О компаративном анализе, междисциплинарности и интернационализации в социологии
Опубликовано на портале: 18-12-2004
Социологические исследования.
2004.
№ 11.
С. 3-12.
Тематические разделы:
Статья – выступление автора на XV Международном социологическом конгрессе при
вручении ему премии им. М. Догана за работы в области сравнительных исследований.
Делается выбор определений для трех представленных в заглавии понятий. Компаративный
анализ – «описание и объяснение сходств и различий (главным образом
различий)
условий или результатов развития крупных социальных единиц, обычно
– регионов,
стран, обществ и культур». Междисциплинарность автор рассматривает как
то, что
«обеспечивает применение дисциплинарных переменных, концепций, концептуальных
рамок и перспектив для понимания и объяснения некоторых эмпирических явлений, таких
как уровень участия в голосовании, общественные движения, демократические институты
или экономическое развитие». Интернационализация понимается как качественная
характеристика знания, означающая широкое его применение и всеобщую значимость независимо
от национальных или региональных границ. Автор подчеркивает, что используемый им
подход в отношении всех трех проблемных аспектов и дефиниций относится к характеру
производимого знания. Далее рассматриваются эти три аспекта. В аспекте компаративного
анализа показана ограниченность (в плане методологии) как радикального позитивизма,
так и радикального релятивизма, возникшего недавно и связанного «с общим дрейфом
к постмодерну». В XIX в. применение сравнительного анализа выявило отсутствие
у западных исследователей нейтральности к не-западному миру («примитивному»,
«дикому», «варварскому»). Автор предлагает использовать стратегию
систематизации контекстов сравнений – как в плане выбора компаративных
индикаторов
(измерений), так и в плане объяснения компаративных сходств и различий. Любое
масштабное
исследование междисциплинарно. Автор не разделяет пессимизма в связи с дроблением
областей знания, поскольку «ядро определенных дисциплин сохраняется, большинство
практиков без труда относят себя к определенным направлениям науки». Препятствия
на пути к интернационализации знания: этноцентризм, определенные культурные
и познавательные
ограничения исследователей, существующая организационная и политическая инфраструктура.
Сквозная идея статьи: каждый обозначенный выше аспект исследования, когда он изолирован
от двух других, не может дать адекватного понимания объекта. Автор называет представленные
им соображения «смесью надежды и реализма».
Ключевые слова
Дюркгейм Эмиль компаративизм кросс-культурные исследования культурный релятивизм макросоциология междисциплинарное исследование междисциплинарность мета-дисциплины методология науки Милль Джон Стюарт позитивизм постмодернизм релятивизм Спенсер Г. сравнительный анализ традиционное общество этноцентризм
См. также:
Социологические исследования.
1997.
№ 5.
С. 116-119.
[Статья]
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем.
1994.
№ 4.
С. 20-52.
[Статья]
Журнал социологии и социальной антропологии.
2004.
Т. 7.
№ 4.
С. 32-62.
[Статья]
Общественные науки и современность.
1998.
№ 2.
С. 129-139.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2000.
№ 2.
С. 166-177.
[Статья]
[Учебная программа]