Эксоцман
на главную поиск contacts

Децентрализация - это увеличение ответственности каждого

Опубликовано на портале: 06-08-2004
Директор школы. 1994.  № 5. С. 82-87. 
В статье рассказывается о Законе о децентрализации, который был принят в 1985 году во Франции, предоставивший больше полномочий партнерам государственной системы образования, а также разным ее "актерам". Учитывая специфический характер образования, Закон о децентрализации оставляет в компетенции государства: содержательную часть и общую организацию образования, набор, обучение и оплату труда школьного персонала, общее управление средними учебными заведениями, частичное финансирование учебного процесса, некоторые средние учебные заведения (в том числе колледжи и лицеи с преподаванием на иностранных языках), высшие учебные заведения.

В 1985 году во Франции был принят Закон о децентрализации, предоставивший больше полномочий партнерам государственной системы образования, а также разным ее "актерам".

Основной принцип и делегированные полномочия

Учитывая специфический характер образования, Закон о децентрализации оставляет в компетенции государства: содержательную часть и общую организацию образования, набор, обучение и оплату труда школьного персонала, общее управление средними учебными заведениями, частичное финансирование учебного процесса, некоторые средние учебные заведения (в том числе колледжи и лицеи с преподаванием на иностранных языках), высшие учебные заведения.

Территориальные власти разрабатывают перспективную схему школьного строительства (среднесрочное планирование с учетом местных нужд) и программу финансирования школ (власти департамента финансируют деятельность колледжей, а власти региона - лицеев).

Годовой план финансирования школ утверждается префектом региона (комиссаром Республики) на основании предложений ректора учебного округа. В соответствии с этим планом государство обеспечивает новые учебные заведения штатами, необходимыми для их функционирования.

Территориальные власти отвечают за строительство, реконструкцию, техническое содержание, оборудование и функционирование колледжей и лицеев. Для этого они получают от государства финансовые средства (дотации и перевод налогов). Тем не менее, средние учебные заведения по-прежнему возглавляются представителями государства, которые призваны обеспечить нормальное функционирование школ.

Статус колледжа и лицея Пока публичное право принадлежало одному юридическому лицу (государству), колледжи и лицеи имели статус "национального заведения административного характера". Теперь они стали "общественными учебными заведениями местного значения" и, обладая правами юридического лица, являются в принципе самостоятельными учебными заведениями.

Решение об открытии нового колледжа или лицея принимается, соответственно, властями департамента или региона. В каждом учебном заведении действуют административный совет, возглавляемый руководителем школы, и так называемая постоянная комиссия.

Колледжи и лицеи самостоятельно решают вопросы педагогики и воспитания, а также финансовые вопросы. В области педагогики и воспитания их самостоятельность распространяется: на формирование классов и групп учеников; на принцип группирования учеников на составление почасового расписания уроков на базе выделенного школе общего количества часов преподавания; на определение режима работы школы; на выбор дополнительных предметов и занятий по повышению квалификации для подростков и взрослых; на связи школы с ее социальным, культурным и экономическим окружением; на выбор специальных тем обучения в дополнение к темам, предусмотренным государственными программами; на выбор факультативных предметов. Эта самостоятельность осуществляется в рамках действующих законов и правил, а также с учетом педагогических и воспитательных целей, сформулированных властями учебного округа и министерством образования. Все решения, касающиеся школьной жизни, утверждаются административным советом по предложению руководителя школы. Эти решения могут быть отменены властями учебного округа, то есть они не являются обязательными к исполнению в отличие от решений коллегиальных советов, существующих при местных органах власти.

Руководитель школы выносит на рассмотрение административного совета проект школьного бюджета, разработанный с учетом финансовых возможностей и в рамках общей политики департамента или региона.

Административное устройство

Законом 1985 года определено и административное устройство средних учебных заведений. Административный совет - это школьный орган управления. В зависимости от масштабов учебного заведения в него входят 24 или 30 членов: представители территориальных властей, администрации школы и одно, либо два высоких должностных лица, выборные представители школьного персонала, выборные представители родителей и учеников.

Состав административного совета ежегодно переизбирается.

Постоянная комиссия. В нее входят 14 членов административного совета. Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся функционирования учебного заведения.

Дисциплинарный совет. В него входят все члены постоянной комиссии, а также один ученик. Совет рассматривает вопросы школьной дисциплины. Он может применить к нарушителям дисциплины соответствующие санкции, в том числе исключение из школы на 8 дней.

