Эксоцман
на главную поиск contacts

ВЭР - экзамен на творческий потенциал

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2002.  № 10. С. 12-17. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проводимому с 1995 года в Санкт-Петербурге эксперименту по защите учащимися выпускных экзаменационных работ (ВЭР). Подход к организации этой деятельности во многом напоминает работу над диссертационным исследованием, предусматривая процедуру назначения научного руководителя, утверждения темы, предзащиты, оппонирования и т.д. Однако есть и свои особенности. Так, в ВЭРах настойчиво проводится линия на выбор учащимися тем интегративного характера.

Старинный в педагогике спор об оценке и отметке. По поводу первой ни у кого не возникает сомнений в ее необходимости. Вторую как только не пытались изничтожить, а она жива. Правда, постепенно сдает свои позиции. Вот уже истаяла в начальной школе - и ничего, живем. А помните, как ставили «уды» и «неуды» по поведению? Потом отменили - и мир не перевернулся. Сейчас грядет «великий и ужасный» ЕГЭ - старший брат пятибалльной системы.

В необходимости единости не сомневаюсь. Насчет балльности - большие сомнения. Благие намерения повысить объективность отметки можно было реализовать не только путем формализации контроля и компьютерной обработки данных. Это просто самый дешевый, но отнюдь не самый лучший способ, так как повлечет за собой неизбежную формализацию знаний.

Убежден, что уже сейчас у нас существуют и другие - более эффективные - формы творческого контроля знаний и что единое тестирование - отнюдь не панацея от всех бед нашего образования.

С 1995 года в Санкт-Петербурге проводится эксперимент по защите учащимися выпускных экзаменационных работ (ВЭР). Подход к организации этой деятельности во многом напоминает работу над диссертационным исследованием, предусматривая процедуру назначения научного руководителя, утверждения темы, предзащиты, оппонирования и т.д. Однако есть и свои особенности. Так, в ВЭРах настойчиво проводится линия на выбор учащимися тем интегративного характера.

Например, работы по физике могут входить в такие, казалось бы, не смежные области, как литература (тема «Эйнштейн и Достоевский»), биология («Новые способы коррекции зрения»), история и мировая художественная культура («Влияние научно-технического прогресса на развитие человека конца XIX -начала XX века») и, традиционно, математика («Конические сечения и траектория небесных тел»), информатика («Компьютерное моделирование физических процессов дифракции и интерференции»).

Подобная форма проведения экзамена является перспективной в развитии современного образования, что отмечено в приказе Комитета образования Санкт-Петербурга № 5 oт 06.01.97 «О проведении II этапа эксперимента «Выпускные экзаменационные работы как форма независимой итоговой аттестации учащихся». Эта форма позволяет в большей степени, чем в процессе стандартных ответов по билетам, раскрыться творческому потенциалу школьника, учит его самостоятельному поиску знаний, умению контактировать с различными людьми, аргументированно отстаивать собственную позицию.

Ориентация на проведение экзамена в этой форме требует от школы перестройки всей образовательной деятельности: предоставление школь-нику большей самостоятельности в выборе форм, уровней освоения предметов; расширение библиотеки, видеотеки, компьютерного обеспечения; расширение контактов с вузами и другими социокультурными заведениями; психологического сопровождения учащихся.

Итоговая аттестация в форме защиты выпускной работы дает возможность реально осуществить индивидуальный маршрут в обучении.

Вместе с тем остается еще ряд проблем. В частности, существует три разных подхода к допуску учащихся к этой работе: первый - свободный доступ для всех желающих; второй - отбор в той или иной форме; третий - обязательность для всех учащихся, занимающихся по программе повышенного уровня. Нам ближе первый подход. Он дает возможность проявить и развить свои способности не только сильным ученикам, но и слабым.

В результате работы по этому эксперименту в школе сложилась система подготовки к такому виду экзамена. В таблице представлены основные этапы этой подготовки.

