от рутинного администрирования к современному менеджменту с совершенствованием организационной и академической структуры и основных подсистем его поддержки (ТПИ, ЛЭТИ, СТАНКИН, ДВГТУ, НГТУ, ПетрГУ, АлтГТУ).

2. Проекты, представляющие существенные институциональные преобразования структуры вуза, формирование университетских комплексов, систем взаимодействия с рынком труда и образовательных услуг, а также информационное обеспечение управления вузами в новых условиях (КемГУ, КубГУ, МордГУ, БГПУ, Севмашвтуз, ТюмГНГУ, ТГПУ, МИИГАиК, МИФИ, РЭА им. Плеханова).

3. Проекты, в основном ориентированные на создание в вузах современной информационной среды, обеспечивающей принятие эффективных управленческих решений (РУДН, ЛИТМО, ЮРГУЭС).

4. Проекты, непосредственно посвященные созданию систем управления качеством (НГТУ, СПбГТУ, ИвГЭУ).

В целом совокупность проектов по компоненту "Совершенствование управления в вузах", в силу определенного первоначального замысла ИПРО и предыстории формирования тематики, не является единой программой исследований и разработок в области внутривузовского управления. Вместе с тем полученные и планируемые результаты проектов могут оцениваться как исходя из их эффективности в конкретном вузе, так и с точки зрения возможности их распространения и использования в системе высшего образования.

Учитывая вступление проектов в завершающую стадию, следует признать задачу оценки полученных результатов и формирование предложений по их возможному использованию в высших учебных заведениях страны весьма актуальными.

В настоящее время, когда проекты находятся на различных стадиях выполнения, анализ полученных результатов можно вести с использованием имеющихся промежуточных отчетов, отчетов по результатам мониторинговых визитов, публикаций по материалам проектов, итогов трех специально организованных конференций и семинаров-совещаний (Санкт-Петербург, 2000, Москва, 2001; Барнаул, 2002). Однако комплексную оценку результатов программы по этим источникам провести достаточно сложно.

Многоаспектность решаемых в проектах вопросов не позволяет четко структурировать и обобщить в компактной форме вклад вузов-участников в решение частных задач совершенствования университетского управления. В связи с этим организовано представление в НФПК руководителями вузов-бенефициаров материалов, содержащих сведения о целях, задачах, полученных и планируемых результатах (на сентябрь 2002 года), а также предложения по их распространению, возможному использованию и развитию в послепроектный период.

Полученные материалы, представленные в едином формате, позволяют не только получить информацию о направленности, ходе выполнения, реальных и возможных итогах реализации проектов в отдельных вузах, но и приступить к обобщенному анализу реализации программы. На текущем этапе развития ИПРО определение возможного совокупного вклада проведенных исследований, разработок и организационно-технических решений в совершенствование университетского менеджмента на общесистемном уровне имеет приоритетное значение. Это в определенной степени позволит компенсировать недостатки общего дизайна рассматриваемого компонента ИПРО как не связанного проектным единством набора инициативных предложений вузов.

В обобщенном виде системно значимыми результатами выполнения проектов по программе "Совершенствование управления в вузах" можно считать следующие:

1. Реальное освоение администраторами вузов, выполняющих комплексные проекты первой группы, методов и инструментария стратегического планирования и управления университетом, в частности программно-целевого планирования, проектирования организационной и академической структуры, информационной поддержки принятия управленческих решений с использованием корпоративных информационно-управляющих систем, методов оптимизации использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов, управления качеством работы вуза.

Формирующаяся новая генерация эффективных университетских менеджеров, реализованные инновационные управленческие решения, совокупность созданных методических, нормативных и программных продуктов имеют самостоятельную ценность как основа для обобщения и использования при совершенствовании нормативной базы высшей школы и формировании отраслевой системы повышения квалификации вузовских администраторов разных уровней. Системный подход позволил этим вузам использовать проекты в рамках ИПРО как "катализаторы" и привлечь для решения задач совершенствования управления дополнительные ресурсы, многократно превышающие размер полученных частично возвращаемых грантов. Представляется очевидной целесообразность систематического ознакомления высших менеджеров вузов страны с методами работы и результатами, достигнутыми наиболее успешными университетами, реализующими современные методы университетского менеджмента (не обязательно участвующими в ИПРО).

