Эксоцман
на главную поиск contacts

Аттестация руководителей: не кампания, а механизм управления

Опубликовано на портале: 16-09-2004
Директор школы. 1996.  № 6. С. 19-23. 
Статья посвящена организационным проблемам и вопросам, которые возникают в ходе проведения аттестации руководителей. Есть несколько подходов к аттестации. С одной стороны, аттестация - это целостное, относительно автономное явление, с другой - составная часть системы управления образовательным учреждением. По своей сути оба подхода взаимосвязаны. И это единство нарушается лишь тогда, когда отсутствуют: демократичность аттестационных процедур; единые критерии и вообще к аттестации относятся как к очередной кампании.

Будем помнить, что аттестация - это процесс, а не кампания и проходит она через ряд этапов, каждый из которых концентрирует в себе различные категории людей, связанных общими целями и конкретными задачами. Разумеется, средства для них могут быть различными, но важно, чтобы все свершалось в рамках демократических взаимоотношений, при соблюдении гласности, массовости, законности, системности. И еще: аттестация как целостное управленческое явление имеет и дополнительные признаки, соблюдение которых обязательно. Это единство требований и условий ко всем аттестуемым руководителям и другим участникам образовательного процесса, мобильность используемых в аттестационных процедурах средств для фиксации результатов экспертизы, их обработки, хранения и воспроизведения. Опишем каждый из этапов, его доминирующую цель, краткое содержание, действия наиболее заинтересованных в реализации конкретной цели участников, их взаимоотношения друг с другом и с различными структурами (как и самих структур) и, наконец, ожидаемый результат.

Первый этап: подготовительный

Цель: разработать и апробировать концепцию аттестации руководителей образовательных учреждений, отвечающую определенным требованиям как по части содержания, так и организации. Прежде всего необходимо определить понятие «профессиональная культура (квалификация)», дать описание его составных частей и компонентов, которые, собственно, и будут анализироваться и оцениваться, разработать их критерии. Затем дать определение понятия «аттестация», его этапов и процедур. Сюда же входят разработка и описание единой для всего образовательного пространства системы процедур, позволяющей провести констатацию и оценивание всех составных частей профессиональной культуры руководителя, полной системы ранжирования, механизмов оценки, самооценки, подсчета.

Требования, касающиеся организационной стороны, включают в себя, во-первых, обязательное проведение всех этапов аттестации с соблюдением демократических принципов управления и всех процедур экспертизы по каждому аттестуемому. Во-вторых, соблюдение независимости экспертов и других участников аттестации, четкое разделение их функций, регулирование работы стандартными требованиями к проведению экспертизы и других частных процедур. И, в-третьих, аттестующие (эксперты) должны быть выше по профессиональной культуре аттестуемых.

В работе на этом этапе участвуют заказчики - федеральный или региональный орган управления образованием, разработчики - различные институты, ассоциации, ученые, практики, демонстраторы - руководители школ, участвующие в эксперименте.

Заказчик организует государственно-общественный конкурс на лучшую концепцию аттестации руководящих работников, проводит апробацию лучших вариантов и утверждает наиболее оптимальный из них для массового применения. Разработчики в соответствии с условиями конкурса апробируют концепцию, представляя результаты эксперимента на суд экспертов и общественности.

Участие же демонстраторов заключается в том, чтобы, познакомившись с концепцией, пропустив через себя ее идеи, дать оценку для экспертов, работников органов управления и общественности. Ну а результатом должно стать разработанная и апробированная Концепция аттестации руководителей образовательных учреждений.

Второй этап: ознакомление и самоанализ

Цель - создать условия для самооценки своей профессиональной культуры (квалификации) каждым участником аттестационного процесса. Для этого в первую очередь аттестующие и аттестуемые знакомятся с той системой, в которой они будут взаимодействовать. Создаются аттестационные комиссии и экспертные группы, организуется их обучение знаниям и умениям, требуемых Концепцией. Состав экспертов должен быть представлен не менее чем двумя группами, чтобы у аттестуемого была возможность выбора. В каждую группу должны входить следующие специалисты: педагог, психолог, управленец. С каждым экспертом заключается договор, где оговариваются условия работы и оплаты.

А каковы действия аттестуемого? Прежде всего он знакомится с Положением об аттестации, с аттестационной комиссией и с экспертной группой. Он вправе отвести кого-то из экспертов, может выразить недоверие и комиссии в целом, но при этом должен убедительно обосновать свое мнение. В случае согласия он, готовясь к следующему этапу, проводит самоанализ своей профессиональной квалификации (культуры).

Третий этап: экспертиза

Цель: выявить уровень профессиональной культуры (квалификации) аттестуемого руководителя образовательного учреждения и коллектива в целом по ряду показателей (в соответствии с концепцией). Этот этап включает в себя систему различных мероприятий и процедур, каждая из которых отличается от других своей конкретной задачей и организацией и является относительно автономной.

