Эксоцман
на главную поиск contacts

Исследования социальной структуры в переходных обществах (Историко-методологический обзор)

английская версия

Опубликовано на портале: 28-02-2005
Как переходное автор рассматривает то состояние общества, при котором достаточно радикально изменяются его основные функции, что приводит к качественным изменениям в социальных институтах на основе трансформирующейся иерархии социальных ценностей. Процессы трансформаций такого рода приобретают перманентный характер с середины XIX в. в связи с бурным развитием капитализма. За минувший век в социологии разработан категориальный аппарат анализа социальной структуры и ее смещений. Автор сосредоточил внимание преимущественно на характеристике исследований социальной структуры в трудах П.А. Сорокина и ведущих социологов Гарвардской школы – Т. Парсонса и Р. Мертона. Рассмотрена история первых эмпирических исследований социальной структуры (в Великобритании XIX в. в исследованиях тред-юнионизма и рабочего движения). Автор выделил три группы теорий социальной стратификации, сохраняющих наибольшее влияние в современной западной социологии. 1. Теория стратификации, идущая от учения К. Маркса, основанная на отношении людей к средставм производства и на тех способах, с помощью которых люди зарабатывают себе средства существования. 2. Подход, идущий от Макса Вебера, при котором предполагается, что классовые различия основаны не только на отношении к средствам производства, но и на особом отношении к профессии (высокий уровень профессиональной культуры, проявляющийся в рациональной организации труда, особая трудовая этика, обеспечивающая такую организацию - специфические черты работника в условиях современного западного капитализма). Вебер выделил еще один аспект стратификации – различия между социальными группами в области социального достоинства или престижа, которым люди обладают в различной мере. 3. Идущий от социолога Эрика Райта подход, при котором учитываются способы контроля над экономическими ресурсами.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 42–54. 
[Статья]
Войцех Заборовский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 8-35. 
[Статья]
Владислав Леонидович Иноземцев
Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 18-27. 
[Статья]
Леонид Григорьевич Ионин
Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 3-12. 
[Статья]
Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 22-37. 
[Статья]
Сергей Макеев, Анжела Патракова, Анна Домаранская
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 85-100. 
[Статья]