Эксоцман
на главную поиск contacts

Региональная программа поисков: цели, структура, результаты

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2002.  № 9. С. 25-30. 
Автор знакомит читателей с региональная целевая программа поисковой, исследовательской и экспериментальной работы, которая действует уже восемь лет в Ульяновске. Цель данной программы - обеспечение организационного единства требований и действий по реформированию региональной системы образования; системности, научной обоснованности, целесообразности и планомерности инноваций и экспериментов; управляемости, результативности и эффективности преобразований.

Мода на инновации, кажется, проходит, но, к счастью, это отнюдь не означает отказа от самой инновационной деятельности. Более того, в последние годы она приобретает плановый, управляемый характер, становится предметом систематической и целенаправленной работы органов управления. Примером такой работы, на наш взгляд, может служить реализуемая в Ульяновской области региональная целевая программа поисковой, исследовательской и экспериментальной работы (ПИЭР), которая действует уже восемь лет.

Цель данной программы - обеспечение организационного единства требований и действий по реформированию региональной системы образования; системности, научной обоснованности, целесообразности и планомерности инноваций и экспериментов; управляемости, результативности и эффективности преобразований. Программа дает возможность повысить ответственность образовательных учреждений за условия и результаты экспериментирования, а органов управления образованием - за обеспечение целесообразности, системности, научной обоснованности экспериментов и инноваций. В результате ее осуществления стали более разнообразными образовательные услуги и формы деятельности, созданы более благоприятные условия для получения образования, физического и духовного развития учащихся, их социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Во многих учебных заведениях и районных органах управления возникли новые системы методической работы. Создатели программы видели ее цели в том, чтобы учебные заведения и управленческие органы области, во-первых, приобрели опыт дифференцированного бюджетного финансирования, во-вторых, расширили возможности сельских детей для получения качественного образования, их последующего обучения через систему открытых школ, центров, лицеев. Предусматривалось создание единых научно-педагогических, методических, нормативных, правовых основ формирования контингента классов и образовательных учреждений повышенного уровня, эффективности и социальной направленности классов, групп, школ коррекционно-адаптивного типа и компенсирующего, реабилитационного характера. Самое примечательное, что в ходе реализации программы был достигнут еще один незапланированный, но очень важный результат - сама программа стала действенным механизмом согласования интересов различных субъектов системы образования в сфере инновационной деятельности.

Участники поисков

Кто же участвует в осуществлении программы? Прежде всего, это педагоги-практики. Для них это хорошая возможность реализовать свой творческий потенциал и повысить профессиональный уровень. Регулярное общение с учеными на семинарах, консультациях, конференциях заряжает их новой энергией. Педагог-исследователь всегда лучше информирован по сравнению со своими коллегами, не занятыми в эксперименте, погружен в атмосферу творческого поиска и профессионального общения более высокого уровня. За годы осуществления ПИЭР сотни педагогов-исследователей повысили квалификационную категорию, используя в качестве аттестационных материалов свои научно-педагогические разработки.

Во-вторых, профессорско-преподавательский состав вузов и института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Они участвуют в программе на правах научных руководителей, консультантов и экспертов. Это, можно сказать, идеологи поиска, отвечающие за научную достоверность исследований и эффективность нововведений. Для них программа - это большая экспериментальная площадка для реализации своих идей. Многие представители науки находят в лице исследовательских педагогических коллективов своих союзников и сотрудников. И в совместном труде рождаются научные статьи и монографии. За годы реализации программы на ее материалах защищены две докторские и двадцать две кандидатские диссертации. Опубликовано пять монографий, несколько десятков статей в центральных научных и научно-методических журналах, выпущено в свет 180 книг и брошюр научно-методического и учебно-методического характера.

В-третьих, администраторы образовательных учреждений, осуществляющие непосредственное руководство научными исследованиями и экспериментами. Директорский корпус извлекает из программы свои выгоды. Давно замечено, что коллектив, сплоченный вокруг интересного и полезного дела, гораздо меньше подвержен внутренним конфликтам и склокам, больше ориентирован на профессиональное развитие. Многие руководители учебных заведений с помощью программы успешно решали свои управленческие проблемы. Прежде разобщенные, разбитые на враждующие группировки коллективы сплотились вокруг инновационной идеи, стали единомышленниками. Участие в программе позволяет директору совершить стратегический прорыв с целью повысить рейтинг своего образовательного учреждения в глазах потенциальных воспитанников, учащихся и студентов, а это ныне, когда уменьшается количество детей дошкольного и школьного возраста и идет довольно жесткая конкуренция в «борьбе за контингент», особенно важно. Практически все детские сады, школы, профессиональные лицеи и колледжи, участвующие в программе, оказываются победителями в этой борьбе. На их стороне очень существенное преимущество - разнообразие и качество образовательных услуг. И наконец, в-четвертых, важное место в осуществлении программы принадлежит работникам органов управления образованием и соответствующих методических служб, осуществляющих административное руководство на уровне муниципальных образований и области в целом. Правда, они находятся в наиболее трудной позиции. Их первейшая забота - финансирование программы, а это, учитывая скудость областного и муниципальных бюджетов, не всегда нравится вышестоящим органам государственной власти и местного самоуправления. Нас с первых же шагов активно поддерживает областное Управление образования. А вот муниципальные управленческие органы настроены не столь однозначно. Одни поддерживают инновационную деятельность, другие не видят в этом смысла, причем ко второй группе относятся аграрные районы, удаленные от больших городов. О том, кто выигрывает, а кто проигрывает, можно судить по такому весьма примечательному факту. Вот уже десять лет в области проходит конкурс «Учитель года». И, как правило, победу в нем одерживают педагоги из тех районов и городов, где местные власти активно и целенаправленно поддерживают научно-педагогическую и инновационную деятельность.

