Эксоцман
на главную поиск contacts

Исследования социальной структуры в переходных обществах (Историко-методологический обзор)

английская версия

Опубликовано на портале: 28-02-2005
Как переходное автор рассматривает то состояние общества, при котором достаточно радикально изменяются его основные функции, что приводит к качественным изменениям в социальных институтах на основе трансформирующейся иерархии социальных ценностей. Процессы трансформаций такого рода приобретают перманентный характер с середины XIX в. в связи с бурным развитием капитализма. За минувший век в социологии разработан категориальный аппарат анализа социальной структуры и ее смещений. Автор сосредоточил внимание преимущественно на характеристике исследований социальной структуры в трудах П.А. Сорокина и ведущих социологов Гарвардской школы – Т. Парсонса и Р. Мертона. Рассмотрена история первых эмпирических исследований социальной структуры (в Великобритании XIX в. в исследованиях тред-юнионизма и рабочего движения). Автор выделил три группы теорий социальной стратификации, сохраняющих наибольшее влияние в современной западной социологии. 1. Теория стратификации, идущая от учения К. Маркса, основанная на отношении людей к средставм производства и на тех способах, с помощью которых люди зарабатывают себе средства существования. 2. Подход, идущий от Макса Вебера, при котором предполагается, что классовые различия основаны не только на отношении к средствам производства, но и на особом отношении к профессии (высокий уровень профессиональной культуры, проявляющийся в рациональной организации труда, особая трудовая этика, обеспечивающая такую организацию - специфические черты работника в условиях современного западного капитализма). Вебер выделил еще один аспект стратификации – различия между социальными группами в области социального достоинства или престижа, которым люди обладают в различной мере. 3. Идущий от социолога Эрика Райта подход, при котором учитываются способы контроля над экономическими ресурсами.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ольга Александровна Хасбулатова, Лариса Станиславовна Егорова
Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 48-54. 
[Статья]
Мелвин Л. Кон, Валерий Хмелько, Владимир Ильич Паниотто, Хо-Фунг Хунг
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 24-64. 
[Статья]
Вадим Вениаминович Сапов
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 118-120. 
[Статья]
В. М. Степаненкова
Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 141-142. 
[Статья]
Валерий Владимирович Афанасьев
Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 129-137. 
[Статья]