Эксоцман
на главную поиск contacts

Political charisma: versions and issues

русская версия

Опубликовано на портале: 13-10-2004
В статье представлены основные идеи выдвинутой М. Вебером концепции политической харизмы. Он использовал это понятие применительно к «определенному качеству индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Это, например, политический вождь, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на массы. При харизматическом господстве политические мнения формируются в основном «наверху», а не передаются лидеру избирателями в ходе делегирования полномочий. Харизматическое правление в чистом виде возникает из «коллективного возбуждения», вызванного необычной ситуацией и/или при наличии экстраординарных психических состояний у ведомых масс (к примеру, таков массовый энтузиазм). Отмечается, что в современной социологии нет единства взглядов в отношении как самой концепции харизмы, как и к применимости этого понятия к анализу политических процессов. Лёвенштейн полагает, что феномен харизмы возможен только в «ранние эпохи» и в несовременных обществах. В современную эпоху преобладающей тенденцией стало искусственное создание харизматического лидера бюрократическими структурами. Глассман пишет о «сфабрикованной харизме», Й Бенсман и М. Гайвант вводят понятие «псевдохаризма». Понятие харизмы широко используется в теориях модернизации (Эптер, Валлерстайн) при описании типа правления в период перехода от традиционной системы господства к современному государству. В современной литературе встречается также "мессианский подход", при котором харизматический лидер рассматривается как некий "спаситель", способный вывести группу (общество) из кризисной ситуации.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Борис Владимирович Дубин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 2 (64). С. 26-40. 
[Статья]
Владимир Петрович Горяинов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 14-21. 
[Статья]
Antonio Goldsmith
[Учебная программа]
В.Ф. Тарасенко
[Учебная программа]
Виктор Фокич Бурлачук
Социология: теория, методы, маркетинг. 2000.  No. 4. P. 91-105. 
[Статья]
Ирина Викторовна Стародубровская
Общественные науки и современность. 2019.  № 1. С. 156-168. 
[Статья]