Механизм осуществления

Каков же механизм осуществления программы? Ее базовым структурным элементом являются творческие микрогруппы, состоящие из непосредственных исполнителей экспери-мента - педагогов-исследователей. Именно здесь осуществляются теоретическая проработка и решение в процессе практики той или иной педагогической проблемы. Как правило, в учебном заведении создается несколько таких групп, каждая из которых отвечает за свой аспект общей темы. Научный руководитель ставит перед ними конкретные задачи, консультирует и контролирует качество выполнения, но весь процесс поиска педагоги осуществляют самостоятельно.

Творческие микрогруппы образуют исследовательский коллектив учебного заведения. Далеко не всегда в него входят все педагоги, но, как правило, это наиболее активные и творческие, нацеленные на непрерывное профессиональное развитие.

Органом самоуправления исследовательского педагогического коллектива является научно-методический совет, который совместно с научным руководителем проекта планирует всю исследовательскую и инновационную деятельность, мотивирует педагогов к участию в эксперименте. Важным рабочим органом исследовательского коллектива является научно-методический или методологический семинар, на котором теоретически прорабатываются главные понятия эксперимента, анализируются литература и педагогический опыт по теме исследования, проходит обучение методам и процедурам поисково-исследовательской работы, правилам оформления полученных результатов.

В зависимости от числа педагогов того или иного образовательного учреждения, включенных в исследования и новации, от уровня решаемой ими проблемы и степени влияния на другие учебные заведения определяется статус исследовательского коллектива. Статус кандидата предполагает разработку теоретической, структурно-функциональной, организационной и нормативной моделей будущей инновации. Право именоваться областной экспериментальной площадкой получает исследовательский коллектив на этапе активного внедрения инновации в учебно-воспитательный процесс, когда разрабатываются и апробируются предусмотренные программой учебные и научно-методические материалы, а в исследованиях участвует не менее половины педагогов.

Учебное заведение, в котором новация уже полностью реализована и обеспечена нормативно-правовой, научно-методической и учебно-программной документацией, а в исследованиях заняты две трети педагогов, получает статус областного научно-методического центра. Этот статус предполагает, что учебное заведение концентрируется на решении методических проблем, организует на своей базе повышение квалификации педагогов области, широко распространяет инновационный опыт и ведет издательскую деятельность. Здесь продолжаются исследования различных психолого-педагогических аспектов внедренной инновации, происходит ее углубление и закрепление в образовательном процессе. По мере того как инновация становится традицией, идет подготовка нового исследования.

Реализацией программы на местах занимаются районные или городские научно-методические экспертные советы, создаваемые при органах управления образованием или при методических центрах и включающие в себя ученых, педагогов-практиков, представителей директорского корпуса.

Экспертный совет - координатор и идеолог программы

А вот на региональном уровне этим занимается областной экспертный совет. Совет рассматривает каждую новую поисково-исследовательскую программу, исходя из достаточно строгих критериев. Во-первых, она должна быть актуальной, то есть служить решению важной проблемы педагогической теории и практики, во-вторых, обладать достаточной степенью новизны и оригинальности в постановке исследовательских задач, и, наконец, гипотетически формулируемый в ней результат должен иметь существенное значение для совершенствования педагогической практики как в рамках самого экспериментального учебного заведения, так и во всех однотипных с ним. Еще одно требование к программе - конкретность. Чем более точно экспериментаторы представляют себе последовательность и объемы работ в самом начале пути, чем лучше продуманы ими методологические основы и методический аппарат исследования, тем успешнее, как показывает многолетняя практика, реализуется программа.

