Эксоцман
на главную поиск contacts

Личность и культура в антропологии Поля Радина

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась.
(расширенная аннотация)

Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась.
Основу самобытной философско-синтетической позиции Д.Б.Зильбермана составляет то, что он сам называл очень высоким уровнем мистической одаренности. «И сколько помню, никогда не строил гипотез. Я уже знал, что есть, и во вновь являвшемся мгновенно узнавал то, о чем знал, что оно есть и потому будет впредь. Ни разу я не удивился». Это состояние «полной вызнанности», «уже знания всего» на уровне философской теории опознавалось Д.Зильберманом как «онтологическое понимание» - непсихологическое понимание, «прихваченное полнотой откровения». Философ – мастер «вживания», виртуоз «анамнезиса», мгновенно объективирующий в рефлексии то, что он «уже и так знал» о познаваемом объекте. Философия не имеет дела с внеположенными ей объектами – природными, социальными или культурными. Единственный предмет ее анализа – это она сама в креативной своей функции, созидательно-творящая, непрерывно ткущая базовые значения и ценности для данной культуры. Процесс «философского ткачества» значений культуры рассматривался Д.Зильберманом на материале анализа особых структур сознания/создания – «шестерицы» «философских ролей» («Теоретик», «Логик», «Методолог», «Методист», «Эмпирик», «Феноменолог»), выступающих одновременно и в качестве способов рефлексивного узнания/понимания.
Статья «Личность и культура в антропологии Поля Радина» интересна тем, что в ней Д.Зильберман «отмыслил» две важнейшие темы своей философии – проблематику «вживания» и проблематику «философской роли» — на материале социальной антропологии. В результате реализации этой задачи получился текст, который не утратил актуальности и по сию пору и может быть одинаково полезен как философам, так и специалистам в области социальной или культурной антропологии, поскольку, возможно, выступает альтернативой популярной ныне постмодернистской парадигме этнографического исследования. Антрополог, если не мастер, то уж наверняка – специалист по «вживанию»; соответственно, его «анамнезис» чужой культуры возможен лишь при одном условии – рефлексивном обращении к собственному мышлению как инструменту антропологического анализа. Поэтому социальная антропология не имеет дела с культурой как внешним объектом – будь то категории языка (Ф.Боас, К.Леви-Стросс), невербальные формы поведения в их внешней данности человеку (М.Мид) или прагматические функции культуры (Б.Малиновский). Ее предмет абсолютно (рефлексивно) «чист» – это «общий инструмент взаимного понимания», который устанавливается в ходе совместного осмысления опыта общения двух людей – аборигена и антрополога. Принципиальным здесь является то обстоятельство, что постижение смысла изучаемых культурных явлений ставится в зависимость, во-первых, от осознания туземцем самого себя, своей личности в той или иной типической для примитивной культуры «роли» — «деятеля», «мыслителя», «религиозного или нерелигиозного человека» (образующих попарно две структуры сознания), и во-вторых, от осознания уже самим исследователем собственной столь же типической функции «действующего лица» и одновременно «мыслителя» в данном конкретном опыте общения с туземцем.
Произведения Поля Радина понадобились Д.Зильберману только для того, чтобы «вспомнить» то, что он «уже и так знал», но мог бы «забыть». Они – лишь метки в развертывании понимания Д.Зильбермана, понимания, «могущего постоянно быть прихваченным полнотою откровения».

Ссылки
http://www.le.ac.uk/cmcr/research/

http://exlibris.ng.ru/koncep/2002-01-17/4_form.html

http://psylib.org.ua/books/zilbd01/index.htm

http://psylib.org.ua/goals.htm
BiBTeX
RIS