Эксоцман
на главную поиск contacts

Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира учащихся

Опубликовано на портале: 14-10-2004
Директор школы. 2003.  № 10. С. 10-14. 
Тематический раздел:
Автор знакомит читателей с проектной деятельностью, которая ведется уже третий год в московской школе-лаборатории № 1026. Для себя мы, педагоги, определили ее главные цели - развитие способностей детей в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность, стимулирование творческой активности учащихся.

Проектная деятельность в московской школе-лаборатории № 1026 ведется уже третий год. Для себя мы, педагоги, определили ее главные цели - развитие способностей детей в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность, стимулирование творческой активности учащихся.

К проектированию мы обратились лишь после того, как попытались организовать в школе элективные курсы (то есть по выбору учащихся). Хотели помочь детям обогатить свои знания в избранной ими познавательной области. Учителя разработали интересные программы: «Культура и традиции Древней Руси», «Братья наши меньшие…», «Мир человека» и другие, школьники с удовольствием их посещали. Но нас не удовлетворили два момента. Первый - мы не смогли предложить ученикам такой набор элективных курсов, который охватил бы все познавательные потребности в гуманитарной, естественно-научной, в математической и лингвистической сферах. Для этого нужно было, чтобы каждый учитель разработал свой курс, но подобная разработка не входит в функции педагога, да и в педагогических вузах этому не учат. Так что желание вести подобные занятия выразили далеко не все педагоги. И хотя элективные курсы в нашем учебном плане присутствуют, но охватывают они не все образовательные области. Второй момент, вызвавший беспокойство, - проблемы практико-ориентированных детей, то есть ребят, у которых не все успешно получается в познавательной сфере, но они буквально мастера на все руки - конструируют, готовят различные поделки. Этим детям трудно проявить себя на уроках, сложно почувствовать себя в школе успешными. Но такую возможность им предоставляют проекты. Ведь любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с самыми разными способностями - и тем, кто увлечен исследованиями либо творчеством, ну и, конечно, юным умельцам.

Мир искусства и мир чисел

Какие же проекты реализуются у нас в школе? В основном - исследовательские, творческие и практико-ориентированные. Темы проектов определяются в ходе совместного обсуждения учителем и учениками тех или иных проблем. Конечно, учитель обычно предлагает то, что интересует лично его, но предлагает не как окончательно решенное, а как вариант, один из возможных проектов. Разумеется, учитель-мастер всегда найдет возможность заинтересовать учеников, «зажечь» их интересной идеей, но если они - ученик или группа учащихся - пожелают выбрать что-то свое, то такая возможность, конечно, будет им предоставлена. Итак, тема проекта определена. В прошедшем учебном году у нас выполнялись проекты: «Нравственный мир художественного произведения», «Растения зимнего сада», «Театр в нашей жизни», «Духовные силы русских городов», «Рынок труда» и другие. После определения темы, опять же путем совместного обсуждения разрабатывается программа проекта, намечаются виды деятельности, этапы работы, способы оформления результатов. Планируется и заключительный этап - защита проекта. Интересно то, что проекты в нашей школе самые разные и по темам и по направленности. Но за три года этой деятельности мы убедились, что решающую роль в проектировании играет учитель, здесь многое зависит от его индивидуального стиля работы, личных пристрастий. И это замечательно, таким образом в проектной деятельности самореализуются не только ученики, но и педагоги.

Остановимся подробнее на некоторых проектах. Проект «Театр в нашей жизни» для учеников пятых-шестых классов организует учитель русского языка и литературы Мария Васильевна Середнева. Казалось бы, это обычная внеклассная работа: посещение с учениками театров, обсуждение спектаклей. Многие учителя все это делают и без всяких проектов. Но если это - проект, то тогда посещение театров становится элементом, этапом в некоем целом, а просмотр спектакля подчиняется определенной цели. Дети не просто эмоционально воспринимают действо, они обращают внимание на декорации, освещение, игру актеров. А затем описывают свои впечатления в виде маленьких литературных произведений различных жанров, рисуют, создают фотоальбомы. Затем начинается работа по созданию своего спектакля. Пишется сценарий, готовятся костюмы и декорации. Проходят репетиции. Общие волнения перед премьерой, которая и становится защитой проекта. На нее обязательно приглашают гостей - учителей, родителей, ребят из соседнего класса. В пятом классе ребята поставили спектакль «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В. Гоголя, а шестиклассники - по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Хочу привести несколько фрагментов из ученических сочинений на тему «Что для меня театр»: «Для меня театр - это искусство. Артисты - особенные люди, которые живут жизнью своих героев». (Лилит А.) «Театр для меня - это постоянно новое, неизведанное, таинственное. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни бывал в театре. Кто-то смотрел детские спектакли, кто-то уже взрослые. Мне всегда хотелось узнать, кто шьет эти красивые костюмы и рисует огромные декорации, как актеры запоминают слова своего персонажа и произносят их без запинки в течение двух часов». (Карина Г.) «Игра актеров завораживала, и казалось, будто ты сама погружаешься в волшебный мир сказки» (Ирина Т.)