Серьезную методологическую трудность в деятельности совета представляет вопрос о том, что, собственно, подвергать экспертизе - сам инновационный процесс или разработанные исследователями научно-методические материалы. Подвергнуть экспертизе живой педагогический процесс достаточно сложно. Трудоемкость подобной экспертизы вряд ли может окупиться полученными в итоге данными, поскольку эти данные с большим успехом могут быть собраны и представлены в совет научными руководителями эксперимента. Не доверять им в подобных вопросах вряд ли имеет смысл, поскольку их компетентность и научная достоверность данных легко определяются при внимательном изучении документов. Так мы пришли к заключению, что экспертизе должны подвергаться прежде всего документы, в которых фиксируются план, ход и результаты исследования - концепции, программы, методики диагностики, методические рекомендации, технологические карты и т.п. Замечания скептиков о том, что при таком подходе экспертиза превращается в бумажную круговерть, неубедительны, поскольку документы, создаваемые в ходе эксперимента, ценны не только сами по себе, но и как результат живой педагогической деятельности. Инновационный образовательный процесс не может быть организован без необходимых нормативно-правовых, научно-методических и учебно-программных документов, которые и создаются в ходе эксперимента, то есть являются его результатом. Таким образом, сам процесс и его документальное воплощение неразрывно связаны между собой. Подвергая анализу документы, мы косвенно проводим экспертизу также и самого процесса. Результаты инновационной деятельности оцениваются по тем же критериям, что и программы исследований, плюс оценка их теоретической достоверности, практической эффективности, масштаба применения и готовности к внедрению.

Итак, главная функция областного экспертного совета, для выполнения которой он и создавался, - экспертиза материалов. Однако в процессе реализации программы появились и новые функции. Во-первых, это консультирование инициаторов проекта на стадии подготовки исследовательской программы. Дело в том, что у педагогов-практиков отсутствует достаточная теоретическая подготовка для составления грамотных научно-исследовательских программ, а ученые, взявшиеся за руководство экспериментом, не всегда находят общий язык с коллективом. В зависимости от того, кто играет первую скрипку на стадии разработки - ученый или практик, проекты носят либо абстрактно-теоретический, либо сугубо эмпирический характер. Вот и приходится помогать разработчикам, дабы достичь баланса теоретических и прикладных аспектов исследования.

Проведя за восемь лет своего существования сотни экспертиз и консультаций, совет невольно вышел на выполнение еще одной функции - идеолога и коллективного научного руководителя программы. Именно он оценивает, насколько то или иное исследование необходимо системе образования области, предлагает перспективные темы исследований, помогает учебным заведениям найти свою нишу в инновационном движении, формирует план научных исследований. Подобная роль накладывает на совет особую ответственность. Играя ее, нетрудно стать неким «цензурным комитетом» или «верховным судилищем». Подобная опасность существует, однако существует и система противовесов, препятствующих подобной тенденции, - это состав совета, принципы его работы и контроль со стороны других организаций. Совет формируется из ученых разных вузов, педагогов-практиков, представителей директорского корпуса и управленцев, так что при принятии решений учитываются самые различные, зачастую прямо противоположные интересы. Все вопросы совет решает только коллегиально, а его заседания проходят публично с участием представителей школ, вузов, органов управления образованием, средств массовой информации и носят характер открытой дискуссии.

К тому же ежегодно совет отчитывается на коллегии областного Управления образования и ученом совете Института повышения квалификации. Наличие такого двойного контроля повышает ответственность за результаты своей деятельности и устраняет опасность превращения совета в орган, препятствующий развитию инновационного движения.

Особенности состава, принципов работы и статуса в системе образования обусловливают и третью, возможно, главную функцию совета - координацию научно-педагогических исследований и инновационной деятельности в учебных заведениях региона. Постоянное взаимодействие ученых, школьных администраторов и педагогов осуществляется на областном семинаре участников программы. Сначала он задумывался как обучающий, то есть однонаправленный, но очень скоро превратился в интерактивный. На обсуждение начали выносить принципиально важные вопросы педагогической науки и инновационной педагогической практики. А научные сообщения и доклады с каждым годом становились все более теоретически зрелыми и практически направленными. Возникла необходимость в региональной научно-практической конференции, которая стала проводиться ежегодно, начиная с 1998 года.

* * *

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что главным достоинством программы, реализуемой в Ульяновской области, является ее системность, целенаправленность, вовлечение в инновационную деятельность наиболее активных субъектов системы образования, продуманность нормативно-правовой базы. Есть у программы и свои трудности: недостаточное финансирование научно-исследовательских и внедренческих проектов, незначительный процент участия сельских школ, недоработанность процедур экспертизы. И все же главное в том, что в результате реализации ПИЭР творческий поиск педагогов обрел прочную опору на педагогическую науку, а теоретические разработки ученых воплотились в реальные образовательные инновации.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Викторович Уланов
Директор школы. 1996.  № 3. С. 3-12. 
[Статья]
Маргарита Валентиновна Альгина, В.С. Синельников
Университетское управление. 2007.  № 5. С. 52-55. 
[Статья]
Андрей Александрович Яковлев
Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 25-39. 
[Статья]
Николай Михайлович Анисимов
Директор школы. 1997.  № 3. С. 67-70. 
[Статья]