В результате необходимо отметить, что данная форма способствует заинтересованности учащегося в получении знаний, помогает развить ряд умений и навыков, необходимых выпускнику школы в его дальнейшей учебной деятельности, а главное - делает экзамен не формальным, а творческим актом совместной работы ученика и учителя, что способствует развитию их индивидуальности.

Думаю, что стремиться к обязательному единообразию Единого государственного экзамена вовсе не обязательно. Он может и должен существовать в разных формах. Тогда действительно грядущие изменения в образовании пойдут во благо ребенку. Уже сейчас многие вузы, с которыми сотрудничает наша школа и представителей которых мы приглашали на защиту выпускных экзаменационных работ, готовы были брать наиболее талантливых наших выпускников к себе без экзаменов - настолько значимыми им показались результаты некоторых защит. На таком экзамене, кстати, присутствуют и родители, и одноклассники, и любые желающие. Вот и обеспечение объективности. К тому же, признаюсь, в ратовании за развитие таких нестандартных творческих форм контроля знаний есть и своя педагогическая корысть. Нам, взрослым, на этих экзаменах просто интересно.

Более детальное представление о нем вы можете получить из «Памятки», составленной для учащихся нашей школы и их родителей моими замами по учебной работе С.М. Антоновой и по опытно-экспериментальной работе З.Ю. Смирновой (см. Приложение).

Приложение

Сдача экзамена в форме защиты выпускной экзаменационной работы (ВЭР).

Защита выпускной экзаменационной работы перед членами городской экзаменационной комиссии может рассматриваться как одна из приоритетных форм организации экзамена. В 1996 году эта форма была впервые введена и прошла успешную апробацию в ряде образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Выпускная экзаменационная работа может быть написана учащимся по двум предметным областям образовательной программы, реализуемой в школе.

Публичная защита выпускной работы дает основания для получения экзаменационных оценок - соответственно по двум предметам.

Предметы и темы для выпускных экзаменационных работ определяются обучающимися самостоятельно, обсуждаются на заседаниях предметных кафедр и утверждаются решением педагогического совета школы. Обучающийся может взять за основу проблемы, предложенные для разработки учителем, темы работ, рекомендованные вузами-партнерами, темы олимпиадных и других конкурсных работ. Основные требования к выпускной экзаменационной работе

Автор выпускной экзаменационной работы должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной и методологической компетентности, соответствующий характеристикам гимназического или лицейского стандарта.

Уровень знаний, умений, способов действий в предметной области защищаемой работы должен полностью соответствовать требованиям, сформулированным в Положениях об устных экзаменах по предмету (предметные требования гимназического или лицейского стандарта).

Подтверждение уровня методологической компетентности (грамотности) предполагает демонстрацию выпускником достижений в следующих областях:
1) целостных знаний
• о реальном мире (природе, обществе, человеке), о существующих в нем наиболее значимых связях и зависимостях, объективных закономерностях, проблемах;
• о ведущих мировоззренческих теориях и фактах, их подтверждающих;
• о природе знаний, способах их получения и фиксации, трансляции в устной и письменной форме;
• о концепциях, определяющих развитие профильных научных областей;
• о сущности методологии познания;
• о сущности и природе творчества.
2) умений
• проявлять оценочные суждения, выражающие ценностные ориентации личности, гуманистические нормы отношений;
• изучать теоретические работы, имеющие значение первоисточника для профильной области знания;
• использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности;
• взаимодействовать с другими людьми в процессе решения проблем (задач) разных видов.

Выпускная работа должна демонстрировать соответствующие гимназическому или лицейскому стандарту знания и умения по конкретному предмету или предметной области, способность фиксировать межпредметные связи и перенос знаний и умений, умение проектировать и реализовывать исследовательскую деятельность, умение работать с первоисточниками и другими эмпирическими материалами, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать самооценку и самоанализ.

Выпускная работа должна отличаться грамотностью изложения, высоким уровнем оформления. Выпускник должен продемонстрировать способность выбирать наиболее оптимальный способ подачи материала (использовать графики, рисунки, таблицы и т.д.).

