Эксоцман
на главную поиск contacts

Американская школа глазами российского педагога

Опубликовано на портале: 11-10-2004
Директор школы. 2003.  № 4. С. 56-62. 
Тематический раздел:
Автор - российский педагог рассказывает об американской модели образования, сравнивая ее с отечественной.

Благодаря программе «Открытый мир», учрежденной Конгрессом США, мне довелось в октябре прошлого года побывать в этой стране и самолично познакомиться с американской моделью образования. Поскольку я не понаслышке знаю отечественную образовательную систему, мне хочется поделиться своими наблюдениями за американской школой, попытаться осмыслить все увиденное.

Мы имели возможность познакомиться со всей системой образования США, начиная от детского сада и заканчивая университетом, на примере штата Айова, который называют «сердцем Америки». Известно, что в США не существует какой-то единой государственной системы, в каждом штате ее структура определяется самостоятельно в соответствии с местными представлениями о задачах и приоритетах образования.

От игры к письму и чтению

Начальное образование дети начинают получать в старших группах детского сада с пятилетнего возраста, где осуществляется постепенный переход от игры к письму и чтению. Воспитание и обучение с самого начала ориентировано на переживание ребенком собственного непосредственного социального опыта. Того, что в английском языке именуется многозначным словом «experience». Прежде всего имеется в виду, что ребенок должен получить навыки самостоятельности, уважительного взаимодействия со сверстниками, адекватного его возрасту понимания окружающего мира, причем без излишних теоретизирования и многознания. С группой в двадцать детей работают один педагог, его помощник и один или несколько волонтеров. Роль волонтеров в американской системе начального образования очень велика: именно эти люди помогают в организации занятий, экскурсий, досуга. Кто такие волонтеры, требует особого пояснения. Волонтеры - это социально активные люди - женщины и мужчины - главным образом, зрелого возраста, но встречаются среди них и молодые люди, стремящиеся безвозмездно трудиться для общественного блага. В детских садах и школах они самозабвенно помогают воспитателям и учителям, терпеливо занимаясь с совершенно чужими им детьми. В многочисленных музеях волонтеры стоят около экспонатов, с удовольствием рассказывая об их деталях детям и подсказывая, как данную вещь можно использовать. Надо сказать, что американские музеи - это не пыльные неприкасаемые собрания старых вещей, от которых отгоняют посетителей. Музей в Америке - это заведение, всячески стимулирующее интерес ребенка к науке, технике, общественной жизни. Здесь ребенка провоцируют на свободное манипулирование экспонатами. Например, он может покрутить каждую ручку, заглянуть в любое место, повертеть предмет в руках. Конечно, одному педагогу не уследить за большой ватагой. Тут на помощь учителю и приходят волонтеры. Мне показалось, что таким образом эти люди преодолевают одиночество и присущий американскому обществу крайний индивидуализм. В какой-то период жизни американцу становится скучно жить, заботясь только о себе и своих близких. Неистраченные физические силы и тепло души они охотно отдают детям.

В детском саду ребенок имеет возможность работать на компьютере, посещать самостоятельно библиотеку. Дети, имеющие проблемы в общении, выделены в специальные малые группы, где на каждых трех человек приходится один педагог. Уделяется большое внимание развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка. Удивило то, что в детском саду мы не увидели кроватей. Естественно, возник вопрос, а как же дети отдыхают? Выяснилось, что решивший отдохнуть ребенок, берет в своем шкафчике полотенце, расстилает его на ковре в группе и ложится. В то время, когда воспитатель читает сказку, кто-то успевает выспаться. Забавно! Но и родителей, и детей это вполне устраивает. Такие дошкольные отделения детских садов посещают более половины пятилетних американцев. Кроме общественных детских садов существует довольно широкая сеть частных дошкольных учреждений, способных удовлетворить очень широкий спектр требований родителей.

Комплектование классов по способностям детей

Американская школа принципиально отличается от привычной для нас тем, что каждое ее звено (начальная - elementary, средняя - middle, старшая - high school) расположены в отдельных зданиях. С одной стороны, это устраняет возможность возникновения конфликтов в межвозрастных группах, с другой - исключает возможность пребывания детей разного возраста из одной семьи в одной школе.

В начальной школе дети учатся с 1-го по 5-й класс, все занятия в одном классе в течение года ведет один и тот же учитель. Комплектование классов осуществляется по способностям детей, которые определяются в соответствии с результатами тестирования. Выделяются три группы, обучение дифференцируется. Со способными детьми с самого раннего возраста ведутся серьезные занятия, и к ним предъявляются высокие требования. Такие дети выделяются в группу одаренных. Каждый год происходит смена учителя, закрепленного за классом, и меняется его состав. Такое переформирование классов осуществляется на всех ступенях школьного образования с целью создания групп, соответствующих по уровню подготовки, по половому и национальному составу, а также принимается во внимание поведение учащихся. Заметим, что ежегодная смена одноклассников подталкивает каждого ребенка к индивидуализму, но и учит установлению ровных, доброжелательных отношений с самыми разнообразными людьми. У американских школьников просто не остается возможности устанавливать длительные личные привязанности ни с одноклассниками, ни с учителями. Да, отношения между ними складываются несколько прохладные, однако не происходит чрезмерной болезненной центрированности на каком-либо объекте. Благодаря навыку ежегодной смены преподавателя и одноклассников американские дети учатся спокойнее действовать в ситуациях неопределенности, у них снижается общая тревожность за будущее.

