Эксоцман
на главную поиск contacts

Educational finance and accessibility: An international comparative examination of tuition and financial aAssistance policies

Опубликовано на портале: 08-12-2003
Comparative and Global Studies in Education. 2000.  Vol. 5. No. 1.
Тематический раздел:
К началу 21 в. в Китае наметилась тенденция переноса части затрат на высшее образование с государства на студентов и их родителей. Это происходит по трём причинам:
Во-первых, государственное финансирование высшего образования недостаточно. Требуются дополнительные ресурсы, поскольку существенно вырос спрос на высшее образование. Постоянно увеличиваются затраты, приходящиеся на одного студента, причём рост цен в высшем образовании опережает рост цен других в других секторах экономики. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой бюджетные ассигнования на нужды высшего образования в последние годы существенно сократились. Это может быть связано как с возникшими затруднениями со сбором налогов, с дефицитом бюджета, так и с существованием множества других государственных потребностей, конкурирующих между собой за бюджетные средства. Зачастую расходы на высшее образование не являются приоритетными статьями. Поэтому, введение платы за обучение - способ привлечения дополнительных средств в сферу высшего образования.
Во-вторых, введение платы за высшее образование и других форм софинансирования оправдывается соображениями равенства. Все люди платят налоги, но не все получают «бесплатное» высшее образование. При схеме софинансирования предполагается, что нуждающимся студентам будут выдаваться гранты и/или кредиты на покрытие расходов во время образования из средств, получаемых в качестве платы за обучение более состоятельных студентов. Это сохранит, а возможно и увеличит, степень доступности высшего образования.
В-третьих, необходимость введения механизма софинансирования вытекает из неолиберальной экономической концепции и заключается в том, что плата за обучение придаст сектору высшего образования рыночные черты: эффективность, ориентирование предложения образовательных услуг на реальные потребности.
Существует множество аргументов против введения механизма софинасирования, но, тем не менее, политики не могут предоставить необходимые средства для высшего образования. Поэтому, по мнению авторов статьи, совпадающего с позицией Всемирного банка, общественность рано или поздно придёт к необходимости софинансирования.

См. статью на эту же тему:
D. Bruce Johnstone. Cost Sharing in Higher Education: Tuition, Financial Assistance, and Accessibility in Comparative Perspective

Ссылки
текст статьи на сайте Graduate School of Education
Buffalo:
http://www.gse.buffalo.edu/org/IntHigherEdFinance/Chinese/6WebFinanceAccessibility.pdf
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Алина Сергеевна Заборовская
[Статья глоссария]
Яна Михайловна Рощина
Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 13-20. 
[Статья]
Яна Михайловна Рощина
Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 69-79. 
[Статья]
Marsel Hetu, Влад Е. Генин
Социологические исследования. 2003.  № 10. С. 61-66. 
[Статья]
Университетское управление. 2007.  № 4. С. 24-33. 
[Статья]