Выпускная работа может быть сдана в рукописном или печатном виде. Учащийся обязательно должен представить материалы собственной исследовательской деятельности в качестве выступления на одной из городских научно-исследовательских конференций школьников («Ученые будущего», «Интеллектуальное возрождение», «Сахаровские чтения» и пр.). По итогам конференций учащиеся получают сертификат, подтверждающий статус работы («научно-исследовательский», «учебно-исследовательский», «реферативный»). К защите интегрированного экзамена в форме выпускной экзаменационной работы с выставлением оценок по двум предметам допускаются только учащиеся, чьи работы получили статус научно-исследовательских или учебно-исследовательских. Для учащихся, чьи работы получили статус реферативных, разрешается сдача экзамена в форме защиты реферата по одному предмету.

Руководство выпускной экзаменационной работой

Выпускная экзаменационная работа выполняется учащимся самостоятельно под руководством определяемого педагогическим советом педагога-руководителя. Педагогом-руководителем может быть любой педагог школы. Работа может иметь двойное руководство (учителя и представителя других учреждений науки, культуры, образования).

Порядок экспертизы и защиты работы

Работа проходит следующие этапы экспертизы:
• защита темы и концепции работы;
• выступление с докладом на одной из городских научно-исследовательских конференций школьников;
• предзащита на кафедре в присутствии педагогов-предметников.

Работа сдается руководителю не позже, чем за месяц до срока защиты. Руководитель готовит рецензию на работу, решает вопрос о допуске ее к защите. Окончательное решение о допуске работы к защите принимает педагогический совет.

В случае допуска работы к защите педагогический совет назначает рецензента из числа педагогов школы или представителей других учреждений науки, культуры, образования, а также членов экзаменационной комиссии.

Рецензент готовит письменный отзыв о работе, характеризуя ее в соответствии с проявленным уровнем методологической компетентности. Письменный отзыв должен включать оценку работы не только качественную, но и количественную (по 5-балльной системе).

Процедура защиты

1. Изложение автором работы ее существа (для всех членов комиссии защищающийся готовит краткий текст реферата по работе, в котором должен быть изложен основной замысел, ход работы, основные полученные результаты).

2. Ответ автора на вопросы членов комиссии (вопросы задаются в рамках лицейского или гимназического образовательного стандарта и должны быть связаны с темой обсуждаемой работы).

3. Выступление руководителя с характеристикой автора работы как исследователя.

4. Выступление или зачтение отзывов рецензентов.

5. Принятие решения комиссией о фактической (5-балльной) оценке и качественной характеристике работы.

Основания для оценки работы
• Умение экзаменуемого изложить основное содержание работы (культура устного изложения и письменного оформления).
• Знания и умения, проявленные во время ответов на вопросы (особое внимание обращается на умение вести дискуссию по проблеме).
• Оценка рецензента.
• Суждения руководителя, членов комиссии о работе и ходе защиты.

По решению педагогического совета (в экспериментальном порядке) экзаменуемый в ходе защиты работы может получить оценку за искусство устной и письменной речи (деловые коммуникации).

После защиты работы передаются в фонд образовательного учреждения и выступают в следующем качестве:
• как дополнительный источник информации для независимого анализа результативности;
• как методические материалы для последующей организации образовательного процесса;
• как образцы и источники развития научно-технического творчества учащихся.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марк Львович Агранович
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 272-287. 
[Статья]
Вопросы образования. 2004.  № 3. С. 273-287. 
[Статья]
Всеволод Георгиевич Агаков, Лев Пантелеймонович Кураков
Вопросы образования. 2005.  № 2. С. 200-215. 
[Статья]
М Зелман
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 234-248. 
[Статья]
Владимир Жанович Куклин
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 199-220. 
[Статья]
С В Волков
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 221-233. 
[Статья]
В В Фирсов
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 187-188. 
[Статья]