В начальной школе работают отдельно учителя первых, вторых и последующих классов, а не так, как принято у нас, когда учитель начальных классов учит детей с первого по четвертый класс. Обучение традиционно ведется по предметам причем, почти половина учебного времени выделяется на родной язык и чтение. Набор остальных предметов практически не отличается от привычного для нас, однако принципиальное отличие заключается в том, что на арифметику отводится времени значительно меньше, чем в российской школе.

Учебная неделя - пятидневная

В средней школе дети учатся с 6-го по 8-й класс. Единых программ и учебников не существует. Каждый округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, а каждый преподаватель разрабатывает свою программу по предмету. Надо сказать, что школьные преподаватели в США - изначально выпускники соответствующих факультетов университетов и колледжей, то есть весьма квалифицированные специалисты именно в своей предметной области. После окончания соответствующего факультета специалисту для работы в школе необходимо дополнительно получить педагогическую квалификацию.

Существует вполне определенный набор предметов, обязательных к обучению. В восьмом классе появляется право выбора предметов, однако набор обязательных дисциплин все равно сохраняется. К обязательным предметам относятся английский язык, математика, естествознание, обществознание, физическая культура с гигиеной, изобразительное искусство, труд и домоводство. Продолжительность уроков - 40-50 минут, перемены длятся 3-5 минут (!) и предназначены для того, чтобы ребенок смог дойти до своего шкафчика и поменять учебники и тетради для следующего урока. Так как перемена короткая, вы не увидите праздно шатающихся детей, не знающих, чем себя занять. Количество уроков в день не превышает шести, между ними есть получасовой перерыв на обед. Учебная неделя пятидневная.

Дети с огромным удовольствием поют, занимаются спортом, поэтому школьные хоровые коллективы и спортивные команды - это гордость каждой школы. Наши дети тоже имеют возможность развивать свои музыкальные и спортивные способности, школа старается предоставить такую возможность через систему дополнительного образования. Однако наиболее талантливые ребята должны заниматься этим в специальных музыкальных и спортивных школах. Американская же школа предоставляет возможность развития одаренных детей в своих собственных стенах. В ней нет представлений, что интеллектуальное, физическое и духовное в ребенке способно развиваться порознь. Поэтому-то нет временного и географического разделения на собственно учебные занятия и культурно-спортивные мероприятия. Кроме того, поскольку внутри одной школы между преподавателями наук, искусства и спорта есть определенный уровень профессионального согласия - чему и как обучать детей - не происходит больших «перекосов» то в область отвлеченных знаний, то в сферу чрезмерного развития мускулатуры, то в сторону художественного отрыва от реальности, как это случается в российских специализированных школах.

Три направления старшей школьной ступени

В старшей школе дети обучаются с 9-го по 12-й класс. Учебные программы, как правило, включают в себя непрерывное изучение английского языка. Социальные науки изучаются в течение трех лет, математика и естественные науки должны изучаться не менее двух лет. В старшей школе существуют три направления: академическое, профессиональное и многопрофильное. Выбор направления возможен только после независимого от преподавателей компьютерного тестирования, результаты которого указывают на целесообразность выбора. Академический профиль дает прочную научную подготовку, необходимую для дальнейшего продолжения образования. Профессиональный профиль позволяет ученику получить хорошие навыки для включения в непосредственную практическую деятельность. Объем общего образования в этом профиле существенно снижен по сравнению с академическим. Понятно, что выпускники последнего звена общеобразовательной школы имеют совершенно разные уровни подготовки. Мне кажется, что перспективное развитие российского образования, ориентированное на профильное обучение, даст нам через некоторое время точно такие же результаты.

Сделать обоснованный выбор профиля образования ученику помогают многочисленные консультанты. Как мне показалось, американская система образования самой ситуацией выбора обучает своих воспитанников ставить перед собой адекватные, пусть не такие громадные, как в России, зато реально достижимые цели. Большинство российских старшеклассников видят себя исключительно студентами престижных вузов. Да и родители чувствуют себя неудачниками, если ребенок не получит высшего образования. Российский ребенок и его семья ставят перед собой колоссальную цель, готовы многим пожертвовать для ее достижения, лишь бы угнаться за призраком социальной успешности. Американская система образования, напротив, ориентирует детей на то, что каждый из них с любыми способностями найдет свое место в жизни, окажется полезным членом общества и что жертвы на пути социализации совершенно неоправданны. Может быть, поэтому американские школьники выглядят такими раскованными? У них нет страха и внутренней подавленности тем, что они могут не выполнить требований учителя. Думается, дело здесь не в отношении отдельного «доброго» учителя, а в позиции американского общества в целом, в котором личная свобода ставится выше общественных интересов.