Эксперт намечает с аттестуемым руководителем план мероприятий по экспертизе, проводит полный (или свернутый, но до определенного минимума) перечень частных процедур, дает оценку (если это требует экспертиза на данном этапе) по заданной системе.

Ну а руководитель, проходящий аттестацию, демонстрирует экспертам свои знания и умения и организует показ результативности своей деятельности в соответствии с требованиями процедур экспертизы. Он обеспечивает возможность проведения всех включенных в экспертизу процедур и их соответствия этическим нормам, например, в части организации анкетирования. Общение эксперта с педагогами, родителями или учениками должно проходить без руководителей (аттестуемых и не аттестуемых). Результатом этапа является документ-заключение, содержащий оценку тех или иных сторон профессиональной культуры руководителя. Он предоставляется и комиссии, и самому аттестуемому. Оценка должна состоять из количественной (в баллах) и качественной характеристик.

Четвертый этап: самооценка и повторная экспертиза

Цель: сличить собственную оценку своей профессиональной культуры с оценкой экспертов и в случае несогласия обоснованно возразить и принять участие в повторной экспертизе. Обязательные требования к этому этапу следующие: соблюдение условий для обоснования несогласия аттестуемого руководителя с результатом экспертизы и проведение повторной экспертизы другой экспертной группой.

Аттестуемый пишет заявление в аттестационную комиссию с обоснованием своего мнения о результатах экспертизы. Затем повторно общается с новыми экспертами. Возможно, их выводы будут иными, и тогда аттестуемый, несомненно, согласится с ними. Во всех случаях решающее слово остается за аттестационной комиссией.

Пятый этап: оценка аттестационной комиссии

Цель: утвердить оценку, данную экспертными группами. Комиссия принимает и оформляет решения, уведомляя о нем аттестуемого руководителя и соответствующую управленческую структуру. Результат - документ о присвоении аттестуемому руководителю соответствующей категории или об отказе в присвоении таковой.

Шестой этап: информация и сопоставление

Цель: информировать всех заинтересованных лиц о совокупной профессиональной культуре участников образовательного процесса и учреждения в целом.

Пользуясь банком данных, заложенным в компьютерной программе на аттестованных руководителей, кафедра управления (или обучающая структура) организует встречи с учащимися, родителями, педагогами, руководителями, представителями инспекторско-методических служб. На этих встречах идет речь как о профессиональной культуре руководителя учреждения и других участников образовательного процесса, так и о результатах деятельности всего коллектива.

Слушателей знакомят с показателями динамики знаний и умений, развития способностей, роста нравственно-эстетической зрелости учащихся. Говорится и о динамике правовой активности (участие в управленческой деятельности) участников образовательного процесса и т.д.

Вся эта информация дается в двух сравнительных аспектах: нормативном и сопоставительном. Нормативность подразумевает сравнение показателя профессиональной культуры аттестованного руководителя, конкретной категории участников образовательного процесса, школы (образовательного учреждения) с современными требованиями государства к общему образованию граждан и с важнейшими достижениями культурной жизни. Сопоставление подразумевает сравнение любых показателей культуры с показателями типового образовательного учреждения. В перспективе возможен и еще один аспект сравнения- личностный. Он будет касаться только аттестуемого руководителя, уровня его культуры в прошлом и настоящем, динамики ее развития. Информация должна быть доведена до всех участников образовательного процесса, но при этом не будем забывать об этике. Отдельные моменты должны носить конфиденциальный характер. Скажем, то, что касается личности аттестуемого руководителя, должно быть сообщено только ему, а о характере взаимоотношений учителей и администрации должны узнать лишь только они, но не учащиеся и родители. И еще: содержание информации должно быть полным и по возможности более объективным, тогда на примере конкретной аттестации мы сможем обучить демократическому управлению многих участников образовательного процесса.

Седьмой этап: заключительный

Цель: определить по основным показателям совокупной культуры участников образовательного процесса задачи на совершенствование деятельности данного учреждения. Проводятся расширенные педсоветы или конференции.

Результатом данного этапа должен стать документ в виде программы развития школы.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Нелли Филипповна Бодиева
Директор школы. 1995.  № 4. С. 34-38. 
[Статья]
Наталья Олеговна Вербицкая, Владимир Л. Назаров
Директор школы. 1999.  № 6. С. 15-19. 
[Статья]
Андрей Бондович Бакурадзе
Директор школы. 2001.  № 1. С. 27-32. 
[Статья]
Дмитрий Семенович Львов
Экономическая наука современной России. 2002.  Экспресс-выпуск №2. С. 5-24. 
[Статья]