Эксоцман
на главную поиск contacts

Homo Post-Soveticus

Опубликовано на портале: 01-06-2004
Анализируются материалы мониторингового исследования ВЦИОМ “Советский человек”, которое с 1989 г. проводится раз в пять лет. На основе данных 1999 г. рассматриваются некоторые важные черты “человека постсоветского”. Прежде всего это “человек приспособленный”. Описываются разные аспекты адаптации к новым условиям. При этом отмечается, что и в годы революционных перемен ХIХ и начала ХХ в. россияне проявляли высокую степень адаптивности. Социологические опросы показывают, что никто не любит перемен, но ни в одной группе населения нет большинства, которое выступало бы против них. Другой характеристикой постсоветского человека является “человек недовольный”. Характеризуется выявленный исследованием протестный потенциал и уровень народного терпения. Выделяются типы протеста: против экономической политики и падения уровня жизни, против политических институтов, в национально-государственной сфере. Еще одна черта “человека постсоветского” — лукавство. Показывается, что по-прежнему для него свойственно стремление обойти запреты и отыскать удобные поведенческие ниши в нормативных системах разного уровня. Для иллюстрации этого тезиса приводятся данные по разным возрастным и образовательным группам, типам поселения, в частности в аспекте, соответствия реальных поступков представлениям о правде и справедливости. С позиций лукавства рассматриваются и политические процессы, связанные с циклами “очарований—разочарований” относительно череды политических лидеров. Автор приходит к выводу, что российская действительность транслирует необходимость для людей выстраивания социопсихологических барьеров и дистанций.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Михайловна Римашевская, Елена Борисовна Бреева
Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 42-46. 
[Статья]
Леонтий Георгиевич Бызов
Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 3-15. 
[Статья]
М.Я. Корнилов, С.В. Лобачев
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 1. С. 78-86. 
[Статья]
Евгений Иванович Головаха
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 5-14. 
[Статья]
А. В. Дмитриев
Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 3-9. 
[Статья]