Эксоцман
на главную поиск contacts

Политическая харизма: версии и проблемы

английская версия

Опубликовано на портале: 13-10-2004
В статье представлены основные идеи выдвинутой М. Вебером концепции политической харизмы. Он использовал это понятие применительно к «определенному качеству индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Это, например, политический вождь, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на массы. При харизматическом господстве политические мнения формируются в основном «наверху», а не передаются лидеру избирателями в ходе делегирования полномочий. Харизматическое правление в чистом виде возникает из «коллективного возбуждения», вызванного необычной ситуацией и/или при наличии экстраординарных психических состояний у ведомых масс (к примеру, таков массовый энтузиазм). Отмечается, что в современной социологии нет единства взглядов в отношении как самой концепции харизмы, как и к применимости этого понятия к анализу политических процессов. Лёвенштейн полагает, что феномен харизмы возможен только в «ранние эпохи» и в несовременных обществах. В современную эпоху преобладающей тенденцией стало искусственное создание харизматического лидера бюрократическими структурами. Глассман пишет о «сфабрикованной харизме», Й Бенсман и М. Гайвант вводят понятие «псевдохаризма». Понятие харизмы широко используется в теориях модернизации (Эптер, Валлерстайн) при описании типа правления в период перехода от традиционной системы господства к современному государству. В современной литературе встречается также "мессианский подход", при котором харизматический лидер рассматривается как некий "спаситель", способный вывести группу (общество) из кризисной ситуации.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Валерий Алексеевич Глазырин
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. VIII. № 3. С. 59-70. 
[Статья]
Лилия Шевцова
[Книга]
Zygmunt Bauman
[Книга]
Александр Владимирович Бузгалин, А. Калганов
Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 28-30. 
[Статья]