Эксоцман
на главную поиск contacts

Школомания -состояние ненормальное, но все-таки...

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2003.  № 1. С. 3-6. 
Тематический раздел:
Автор статьи в достаточно юмористической форме признается в любви к школе. Как взрослый здоровый человек может любить школу? На эти вопросы отвечает автор, обращаясь к молодым учителям и администраторам школы

Я - школоман. Сам понимаю, что состояние это абсолютно ненормальное, так как здоровый человек школу любить не может. Попробуйте зажмурить глаза, а потом широко распахнуть их и зайти в школьные двери как бы «на новенького». Снующие и орущие дети, обшарпанные стены и отклеившиеся от пола плитки линолеума, бедновато одетые, в основном пожилые, женщины-учителя. - Нет, нет, нет, это только не для меня, - скажете вы и, наверное, будете правы. - Какой дурак?..

Нас - таких - еще много

Ну, я дурак. Но нас - таких - еще много. А все остальные из школы уже ушли. Вот уйдем и мы - и что будет? А с другой стороны, так было всегда. И все мои коллеги всегда со стеснением признавались в незнакомой компании в своей профессии. И всегда из школы уходили, а школа все есть. Говорят, что были доисторические времена, когда на место учителя стояли в очереди по десять лет, но эти времена давно канули в Лету. А мне - мне моя работа нравилась с первого дня и нравится по сию пору. Однажды в беседе с английскими коллегами узнал, что у них тоже есть проблема материальной обеспеченности учителя, так как самый опытный, со стажем педагог получает в два раза меньше молодого рабочего. Вместе с тем, когда учительница математики у них ушла из школы на работу в какую-то строительную фирму, на ее место явилось около двухсот претендентов (кстати, потом учительница вернулась, так и не прижившись на другой работе). Мы недоумевали, почему? Загадочные британцы лаконично ответили что-то вроде «не в деньгах счастье». Что ж, у них, конечно, не в них, там-то есть у каждого этот прожиточный минимум, да к тому же не чета нашему. А у нас приходится большей части населения вообще без него обходиться. Но для себя я задумался: а действительно, почему же мне нравится моя работа? Объективно, каковы ее плюсы и минусы? И с удивлением обнаружил много плюсов, а некоторые минусы, оказалось, на поверку таковыми и не являются.

Первый очевидный плюс - это творческий характер нашей профессии. Если относиться к ней неформально, то ни один урок не будет похож на предыдущий, как не похожи друг на друга классы даже в одной параллели. Такие творческие профессии, как актер, писатель, не идут ни в какое сравнение с нашей. Актер полностью зависит от режиссера. Не сложились отношения - и будешь ты до старости играть «кушать подано». Писатель полжизни должен пробегать по издательствам, машинисткам, корректорам, редакторам, а сейчас еще и писать не то, что хочется, а то, что читают. А педагог, несмотря ни на какое начальство, каждый день к детям - твори сколько хочешь! Весьма значимым для меня плюсом является большая часть времени, которым я сам волен распоряжаться. Ставка - восемнадцать часов. Понятно, что работают все сверх нее, и после уроков надо еще к следующим подготовиться. Но уж если очень захочешь, всегда в своих планах можешь что-то поменять. И сбежать, скажем, днем в музей. А к урокам подготовиться пораньше или попозже. Да к тому же каникулы. Что греха таить, уж точно в это время не перегнешься! Четыре месяца отпуска (каникулы летние, зимние, осенние и весенние) - где еще такое найдешь!

Все познается в сравнении

Еще одним фактором мы не очень дорожим - а зря: все познается в сравнении. Мы работаем в приличных условиях: тепло, светло, чисто, вокруг образованные, в целом доброжелательные люди, широкий и разнообразный круг общения - родители, коллеги, дети... Мой приятель из автосервиса жаловался не столько на то, что его руки постоянно в мазуте и спину прихватывает от лежания под машиной, а на непрерывно «наезжающих «братков».

В отличие от многих других работ, в нашей, если относиться к этому делу по уму, можно подхалтурить прямо на месте и, что называется, по основной профессии. Сейчас официально разрешено набирать различные платные группы на дополнительные занятия, и если ты неплохой учитель, уверяю, без труда такие группы наберешь. Кто-то решает эту проблему иначе. Один наш учитель специализируется на создании учебно-методической литературы, издает, тиражи расходятся мгновенно.

Первым и основным минусом считается низкая заработная плата. Оно, конечно, так. Да не совсем. Опять-таки сравним. У других бюджетников еще хуже. И врачи, и, тем более, культура, и вообще все те, кто живет по ETC, явно не жируют. Наверное, несколько лучше живется бизнесменам, но их пока не так много, к тому же «богатые тоже плачут». Поэтому низкая заработная плата -это не столько проблема учителей, сколько проблема большинства жителей нашего государства.