Совершенно другой - и по организации, по видам деятельности - проект организовала для пятиклассников учитель математики Татьяна Николаевна Маслова - «Удивительный мир чисел». Педагог планировала вести работу в соответствии с технологией проектов: обсудить с ребятами интересующие направления деятельности, разделить их на группы, организовать деятельность каждой группы. Но развитие проекта пошло по-иному. Как заинтересовать учеников? Известно, что дети устают в школе, и после уроков они, конечно, спешат домой. Так вот, Татьяна Николаевна показала на уроке математики фокусы, предложила ребятам головоломки, а разгадки пообещала после уроков. Пришло столько ребят, что они просто не поместились в классную комнату. Интерес появился, но он ситуативен. Как его теперь сохранить и развить? Помогло посещение лекции в Политехническом музее «От сливовой косточки - до считающих колес». А затем дети написали мини-сочинения «Я - в Политехническом музее», авторы лучших из них получили грамоты (которые очень красиво, с выдумкой создали сами ребята вместе с учителем). В ходе проекта возник конкурс «Математика в народном творчестве». Ребята собрали и записали пословицы и поговорки, связанные с числительными. Победитель набрала 445 пословиц и поговорок! В дальнейшей работе над проектом дети сочиняли задачи со сказочным сюжетом и даже ставили мини-спектакли по своим задачам, которые показали на защите проекта, прошедшей в виде «Бала у принцессы Арифметики».

Совместный поиск истины

В декабре мы провели «круглый стол», на котором обсудили организацию проектной деятельности. Мы поставили перед собой задачи выявить позитивный опыт организации проектов, познакомить с этим опытом коллег, только начинающих подобную работу, активизировать их деятельность. Очень интересным было выступление Ирины Вениаминовны Семеновой, учителя русского языка и литературы, ее мысли о назначении проектной деятельности. Ирина Вениаминовна сказала: «Я не первый год занимаюсь проектами. У меня они - исследовательские и творческие одновременно. Я начинаю всегда с цели, с обдумывания, зачем проект нужен мне и детям. Ведь есть школьная программа, мы по ней занимаемся. Зачем еще какая-то деятельность? Я много думала о современной школе и пришла к выводу, что в ней присутствуют наряду с несомненными положительными чертами и отрицательные. Положительно то, что мы учим детей быстро приспосабливаться к жизни, управлять современной техникой, вживаться в нормы современного мира. Но это вместе с тем является и отрицательной стороной образования: знания, которые мы даем детям, подчас мешают им. Мы как бы говорим ученику: «Думай так, потому что так думали твои деды и прадеды». Мы навязываем не только знания, но и наши мысли. Мы не даем ребенку возможности задуматься, являются ли они истинными».

Ирина Вениаминовна подчеркнула, что выполнение проекта как раз и дает возможность ребенку самому включиться в поиск истины, научиться сотрудничать не ради себя, а на общее благо. Когда ребята вместе с учителем работают над проектом, рождаются единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. В проектной деятельности между учителем и детьми выстраиваются иные, нежели на уроке, отношения. Учитель находится на равных с ребенком, он тоже исследователь и также ищет истину, а, значит, вместе с учеником может ошибаться, удивляться, радоваться находкам. Ирина Вениаминовна выполнила со своим седьмым классом проект «Человек и Космос». Начали с изучения астрономии, много прочитали, делали рисунки. А затем обратились к философской лирике, увидели взаимосвязь внутреннего мира Человека и Вселенной. Проект позволил детям через исследование, наблюдение, проникновение в свои переживания прикоснуться к тайнам жизни, явлениям бесконечности и удивиться самой жизни, ее течению. Виды деятельности в ходе проекта были разнообразные: побывали в оптическом театре, музее Н.К. Рериха, заслушали доклады учеников, поставили спектакль, посвященный Н.К. Рериху, организовали вечер «Человек и Космос», создали картинную галерею, писали этюды, вели дневники наблюдений.

Следующий проект, который реализуется педагогом, называется «Нравственный мир художественного произведения». В ходе его выполнения Ирина Вениаминовна использовала интересный вид работы - создание детьми ассоциативных коллажей, в которых отражаются чувства, которые возникают у ребенка при чтении художественного произведения. При этом ассоциативный коллаж создается из любых материалов (бусинок, цветочных лепестков, камешков и т.д.), имеющихся под рукой.

Помогли ли мы организацией проектов ученикам, ориентированным на практическую деятельность? В какой-то мере, конечно, помогли им найти дело по душе: кто-то готовил опыты по физике для «Физического шоу», другой делал подставки под цветы в проекте «Растения нашего сада», третий оформлял путевой дневник с использованием компьютерных технологий. Ребята смогли проявить себя, испытать успех, показать себя одноклассникам с привлекательной стороны.

* * *

Проектная деятельность в нашей школе активно развивается. Увеличивается количество проектов и число учителей, взявшихся за их выполнение. Все это дает педагогическому коллективу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

А вот основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка учащихся. Работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от проектной деятельности несомненная, но мы все-таки стараемся избегать больших временных затрат. Активнее используем творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов, созданием оригинальных художественных произведений.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: