Эксоцман
на главную поиск contacts

Рецензия на книгу: Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1999. 928 с.

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 82-84. 
Рецензия на учебник
"Экономика предприятия" (пер. с нем. М.: Инфра-М, 1999. 928с.)
Российская экономическая наука находится на сложнейшем этапе своего развития, который продолжается не одно десятилетие и включает мучительные поиски выхода из кризиса советской экономической науки, осуществлявшиеся с различной степенью успеха. Изучение экономики предприятия в концепции, предложенной авторами учебника и тезауруса, позволяет решить важнейшую задачу социально ориентированной рыночной экономики - превращение частных целей в общественно значимые. Поэтому использование названного учебника при изучении экономики предприятия как учебной дисциплины в современных условиях просто необходимо, а привлечение для этой цели тезауруса облегчает и ускоряет овладение интересным, но сложным и объемным и материалом.

Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1999. 928с.

Российская экономическая наука находится на сложнейшем этапе своего развития, который продолжается не одно десятилетие и включает мучительные поиски выхода из кризиса советской экономической науки, осуществлявшиеся с различной степенью успеха.

Переход России к рыночной экономике, сопровождавшийся сменой парадигмы экономического образования, привел к введению в вузовскую программу курсов микро- и макроэкономики, маркетинга, менеджмента, а также к изменению содержания и структуры других экономических дисциплин - например, экономики предприятия. Первые переводные учебники по экономическим дисциплинам встречались с воодушевлением. Они показали многообразие новых понятий, категорий, закономерностей, продемонстрировали новые возможности их систематизации, расширили сферу применения математического аппарата в экономике, позволили обогатить методику преподавания. Критические замечания к этим учебникам, вопросы к ним и даже разочарование ими появились позднее. Для всего этого понадобилось время, и оно беспристрастно показало, что за прошедшие десять лет не создана удовлетворительная синтетическая концепция экономического образования.

Однако думается, что за это десятилетие сделан важнейший шаг в изучении экономической теории - освоены ее основы. Может быть, не все, может быть, не очень глубоко, но они освоены, и, поскольку начинается критическое осмысление, можно считать, что этап ученичества более или менее успешно пройден. Творческое восприятие и переосмысление учебного материала происходило не сразу, это процесс, который продолжается и сейчас. Новая концепция экономического образования в России испытала на себе "экономический империализм" и "инструментальный фетишизм", прошла период не всегда профессиональных попыток создания комплементарных учебников и учебных пособий.

Конкретные экономические дисциплины, в которых теоретические экономические знания особенно отчетливо синтезируются с социальными, правовыми и другими формами их реализации в практической деятельности людей, начали испытывать новую форму спроса, основанную на потребностях их немедленного практического использования и быстрого получения ожидаемого результата. Однако маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет, финансы, управление персоналом, экономика предприятия зачастую преподаются отдельно, без должной взаимосвязи друг с другом и преемственности с экономической теорией. Парадоксально, но нередко конкретные экономические учебные дисциплины оказываются менее конкретными, чем фундаментальные экономические науки. Многие российские учебники по экономике предприятия сохраняют тенденции к преувеличению роли определенных аспектов производственно-экономической деятельности, отдельных экономических показателей, например, прибыли, а вместе с тем как бы не замечают таких направлений, как теория принятия решения, логистика, контроллинг.

Назрела потребность системно ориентированного подхода экономических субъектов к принятию хозяйственных решений. Примером такого подхода может служить предлагаемая книга - университетский учебник под редакцией и с участием Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. Издание и распространение в России учебника "Экономика предприятия" происходит при содействии и с помощью германской стороны. В рамках Alexander-Herzen-Programm тысяча экземпляров учебника бесплатно переданы ведущим университетам Урала, в том числе Уральскому государственному экономическому университету, Уральскому государственному университету им. А.М.Горького, Уральскому государственному педагогическому университету и активно используется в учебном процессе.

Учебник, над которым работал большой коллектив германских профессоров, впечатляет своим объемом. Однако удивление вызывает не его объем, а масштабность поставленных и рассматриваемых в нем проблем.

Материал этого учебника разделен на три системообразующих блока:

"Основные вопросы", "Управление", "Процесс производства". К основным вопросам авторами отнесены: предмет экономики предприятия; научные направления экономики предприятия; условия предпринимательской деятельности и решения предприятия.

Управление включает планирование и контроль, организацию, учет и прогнозы. К процессу производства отнесены снабжение и логистика, экономика производства, маркетинг, инвестиции, финансирование и управление персоналом предприятия. Даже простое перечисление глав учебника свидетельствует о том, что концепция экономики предприятия, реализованная в учебнике, предполагает освоение предмета в его междисциплинарном (если можно так выразиться) варианте, с целью подготовки специалистов-управленцев, способных практически воплощать теоретические знания о предприятии как элементарной клеточке хозяйственной жизни общества.

