Эксоцман
на главную поиск contacts

По пути осознания совместных целей. Некоторые элементы технологии управления

Опубликовано на портале: 03-08-2004
Директор школы. 1993.  № 2. С. 31-35. 
Сегодня мы начинаем знакомить наших читателей с элементами технологии управления. Их источниками являются российско-американский семинар для директоров школ и заведующих райгороно «Лидер XXI века», материалы канадских, американских, бельгийских, нидерландских коллег, соответственно адаптированные для российских условий. Данный материал мы рассматриваем как инструмент, с помощью которого можно начать целенаправленный процесс развития коллектива по пути осознания совместных целей в профессиональной деятельности.

Технология работы

Даны пять вариантов анкеты, в которой представлены индивидуальные характеристики.
Первый имеет целью выбор наиболее значимых характеристик, описывающих «хорошего ученика». Очень важно, чтобы эти характеристики относились к сегодняшнему ученику Вашей школы, в сегодняшних непростых условиях существования.
Второй имеет те же цели, но описывает «хорошего учителя» в сегодняшней ситуации вашей школы.
Третий имеет целью описать «идеального ученика». Это понятие (всегда относится к будущему и может рассматриваться как цель.
Четвертый предполагает описать «идеального учителя». Это так же категория будущего и может, например, являться целью управленческой деятельности руководителя.
Пятый вариант предназначен для определения характеристик человека, который в сегодняшних обстоятельствах является успешным, назовем его «преуспевающим взрослым». Эта анкета особенно важна, так как она дает представление о том, как понимают учителя социальный заказ.

Все пять анкет могут быть проведены в учительской среде, например, как часть педагогического совета. Время работы над каждой зависит от выбранного метода, однако, в среднем занимает порядка десяти минут. Всего таким образом около часа.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АНКЕТОЙ

Групповой - состав педагогического совета разбивается на микрогруппы по 3-5 человек каждой. В- этом случае на каждую группу дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете.

Индивидуальный - каждый выполняет свою работу индивидуально и сдает задание через указанный промежуток времени. Данный подход имеет существенные минусы: значительный объем работы по обработке результатов и отсутствие процесса обсуждения характеристик в группах, что само по себе является чрезвычайно важным опытом согласования мнений. Список может быть роздан в печатном виде или спроектирован на экран.

АНКЕТА

1. В представленном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые Вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что есть, а не того, что должно или могло бы быть).
( ) дух соперничества
( ) конформность
( ) чувство товарищества
( ) креативность, способность к творчеству
( ) способность критически мыслить
( ) любознательный - пытливый ум
( ) озабоченность материальным успехом
( ) порядочность - справедливость
( ) честность
( ) гуманизм (доброта)
( ) независимость
( ) интеллектуальная развитость
( ) материалистичность
( ) послушание
( ) предприимчивость
( ) открытость
( ) наличие собственных убеждений
( ) уравновешенность - организованность
( ) чувство юмора
( ) эмоциональность
( ) искренность
( ) социальная адаптабельность
( ) воспитанность.
Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).
Выработайте единое мнение в группе.

2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «идеального школьника».
(Список повторяется).

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые Вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».
(Список повторяется).
Выберите пять черт, которые представляются Вам наиболее существенными и расположите их по степени значимости.
Выработайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются Вам наиболее существенными для описания «идеального учителя».
(Список повторяется).
Выберите пять наиболее важных черт и расположите их по степени значимости.
Выработайте единое мнение в группе.

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются Вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого» сегодня.
(Список повторяется).
Выберите пять наиболее важных черт и расположите их по степени значимости. ИТОГИ И ВЫВОДЫ

Обсуждение результатов можно провести сразу, в этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом. После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.

Данное упражнение может преследовать следующие цели:
-уточнить представление о сегодняшнем состоянии и идеале;
- развести эти понятия;
- привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в учебных заведениях с реальным социальным заказом;
- рассмотреть соответствие идеала и реального социального прогноза развития общества.

В качестве примера мне бы хотелось привести результаты работы с такого рода анкетой группы руководителей народного образования (уровень - директор школы, зав. райгороно).

При этом были получены результаты, которые описаны ниже.

ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ
1. Предприимчивость
2. Озабоченность материальным успехом
3. Критическое мышление
4. Креативность
5. Независимость

Каким образом можно анализировать эти результаты и что полезного руководитель может извлечь из них?

Направление анализа:
С начала проанализируем представления о настоящем. Среди представлений о хорошем ученике господствует набор характеристик, которые отражают стремление руководителя школы к социальному миру в школьной среде. Характерно, что среди наиболее привлекательных черт сегодняшнего школьника отсутствуют такие, как критическое мышление, самостоятельность, дух соперничества и др. Важно отметить, что эти характеристики отсутствуют и в представлениях о хорошем учителе.

Однако бросается в глаза резкая разница между представлениями о хорошем состоянии основных участников учебного процесса и состоянием окружающей среды, которые выражены в анкете «преуспевающий взрослый».

О среде, на основании результатов, можно сказать, что она явно выше оценивает самостоятельных, критически мыслящих людей, имеющих собственные убеждения и склонных к риску, имеющих развитый дух соперничества. (Возможно, в вашем регионе представления о «преуспевающем взрослом» могут быть совершенно другие, но в данном случае это не играет роли). Что произошло? Налицо разрыв между потребностями сегодняшнего этапа развития общества и представлениями данной группы руководителей образования о потребностях общества. Неверно воспринимается социальный заказ, и неадекватно оценивается окружающая обстановка. Можно допустить, что причина этого в высоком уровне конфликтности и в подсознательном желании спроектировать более комфортные условия собственного существования.

Итак, на основании анализа сегодняшних представлений можно сделать вывод о том," что школа, образовательное учреждение в котором подобное несложное исследование даст аналогичные результаты, вряд ли будет очень успешна с точки зрения соответствия потребностей общества и, следовательно, может находиться в конфликте с потребностями родителей и учащихся.

Конечно, можно сказать, что школа не обязана идти на поводу у недостаточно ясного социального заказа, который в наше сумбурное время вообще сложно точно сформулировать, но я бы рискнул сделать замечание, что период, который мы сегодня переживаем и называем переходным, - это надолго, и мы должны вырабатывать стратегии и тактики поведения именно для этого времени. Одним из существенных элементов сегодняшней стратегии должны быть поиск или расширение социальной базы поддержки образования. Это возможно лишь в том случае, если мы соотнесем свои представления о настоящем и будущем с аналогичными представлениями, которые развиваются в окружающей нас среде.

Теперь проанализируем представления об идеале, которые должны как-то соотноситься с представлениями о будущем обществе. Если хотя бы на минуту предположить, что рынок зсе-таки возможен, то возникает ощущение:
данная группа руководителей народного образования такую возможность всерьез" не рассматривает, поскольку среди значимых для них характеристик нет тех, которые обеспечивали бы успешное существование в будущем с достаточно высоким уровнем конкуренции.

Чрезвычайно неожиданным в процессе работы с группой было то, что при обсуждении анкеты «преуспевающего взрослого» выяснилось: для подавляющего большинства группы само это понятие носит ярко выраженный негативный характер, данный персонаж представляется почти криминальным.

Тот факт, что преуспевание сегодня представляется педагогам (на законном основании) невозможным, может очень сильно отягощать взаимоотношения с детьми и родителями.

В связи с этим, в целях соотнесения «учительской» точки зрения и иных целесообразно точно такую же анкету провести со старшеклассниками и родителями.

В этой статье мы не обсуждаем вопрос о том, хороши или плохи те или иные представления о настоящем и будущем. Мы говорим о том, что наличие тех ножниц, на которые было указано в попытке краткого анализа, может вызывать напряжения.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Arlette Karpoff
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
[Статья]
С.А. Белякова
Университетское управление. 2008.  № 6. С. 12-31. 
[Статья]
Б. А. Колтынюк
[Книга]
С.А. Белякова, А.А. Иванова
Университетское управление. 2008.  № 3. С. 5-18. 
[Статья]
Александр Рудольфович Наумов, Василий Владимирович Чекмарев
Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 18-24. 
[Статья]
Лилия А. Зубченко
Социальные и гуманитарные науки. Отечеcтвенная и зарубежная литература. Серия 2, Экономика. Реферативный журнал. 2001.  № 4.
[Статья]