2. Практическое решение задач совершенствования структуры вузов путем создания и реструктуризации структурных подразделений, оптимизации схем их подчиненности и компетенции, нормативного и информационного обеспечения их деятельности. Следует отметить также разработки и практические результаты по формированию различных форм университетских комплексов, в том числе региональных университетских комплексов непрерывного образования. Общим для проектов, в основном связанных с институциональными преобразованиями, является использование информационных технологий в управлении разветвленными структурами вузов и комплексов, а также в обеспечении связей с внешней средой, в том числе на международном уровне.

3. Конкретные технические решения в области повышения эффективности внутренней и внешней информационной структуры, включающие модернизацию и развитие вычислительной сети вузов, создание корпоративных информационно-управляющих систем (или подсистем), обеспечивающих получение, хранение, защиту, передачу и обработку оперативной и нормативной документации как основы генерации управленческих решений.

Существенно, что работы в этом направлении ведутся в условиях известной вузам концепции создания ИАИС системы образования, ее общей структуры и требований к проектам по отраслевым программам. Выполнение таких проектов не только вносит определенный вклад в формирование отраслевой информационной среды (готовность к интеграции с ИАИС отрасли и общему электронному документообороту), но и способствует профессиональному становлению творческих разработчиков и квалифицированных пользователей в административных и информационных службах вуза.

4. Разработки в области менеджмента качества, широко представленные в большинстве проектов и рассматриваемые вузами как необходимое условие их конкурентоспособности. В этом отношении многие работы вузов являются пионерскими для отечественной высшей школы и отличаются комплексным подходом, включая принятие концепции (доктрины) и необходимых нормативных документов, использование мониторинга на основе информационных систем, создание соответствующих подразделений, учебу кадров, подготовку и сертификацию экспертов по качеству. Несмотря на использование большинством разработчиков и пользователей требований и рекомендаций международных стандартов в области менеджмента качества, имеется значительное разнообразие подходов, особенно в области обеспечения взаимосвязи управления качеством с управлением ресурсами и персоналом.

В связи с актуальностью проблемы этот аспект вузовского управления особенно нуждается в организации обмена опытом и квалифицированном обобщении.

5. Опыт мероприятий, направленных на демократизацию управления вузами. С этой целью принимаются меры по вовлечению в процесс управления коллектива вуза и партнеров, по делегированию прав и полномочий руководителям среднего звена или общественным формированиям, по введению самообследования и самоаттестации вузов, подразделений и сотрудников, по развитию разнообразных форм мотивации персонала. Накапливается опыт создания и деятельности попечительских советов вузов и университетских комплексов (округов). В ряде вузов формируются различные общественные структуры по организации отдельных видов студенческой деятельности.

6. Освоение вузовскими администраторами высшего и других уровней процедур и навыков проектной деятельности, что позволяет использовать методы системного проектирования в решении задач эффективного функционирования и развития вузов, а также привлекать дополнительные ресурсы путем успешного участия в конкурсных процедурах по отечественным и международным проектам и программам.

7. Возможность создания элементов регионально-распределенной системы повышения квалификации и переподготовки вузовских администраторов с использованием результатов проектов разрабатываемых программ учебно-методического обеспечения для обучения управленческого персонала. Предусмотренные во многих проектах меры по переподготовке управленческих кадров реализуются не только в масштабах вузов, но и регионов.

Говоря об имеющемся на сегодняшний день потенциале, в том числе и по результатам реализации проектов в рамках программы "Совершенствование управления в вузах", следует отметить наличие:

  • информационных материалов, обобщающих российский и зарубежный опыт различных подходов к университетскому менеджменту;
  • инновационных решений в области университетского менеджмента, апробированных и действующих в российских вузах;
  • нормативных внутривузовских документов, закрепляющих использование механизмов стратегического менеджмента в конкретных вузах;
  • администраторов вузов - экспертов по различным направлениям университетского менеджмента;
  • разработанных, апробированных и в ряде случаев сертифицированных европейскими и американскими организациями программ повышения квалификации в области университетского менеджмента;
  • сети вузов и сети исполнителей, работающих в течение трех лет по единой программе в области университетского менеджмента, т. е. некоего профессионального сообщества, владеющего информацией о современном университетском менеджменте, реально занимающегося внедрением новых управленческих процедур и механизмов и, что немаловажно, владеющих опытом проектной деятельности.

Практически весь вышеназванный потенциал, созданный в ходе выполнения отдельных проектов и программы в целом, может представлять интерес для большинства вузов России, что ставит задачу разработки инструментария для распространения полученного опыта: механизмов, правил и процедур. Инновационный проект развития образования в силу своего пилотного характера предусматривает определенные меры по распространению результатов конкретных проектов. В частности, договоры субзаймов, как правило, содержат обязательства вузов-бенефициаров по проведению конференций и семинаров, публицистической деятельности или размещению материалов на сайтах вузов, по повышению квалификации преподавателей и административного персонала, по подготовке проектов нормативных документов.