Педагогические структуры

Педагогические группы и педсовет. В педагогическую группу входят преподаватели одного основного предмета или дополнительных предметов. С учетом мнения классного руководителя педагогическая группа обеспечивает взаимодействие учителей при координировании учебных занятий, выборе школьных учебников, учебного оборудования и педагогических методик, а также при оценке работы каждого ученика. Педагогические группы выполняют начальную стадию разработки "школьного проекта" с учетом специфики учебного заведения.

Педагогические группы, объединяющие всех преподавателей одной школьной дисциплины, образуют учебный совет.

Педагогические группы, объединяющие всех преподавателей одного класса или одной группы учащихся, образуют педагогический совет. Педсовет рассматривает работу каждого учащегося с целью оценки его способностей и оказания ему помощи в занятиях и в выборе дальнейшей учебы. Совет составляет годовой отчет о работе каждого ученика и на его основе вносит предложения по учебной ориентации школьника. Классный совет. Согласно статье 33 постановления от 30 августа 1985 года, касающегося децентрализации, в каждой государственной школе должны быть сформированы классные советы.

В состав совета входят: руководитель учебного заведения или уполномоченное им лицо (председатель совета), преподаватели класса или группы учеников класса, включая классного руководителя, два делегата от родителей учеников данного класса (выбираются руководителем школы из списка, представленного каждой федерацией родителей, участвующей в работе административного совета. Места распределяются пропорционально количеству голосов, полученных при избрании членов административного совета. Как правило, в классный совет выбираются родители, дети которых учатся в данном классе, хотя в некоторых случаях в совет входят на добровольных началах и родители учеников из других классов), два делегата учеников класса (избираются учащимися в начале учебного года), старший советник по воспитательной работе, советник по учебной ориентации.

Кроме того, руководитель школы может пригласить на заседание классного совета школьного врача, представителя службы социального обеспечения, медсестру. Классный совет созывается три раза в год по инициативе руководителя школы. Совет учитывает мнение педсовета о каждом ученике.

Классный руководитель, роль и обязанности которого четко определены, представляет совету результаты, достигнутые учениками, и выражает свою точку зрения на рекомендации по учебной ориентации, сформулированные педагогической группой класса. На основании этого и с учетом всех педагогических, социальных и медицинских сведений, представленных другими членами, классный совет анализирует ситуацию каждого ученика с тем, чтобы помочь ему в учебной работе, выборе дальнейшего обучения и, если необходимо, в освоении профессии.

На таких же условиях и с учетом дополнительных сведений, полученных по просьбе или с согласия ученика (если он совершеннолетний) или его семьи, совет высказывает свое мнение по поводу перевода в следующий класс или целесообразности повторного обучения в том же классе.

С тех пор как классные советы были введены в школьную практику, обнаружились их некоторые функциональные недостатки. Поэтому в их деятельность были внесены следующие процедурные изменения:
- при работе классного совета не проводится голосование. Никто из членов совета не обладает ни решающим, ни совещательным голосом. Председатель совета (руководитель школы или уполномоченное им лицо) стремится к достижению консенсуса с учетом всех замечаний и мнений. В случае разногласий и при невозможности найти устраивающее всех решение последнее слово Остается за руководителем. При этом он исходит из мнения большинства или из собственной оценки ситуации;
- совет не рассматривает персональные случаи, поскольку это могло бы нанести ущерб ученику или его семье;
- в случае разногласий между семьей ученика и советом по поводу учебной ориентации родители ученика могут обратиться за поддержкой к руководителю школы, а если и после этого разногласия не преодолены - в арбитражную комиссию;
- совет не уполномочен принимать решения об исключении из школы. Такое решение может исходить только от дисциплинарного совета.

Классный совет играет ведущую роль в педагогической работе среднего учебного заведения. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы хорошо подготовиться к классному совету, предварительно переговорив с преподавателями, родителями и старшим советником по воспитательной работе. Преподаватели, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы представить на совете всю необходимую информацию для более четкого понимания общего состояния дел в классе.

Родители, участвующие в работе классного совета, выполняют функцию связи между участвующими сторонами.

Таким образом, на уровне классных советов обеспечивается основной принцип децентрализации - увеличение ответственности каждого партнера, участвующего в учебном процессе.

Перевел с французского Борис Карпов.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Михаил Викторович Смирнов, Александр Александрович Стариков, Виктор Александрович Колясников
Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 64-75. 
[Статья]
Ирина Александровна Лиман
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
[Статья]
Марина Владимировна Ларионова
Вестник международных организаций. 2006.  № 2. С. 15-25. 
[Статья]
Вера Евстафьевна Андреева
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 40-43. 
[Статья]
Antonio Goldsmith
[Учебная программа]
С.В. Власова
Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 190-192. 
[Статья]
Владимир Алексеевич Зернов
Высшее образование в России. 2004.  № 9. С. 52-58. 
[Статья]