Еще одно расхожее представление, что дети - это особая напряженность в работе. Наверное, так. Актер после трехчасового спектакля уходит со сцены, утирая пот. А учитель на виду по пять-шесть часов ежедневно, и публика не такая, как в театре (не нравится - тихо встали и вышли). Вместе с тем опытные педагоги знают, что для полного контакта с новым классом требуется полтора-два месяца, а дальше - не разлей вода, достаточно полуслова, полужеста, и будет взаимопонимание. У меня, в бытность молодым педагогом, была мечта провести урок без единого моего слова. Не то чтобы вместо меня вели урок заранее подготовленные дети, а по взаимопониманию. Почти уже было подошел к этому - но увлекла административная карьера (директором мне нравится быть еще больше, чем учителем).

Еще одним минусом считается женский коллектив: мол, там «гадюшник», склоки. Ерунда! Это где как поставлено дело. Одна приятельница, работавшая библиотекарем в военном училище, утверждала, что нигде не встречала большего стремления к козням и сплетням, чем там, среди сплошных мужиков. А у нас в школе - тьфу, тьфу - народ идет на работу, чтобы отдохнуть от домашних проблем.

Почему вымерли динозавры?

А вот в действительности есть в нашей работе один серьезный минус, который люди, далекие от школы, недооценивают. Наша работа сидит в голове и день и ночь. Но может, это и плюс. Я считаю, что работа должна быть не наказанием божьим в виде добычи куска хлеба в поте лица, а, как говорят дети, она должна быть «в кайф». Человек должен получать от работы удовольствие, а иначе и жизнь-то наша улетит куда? В сон, в еду, в редкий отдых?

Думаю, что мы, учителя, сами во многом виноваты, сформировав негативный имидж нашей профессии своим постоянным нытьем, желанием, чтобы нас пожалели. Подогрели эти настроения и газеты с телевидением. Как ни учитель на экране - так урод, как ни статья - так про беды и школьные несчастья. Хотя я убежден, что школа сейчас гораздо интереснее и лучше, чем пятнадцать-двадцать лет назад - с процентоманией и лживыми отчетами об идейно-политическом воспитании молодежи. Нужны нормальные фильмы, нормальные, правдивые телепередачи про школу. Я сам готов был бы написать сценарий такой программы. Думаю, что об этих вещах и надо задумываться нашему министерству в первую очередь. И тогда наконец в школу пойдут молодые, а то ведь из пединститутов в школу попадает только пять-семь процентов выпускников, и никаким обязательным распределением делу не поможешь. А иначе взаправду мы все постареем, и школа исчезнет. Может, и динозавры вымерли просто по старости, потому что быть динозавром стало непрестижно.

Несколько советов молодым

С этой проблемой и я сталкиваюсь как директор. Самый гармоничный состав коллектива, на мой взгляд, разновозрастной. У нас основная часть коллектива в возрасте тридцати пяти - сорока пяти лет. А молодежь? Я действую по принципу «если гора не идет...» и сам читаю лекции в пединституте и педагогическом техникуме. Подсматриваю интересных ребят, переманиваю, рассказываю о всех настоящих плюсах и минусах нашей профессии, стараюсь создать максимально благоприятные условия работы, когда они приходят к нам, и большинство из них приживается в школе.

Напоследок несколько шутливых советов молодым из раздела «Маленькие хитрости».

В отношениях с коллегами:
• Правдами-неправдами обзаведись кабинетом, потрать силы и сделай его сногсшибательным. Тебя все увидят через твой кабинет. До уроков-то когда еще доберутся.
• Не спеши брататься с каждым, присмотрись, а то тебя втянут в свою орбиту не самые популярные люди в коллективе, ведь именно они в первую очередь нуждаются в сторонниках и поддержке.
• Проси совета: учителя обожают советовать (как и все люди), через свои советы начнут обожать и тебя.
• Не проси помощи, так как все равно мало кто в чем тебе может помочь.
• Если тебя ругают, расспроси подробно, за что. Скорее всего, отстанут, потому что, как правило, сами этого толком не знают.

В отношениях с детьми:
• Дай проявиться лидерам: их любят, глядишь, через них и до тебя дойдет любовь ученических масс.
• Не говори ребенку того, чего не решишься сказать взрослому.
• Давай то, чего нет в учебнике, но не спрашивай этого. Возникнет впечатление, что ты умный, но добрый.
• Больше шути, но без сарказма, и дети к тебе потянутся.

Привет, новичок! Приходи в школу, мы тебя ждем. Тут кайфово!

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1999.  № 8. С. 3-9. 
[Статья]
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
Г. Л. Фриш
Директор школы. 2003.  № 4. С. 38-42. 
[Статья]
Duglas Wilms
Директор школы. 1995.  № 1. С. 36-41. 
[Статья]
Владимир Константинович Загвоздкин
Директор школы. 2003.  № 8. С. 18-24. 
[Статья]
Марина Александровна Холодная
Директор школы. 2000.  № 7. С. 24-30. 
[Статья]