Сложность проблем, анализируемых в учебнике, подтверждается реалиями нашей хозяйственной жизни и теми трудностями, с которыми столкнулись российские предприятия, особенно в течение последнего десятилетия - на этапе переходе к иным принципам своей организации и функционирования.

Овладеть экономикой современного предприятия сложно, но совершенно необходимо. Неоценимую помощь в таком овладении, реальном преломлении общих принципов экономической теории в практику структурирования и деятельности предприятия может оказать вышедшая в издательстве Уральского государственного педагогического университета книга доктора экономических наук, профессора того же университета Евгения Петровича Дятела "Экономика предприятия. Тезаурус" (Екатеринбург, 2000. 190 с.).

Впервые учебно-методическое издание по экономике предприятия представлено в форме тезауруса - толкователя и классификатора экономических понятий, используемых в этой науке, с указанием взаимосвязей между ними. Тезаурус дает системное представление об экономике предприятия, включая вопросы уставных решений, правовой формы, финансовой отчетности, маркетинга, менеджмента. Учитывая, что учебник "Экономика предприятия" насчитывает примерно 2000 общеэкономических и специальных терминов и понятий, помощь тезауруса в овладении материалом учебника может оказаться незаменимой. При этом автором классификатора подчеркивается: тезаурус не заменяет первоисточника, напротив, он предполагает постоянное обращение к нему.

Вместе с тем тезаурус имеет самостоятельное значение, которое определяется рядом обстоятельств. Прежде всего являясь активным участником процесса преобразования экономической подготовки в высшей школе, автор тезауруса хорошо знает проблемы и больные места российского экономического образования, в том числе экономики предприятия как учебной дисциплины, зачастую пренебрегающей методологическими аспектами, но ориентирующейся на описательную сторону дела. Поэтому в тезаурусе внимание акцентируется на таких сторонах деятельности предприятия, которые часто упускаются авторами наших учебников. В качестве примера можно привести такие статьи тезауруса, как "Информационное обеспечение свободы деятельности предприятия" (с.129), "Диверсификация производства и ее виды" (с.146), "Социально-ответственный маркетинг" (с.149), "Аннуитет" и "Эквивалентный аннуитет" (с.153-154). Иначе говоря, тезаурус не позволяет пройти мимо перечисленных понятий.

По-своему расставляя акценты в понятийном аппарате, автор справедливо замечает, что тезаурус выявляет некоторые проблемы изложения учебного материала, в том числе повторы, несоответствия понятий, пробелы в понятийном аппарате.

Во-вторых, тезаурус, в полном соответствии со своим предназначением, объясняет принципы систематизации понятий, субординирует и координирует основные разделы учебника "Экономика предприятия", использует структурно-логические схемы для систематизации базовых понятий, что позволяет студенту более четко представить себе место изучаемой категории в общей системе понятий и определиться с ее содержанием.

Третье. Учебник предполагает владение математическим аппаратом применительно к экономической теории. Очень ценным может считаться тот факт, что математический аппарат в тезаурусе не игнорируется, но и не усложняется, а используется в необходимых объемах, в соответствии с изложением теоретического материала. Так, в тезаурусе рассматриваются функции Кобба-Дугласа, Леонтьева, фон Тюнена, производственные функции типов А, В, и С (с.138-140).

Наконец, автор тезауруса предполагает возможность его использования в качестве систематизированного конспекта к вводному курсу "Экономика предприятия." На мой взгляд, содержание тезауруса свидетельствует о том, что эта книга сможет оказаться весьма полезной не только в качестве вводного курса, но на любом этапе изучения экономики предприятия.

Если в условиях советской экономики хозяйственные решения предприятия носили плановый (несамостоятельный) характер, то сегодня они выступают как инструментальные решения, подчиненные достижению частных целей. Абсолютизация такой предпосылки приводит к утрате понимания предприятия как феномена экономической культуры, важнейшего достижения человеческой цивилизации, формирует представление о полностью обособленной ячейке производства, "машине" по производству прибыли.

Изучение экономики предприятия в концепции, предложенной авторами учебника и тезауруса, позволяет решить важнейшую задачу социально ориентированной рыночной экономики - превращение частных целей в общественно значимые. Поэтому использование названного учебника при изучении экономики предприятия как учебной дисциплины в современных условиях просто необходимо, а привлечение для этой цели тезауруса облегчает и ускоряет овладение интересным, но сложным и объемным и материалом.

Н. И. Власова

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Сергей Михайлович Рогов
Независимая газета. 2000.  № 31.
[Статья]
О. И. Волков, Вячеслав Константинович Скляренко
[Книга]
Ольга Спиридоновна Белокрылова
TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 3. С. 169-172. 
[Статья]
Рустем Махмутович Нуреев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 1. С. 4-7. 
[Статья]
Дмитрий Семенович Львов, Валерий Григорьевич Гребенников, Баграт Айкович Ерзнкян
Экономическая наука современной России. 2000.  № 3-4. С. 5-21. 
[Статья]
Т.С. Зубарева
[Учебная программа]