Эксоцман
на главную поиск contacts

Образовательная технология лицея: концепция, содержание, механизм реализации

Опубликовано на портале: 14-10-2004
Директор школы. 2003.  № 10. С. 15-18. 
Тематический раздел:
Авторы рассказывают об опыте по развитию образовательных технологий лицея-интерната при Саратовским государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова. Что представляет из себя выстраиваемая лицеем-интернатом стратегия обновления и совершенствования образования?

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает внесение качественных изменений в деятельность как вузов, так и средних образовательных учреждений, в том числе и профессиональных. Как решаются эти проблемы педагогическим коллективом лицея-интерната при Саратовским государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова? Что представляет из себя выстраиваемая нами стратегия обновления и совершенствования образования?

Наша стратегия и способы ее осуществления

Лицей-интернат ориентирован, в первую очередь, на обучение сельских жителей. Прием осуществляется на конкурсной основе по итогам пробных уроков, проводимых в двухнедельный период накануне нового учебного года. Основу нашей образовательной технологии, как, впрочем, и любого другого учебного заведения, составляют концептуальный, содержательный и процессуальный компоненты. Кратко охарактеризуем их.

Концептуальный компонент включает основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию лицея». Это - формирование у всех лицеистов многофакторной мотивации к успешной учебе, что и дает возможность добиваться эффективного обучения. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Обеспечение общеобразовательного стандарта, дающего нашему выпускнику возможность выбирать для дальнейшего обучения любой вуз. Интенсификация процесса обучения с учетом ориентации учащихся на специальности аграрного университета (углубленное изучение профильных предметов - «индивидуальный общеобразовательный маршрут»). Признание права ученика и его родителей на выбор уровня обучения. Обязательное соблюдение гигиенических норм учебной нагрузки, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностями учащихся.

Содержательный компонент составляют следующие положения. Наличие индивидуального учебного плана, позволяющего формировать специализированные профильные классы и соответственно корректировать учебную нагрузку по различным предметам. Такой план предусматривает восполнение пробелов в знаниях и умениях учащихся. «Индивидуальный образовательный маршрут» состоит из двух частей: инвариантной, предусматривающей обязательный базовый уровень общеобразовательной подготовки всех лицеистов, и вариативной, в которой изучаемые предметы и дополнительная нагрузка выбираются совместно администрацией, учащимися и их родителями.

Базовый уровень (инвариантная часть) должен быть реально выполним для всех без исключения учащихся с обязательным контролем над их достижениями, но при этом предполагаемые результаты обучения открыты для всех лицеистов и их родителей. Отметим и такой важный момент: сбалансированное расписание занятий наиболее рационально распределяет психологическую и физическую нагрузку на учащихся и позволяет согласовать инвариантную и вариативную части индивидуального учебного плана.

Процессуальный компонент представляет собой «механизм реализации» образовательной стратегии лицея. Он включает в себя: блочно-модульную структуру обучения; лекционно-семинарскую систему проведения занятий; обязательный до- и послелекционный контроль знаний; максимальное количество оценок; использование нетрадиционных форм обучения (деловые игры, «научные КВНы» и др.); систему дополнительных и репетиционных занятий для учащихся, которым необходима помощь в подготовке домашних заданий и ликвидации пробелов в знаниях; многофакторную мотивацию к успешной учебе (фактор «зарабатывания» будущего факультета университета кумулятивностью итоговой оценки, фактор «соревновательности» между лицеистами, материальный фактор - получение стипендии лучшими лицеистами на фоне общего платного обучения); проведение подготовительных занятий для поступления в вуз, приобщающих учащихся к новым условиям обучения; подготовку лицеистов к участию в студенческих научных конференциях, выполнению курсовых работ, проектов, написанию рефератов; эффективную воспитательную работу, проводящуюся педагогами совместно с воспитателями в общежитии.

Программно-методическое обеспечение данной образовательной технологии характеризуется наличием: учебных планов и программ; оригинальных учебно-методических пособий, часть из которых разработана педагогами лицея; богатой учебной видео- и медиатеки; системы программированного обучения с использованием новых информационных технологий; эффективной системы контроля результатов обучения. От технологии школьной - к технологии вузовской, или «образовательный маршрут» лицеиста Такая технология позволяет нам осуществлять преемственный переход от традиционной технологии обучения в школе к технологии обучения в университете. Для подтверждения этого тезиса рассмотрим «образовательный маршрут» лицеиста. Условно его можно разбить на несколько этапов. Первый этап - «адаптация» охватывает начальный период обучения (пробные уроки с зачислением в лицей и первое полугодие в 10-м классе, а для наиболее подготовленных учащихся - первая четверть). В этот период ведется огромная работа над устранением пробелов в знаниях. Интенсивное повторение ранее изученного материала по основным предметам наряду с уникальной системой дополнительных и репетиторских занятий с отдельными учащимися позволяет частично нивелировать уровни их первоначальной подготовки. Каждый лицеист помимо уроков может посещать дополнительные занятия по какому-то предмету. Их ведет основной преподаватель в специально отведенные часы, консультируя учащихся по тем или иным вопросам, а также принимая зачеты. Кроме этого, лицеист имеет возможность, при необходимости, ежедневно заниматься с репетитором по тому же предмету, дабы скорее устранить пробелы в знаниях. Так как лицей является негосударственным образовательным учреждением, то и обучение в нем платное. Система платы за обучение включает в себя и оплату дополнительных и репетиторских занятий с учащимися.

Особое внимание на первом этапе, так же как и на последующих, уделяется систематическому контролю результатов обучения. Педагоги регулярно используют письменные и устные формы контроля знаний лицеистов, в числе которых тестирование, промежуточные аттестации, «срезы знаний», зачеты и др. В этот период происходит знакомство лицеистов с новыми условиями организации их учебной деятельности, а также формирование коллектива. Частично вводятся вузовские формы и методы обучения (полуторочасовая продолжительность занятий, блочная подача учебного материала, зачеты, лекции и семинары). Ведется работа по сближению учащихся различных групп (КВНы, деловые игры, совместные культурно-массовые мероприятия).

Второй этап - «социализация лицеиста» (второе полугодие 10-го класса) является не менее важным, чем предыдущий, так как по его завершении начинается профильное обучение с ориентацией на будущие университетские специальности. Происходит интенсивное изучение нового учебного материала по различным предметам. Проводятся «срезы знаний», позволяющие оценить степень подготовленности каждого учащегося. Адаптировавшись к систематическому контролю, лицеисты уже «безболезненно» относятся к таким «срезам». В этот период завершается работа, начатая на первом этапе обучения, по выявлению склонностей учащихся к изучению отдельных дисциплин. С целью профессиональной ориентации проводятся беседы-знакомства со специальностями на различных факультетах университета, организуются встречи с деканами, профессорами и заведующими кафедрами вуза. Аналогичная работа проводится и с родителями учащихся.

По результатам обучения лицеистов в десятом классе и итогам экзаменов по профилирующим предметам, а также с учетом желания учащихся и их родителей, формируются группы дальнейшего профильного обучения в одиннадцатом классе по физико-математическому и химико-биолого-математическому направлениям. Третий этап - «профессионально ориентированное обучение» (11-й класс). В этот период ведется интенсивная подготовка к вступительным экзаменам в университет. Начинается углубленное изучение отдельных дисциплин. Наряду с освоением общеобразовательного стандарта учащиеся, в зависимости от профиля группы, буквально «погружаются» в физику, математику, химию или биологию. Этот период называется в лицее «зарабатыванием факультета», так как от него в максимальной степени зависит не только оценка на вступительных экзаменах в университет, но и успешность дальнейшего обучения лицеистов в качестве студентов. На этом этапе завершается процесс формирования у учащихся «умения учиться», которое сохраняется на весь период обучения в университете.

Коррективы, продиктованные временем

На протяжении десяти лет функционирования лицея наш педагогический коллектив осуществлял (и во многом успешно) попытку довести реальный уровень подготовки лицеистов до уровня все возрастающих требований к абитуриентам. Однако в последние годы справляться с этой задачей стало значительно труднее. Причин здесь много. Не останавливаясь подробно на всех, отметим лишь, что основная из них заключается в том, что сегодняшние школьники - это «дети постперестроечного» периода, то есть времени, когда произошли резкие изменения в нашем обществе, в том числе и в сфере образования. Началась переоценка ценностей, смена целевых ориентаций и многое другое.

Словом, сегодняшние школьники резко отличаются от тех, которые поступали в лицей еще совсем недавно. Поэтому и схема доведения реального уровня их подготовки до уровня требований к абитуриентам тоже претерпевает изменения. а это означает, что в действующую образовательную технологию необходимо вносить некоторые коррективы.

С этой целью мы сочли целесообразным увеличить период обучения, начинать его (что и было осуществлено в 2002-2003 учебном году) не с десятого, а с восьмого класса. Кроме того, намечены пути корректирования содержательной и процессуальной частей нашей образовательной технологии. В частности, для учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях, «индивидуальный образовательный маршрут» выстраивается таким образом, что в период «социализации» для них используется метод погружения в предмет в «группах полного дня».

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Маргарита Владимировна Курбатова, Наталья Павловна Дудченко
Университетское управление. 2003.  № 3(26). С. 61-68. 
[Статья]
Мария Михайловна Акулич
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 50-57. 
[Статья]
Владимир Владимирович Мельник
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 58-63. 
[Статья]
Анатолий Николаевич Яковлев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 77-81. 
[Статья]
Martin Gibson, Андрей Юрьевич Афонин
Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 53-66. 
[Статья]
Александр Владимирович Пономарев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 71-76. 
[Статья]