Однако ограниченные объемом займа ресурсы не позволяют в рамках отдельных проектов проводить масштабные мероприятия диссиминационного характера, имеющие общесистемное значение.

Кроме того, изначальный подход (реализованный при формировании программы "Совершенствование управления в вузах") к решению различных аспектов внутривузовского менеджмента конкретных вузов как к вариативному ставит на стадии распространения результатов, как минимум, задачи:

  • обобщения и анализа полученных результатов, их дифференциации по уровню и масштабу востребованности отдельными вузами или системой высшего образования;
  • разработки мер информационной, организационной и финансовой поддержки по распространению результатов, имеющих общесистемное значение.

Очевидно, что предлагаемые вопросы лишь частично могут быть решены Национальным фондом подготовки кадров в рамках ИПРО. Широкая программа диссиминационных мер требует эффективного взаимодействия и координации всех организаторов проектной деятельности в данной сфере, и Министерство образования Российской Федерации должно в первую очередь взять на себя ответственность за распространение лучших результатов, имеющих общесистемное значение.

Национальный фонд подготовки кадров планирует и проводит ряд специальных мер, направленных на информирование вузовской общественности о реализуемых в рамках ИПРО инновациях, в частности, проводит региональные и всероссийские конференции и семинары, пилотные тренинги и тематические школы для администраторов вузов, а также публикует информацию в профильных изданиях.

Ряд мероприятий в этом аспекте, запланированных на конец 2002-2003 год, предложен к совместной реализации с профильными подразделениями Минобразования России, в том числе:

  • всероссийская конференция по студенческому самоуправлению на базе РЭА им.Плеханова (январь 2003 года);
  • научно-практическая конференция "Привлечение и эффективное использование ресурсов в вузах" на базе Петрозаводского государственного университета (2-й квартал 2003 года);
  • пилотные тренинги, к общей части которых могут быть приурочены региональные семинары-совещания:
    • "Стратегический менеджмент в вузах" на базе Кабардино-Балкарского университета (февраль 2003 года);
    • "Системы качества и управление качеством в вузах" на базе МГТУ "СТАНКИН" и Санкт-Петербургского электротехнического университета (март 2003года);
    • "Корпоративные информационные системы в управлении вузом" на базе Санкт-Петербургского института точной механики и оптики (апрель 2003 года).
      (по результатам проведенных тренингов планируется организация семинара-совещания топ-менеджеров российских вузов с целью представления результатов программы и перспектив ее развития на базе Санкт-Петербургского горного университета, осень 2003 года).
  • российско-американская конференция по вопросам внутривузовского менеджмента на базе одного из московских вузов (май 2003года).

Для информирования российской вузовской общественности о ходе реализации и результатах проектов НФПК достигнута договоренность о постоянных публикациях в журналах "Высшее образование сегодня" и "Университетское управление", изданы сборники трех конференций по программе "Совершенствование управления в вузах" - ЛЭТИ, Санкт-Петербург (май 2001 года); РУДН, Москва (январь 2003года); АлтГТУ (апрель 2003года).

Однако все вышеперечисленные мероприятия (за исключением тренингов) затрагивают только один уровень диссиминации - распространение информации об имеющемся опыте в заявленной сфере деятельности и, учитывая окончание финансирования ИПРО в 2003 году, не могут быть продолжены в последующие годы.

Вместе с тем вопросы организации, совершенствования и обеспечения университетского менеджмента по различным направлениям будут всегда актуальны и востребованы, что определяет необходимость разработки более долгосрочных мер для их поддержки. Причем в этом случае речь идет не только и не столько о результатах ИПРО, сколько о позитивных результатах всех проектов, реализуемых в рамках национальных и международных программ по университетскому менеджменту или разработанных конкретными вузами вне каких-либо программ.

Естественно, что развитие университетского менеджмента должно быть подкреплено соответствующими социологическими исследованиями, научными и техническими разработками, подготовкой специалистов, однако первоочередными, по мнению НФПК, мерами в направлении распространения уже имеющегося опыта, должны быть две составляющие:

  • открытый и широкий доступ к информации о реализуемых программах, проектах и полученных результатах, об экспертах в сфере вузовского управления, о существующих программах повышения квалификации в данной области;
  • переподготовка административного персонала вузов как наиболее эффективный механизм распространения результатов.