Рейтинг школы и личный рейтинг выпускника

А теперь об оценке знаний. Она, как и в России, пятибалльная, только обычно буквенная (A, B, C, D, E). Внутриклассный контроль в виде тестов или зачетов проводится по усмотрению учителя. Внутришкольный контроль осуществляется администрацией школы. Это все очень напоминает нашу систему. Технически контроль производится с помощью компьютера, поэтому списать или подтасовать его результаты проблематично. Функцию же контроля над самой школой выполняет Совет по образованию, который следит за выполнением данных им же рекомендаций. Совет разрабатывает тесты для проверки качества знаний в конце года. Тестирование проводится по чтению, письму, математике, естествознанию. Тестируются все школьники, начиная с 3-го класса и независимо от типа школы. Замечу, что кроме государственных школ, в США существуют частные и религиозные школы, также есть возможность домашнего и дистантного обучения. В таких школах обучается примерно 15% учащихся. Результаты теста определяют рейтинг школы, а также личный рейтинг выпускника, что играет важную роль при выборе следующего образовательного учреждения. Можно сказать, что вся деятельность педагога нацелена на получение высоких результатов его учениками при тестировании, так как именно они и являются критерием эффективности и его собственной работы. Большинство американских коллег, с которыми нам приходилось общаться, сами признают не слишком высокий уровень знаний своих учеников, исключая так называемых «продвинутых». Однако сразу же отмечают, что у способных ребят, желающих получить прочные знания по тем или иным направлениям, есть для этого все условия внутри самой школы. Поразительно короткой является властная дистанция между педагогом и учеником в американских школах. Позиция учителя как старшего и более опытного не является там способом закрепления его ведущей роли в процессе обучения. Дети без всякого страха и смущения обращаются к педагогу с любым вопросом. И тот никогда не оставит вопрос ученика без внимания. Точно такой же стиль общения «на равных» поддерживается между школьной администрацией и педагогами.

Очень важно, что школа поддерживает с родителями школьников постоянный контакт. Ребенок может принимать участие в классных мероприятиях, вечеринках, поездках, соревнованиях и т.п. только с согласия своих родителей. Родители незамедлительно информируются школьной администрацией о любом заранее не оговоренном отсутствии их ребенка на занятиях в школе. При неоднократных пропусках ребенком занятий родители несут за это правовую ответственность. Работники школы не в праве непосредственно вмешиваться в жизнь семей своих подопечных. Воспитательная и прочая помощь семьям оказывается через самостоятельную систему социального содействия, не входящую в систему образования.

Общение с американскими учениками показало, что у ребят старших классов академического профиля, как и у их российских сверстников, также мало свободного времени, много часов уходит на выполнение домашних заданий. Нам было приятно узнать, что в старших классах есть возможность выбирать двухгодичный курс русского языка, который включает в себя знакомство с нашей литературой и историей. Американские школьники очень открыты в общении, практически ничем не отличаются от российских сверстников. На мой взгляд, наши школьники даже более эрудированны, чем американские. Однако следует отметить, что для Америки характерна культура низкого контекста, то есть учителя и школьники общаются между собой четко и конкретно. В отличие от России, для них не характерно привлекать для пояснения своих мыслей отвлеченные рассуждения, быту-ющие в общественном обиходе. Более всего отличает американских школьников уважение к закону, патриотизм, чувство гордости за свою страну, которые закладываются на самых ранних ступенях общественного воспитания и образования. Также бросается в глаза щепетильное уважение к суверенитету другого, присущее американским старшеклассникам.

* * *

Система образования каждой страны неуклонно воспроизводит в своих учениках присущую этой стране уникальную общественную культуру и образ жизни. Мы в России никогда не сможем, да и не станем воспроизводить культуру американцев, хотя бы по той причине, что являемся носителями своей глубокой и самобытной культуры. Посещение большинства образовательных учреждений в Айове убедило нас в том, что американская система образования принципиально отличается от российской не только своими глубинными концептуальными основаниями - индивидуализмом, низкой тревогой за будущее, малой властной дистанцией между участниками образовательного процесса, высокой соразмерностью личных и общественных целей и предельной определенностью в межличностном общении. Еще более разительно внешнее отличие - материально-техническая база американских школ. Учебное заведение любого уровня имеет прекрасно оборудованные компьютерные кабинеты, библиотеки, концертные, спортивные и тренажерные залы. Это вызывало чувство белой зависти, и каждый российский учитель в душе думал только об одном: «Вот бы в мою школу такое!» Я - по своей натуре оптимист, поэтому уверена, что и в российских школах все это станет доступно нашим детям, но только хочется громко-громко сказать, что реформа отечественного образования должна наконец-то начинаться с укрепления и обновления материально-технической базы. А способных детей и талантливых учителей в России достаточно.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Lynn Miller, Ani Liberan
Директор школы. 1994.  № 2. С. 58-66. 
[Статья]