Ориентировочный просчет всего комплекса деятельности, связанной с дальнейшим развитием программ в области университетского менеджмента, показывает, что ни одной из финансирующих организаций, работающих в настоящий момент в данном направлении не под силу их решение поодиночке. Их можно решить только в тесном взаимодействии всех заинтересованных участников этого процесса при объединении информационных, организационных и финансовых усилий.

В декабре 2002 года, совместно с Министерством образования Российской Федерации, Институтом "Открытое общество" (Фондом Сороса), IREX и Казанским государственным университетом планируется проведение Международной конференции "Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании" с участием вузов - бенефициаров ИПРО. Одна из основных задач конференции - разработка согласованных предложений по эффективному распространению опыта вузов в сфере университетского менеджмента и по развитию этой сферы деятельности.

N  Название вуза Название проекта
1 Санкт-Петербургский государственный институт точноймеханики и оптики (технический университет) Совершенствование системы управления вузом на основе повышения эффективности внутренней и внешней информационной инфраструктуры
2 Петрозаводский государственный университет Создание Северо-Европейского открытого университета
3 Московский государственный университет геодезии и картографии Разработка и реализация инноваций по совершенствованию организационной, управленческой и финансовой структуры технического университета в области наук о Земле
4 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова Система управления крупным высшим учебным заведением с обширной разветвленной структурой как единым образовательным комплексом с использованием геоинформационных технологий
5 Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет) Совершенствование организационной структуры МИФИ в соответствии с требованиями российского и международного рынка труда и образовательных услуг
6 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) Совершенствование системы управления университетским комплексом как основа повышения эффективности образовательной и научно-педагогической деятельности
7 Томский политехнический университет Разработка и создание системы программно-целевого управления вузом в рыночной экономике
8 Барнаульский государственный педагогический университет Система непрерывного педагогического образования регионального учебно-научно-педагогического комплекса
9 Дальневосточный государственный технический университет Оптимизация системы управления техническим университетом, имеющим разветвленную сеть институтов и региональных филиалов, на основе использования новейших информационных технологий
10 Филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета - Севмашвтуз Разработка и внедрение системы поддержки принятия решений при управлении многопрофильным вузом в условиях многоканальной системы финансирования
11 Российский университет дружбынародов Разработка и внедрение системы поддержки принятия решений при управлении многопрофильным вузом в условиях многоканальной системы финансирования
12 Кемеровский государственный университет Формирование организационной структуры и системы управления региональным комплексом непрерывного образования
13 Московский государственныйтехнологический университет"Станкин" Совершенствование системы административно-финансового планирования и активного управления качеством подготовки специалистов для обеспечения конкурентоспособности вуза в условиях российской экономической реформы
14 Санкт-Петербургский государственный техническийуниверситет Система оценки состояния и управления качеством в высших учебных заведениях
15 Кубанский государственныйуниверситет Создание гибкой системы современных технологий и развития обучения в Кубанском госуниверситете
16 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса Программное обеспечение компьютерной разработки и ведения организационно-методической документации вуза
17 Российская экономическаяакадемия им. Г. В. Плеханова Организация системы подготовки профессиональных кадров в сфере управления экономикой и развитие студенческого самоуправления
18 Новосибирский государственный технический университет Разработка и реализация автоматизированной административно-управленческой системы, обеспечивающей эффективное управление вузом и повышение качества образования
19 Томский государственный педагогический университет Формирование системы управления инновационными процессами комплекса педагогического и общего образования Томской области на базе ТПГУ
20 Тюменский государственный нефтегазовый университет Разработка новой структуры управления Тюменского государственного нефтегазового университета как ассоциации научно-образовательных субъектов
21 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Система менеджмента образовательной деятельности в университете - региональном многопрофильном центре профессионального образования
22 Ивановский государственный энергетический университет Разработка и внедрение автоматизированной системы управления качеством высшего учебного заведения
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Marsel Hetu, Влад Е. Генин
Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 61-66. 
[Статья]
Сергей Витальевич Севастьянов
Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 54-61. 
[Статья]
Анна Леонидовна Мазалецкая, Дмитрий Владимирович Маслов, Carol Steed
Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 97-103. 
[Статья]
Виталий Борисович Королев, Виктор Александрович Кулагин
Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 90-97. 
[Статья]
Надежда Дмитриевна Вавилина
Регион: экономика и социология. 2009.  № 3. С. 146-156. 
[Статья]
Александр Иванович Юрьев
Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 48-66. 
[Статья]
Виталий Павлович Прокопьев, Сергей Алексеевич Рогожин
Университетское управление. 2003.  № 5-6(28). С. 63-75. 
[Статья]