Эксоцман
на главную поиск contacts

Занятия в музее: ищем альтернативы уроку

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2003.  № 1. С. 29-32. 
Тематический раздел:
Автор знакомит читателей с технологией проведения занятий с обучающимися в музее, как альтернативе классическому уроку.

Его величество урок в последние годы стал фактически безальтернативной формой организации учебного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно. Но так же правильны и попытки кардинальной смены форм организации учебного процесса, хотя для многих идеи М. Балабана, Н. Крыловой, О. Леонтьевой и др., отстаивающих школу без уроков (парк открытых студий, «город как школа» и т.п.), выглядят почти что кощунственно. Во всяком случае, мне не раз приходилось, выступая перед учительскими коллективами, слышать категоричное утверждение, что «альтернативы уроку нет!».

В этой ситуации вспоминается умный философский тезис: мышление в логике «или - или» является атрибутом конфронтационного, а значит, не способного к созиданию сознания. Гармоничное же развитие человека и человечества связано с мышлением в логике «и - и». Да и вообще, всем известно, что способность выносить третье суждение - это характеристика думающего человека. И мы попробовали «вынести третье суждение», то есть найти варианты переходного периода от урока к неким другим формам. При этом мы предположили, что эту задачу может решать любой педагогический коллектив как в рамках инновационной деятельности, так и просто работающий «в режиме функционирования». А почему бы нет?

Предлагаю вариант, связанный с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Суть идеи

Вы спросите, какой урок можно проводить в музее? Ну, историю, это понятно, а как же остальные? Однако речь идет не о тематическом уроке, а о возможности «свести воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных экспонатов.

Представьте, учащиеся проводят экскурсию в музей по темам «Музейные экспонаты (а значит, жизнь и быт людей) глазами физиков; химиков; историков; лингвистов; биологов и т.д.». Практически это может выглядеть так: класс (или параллель) делится на несколько «научных лабораторий»: физики, химики и далее по списку. Каждая «группа-лаборатория» получает задание - проанализировать музейные экспонаты с точки зрения их науки. Например, физики должны показать все физические законы, которые использовали люди при изготовлении предметов быта, и объяснить, согласно каким из них работает тот или иной музейный экспонат. Скажем, прялка - приспособление с использованием колеса и педали, которой оно приводится в движение, - это не только предмет, с помощью которого охапка шерсти (кудель) превращается в шерстяную нить, но и «кладезь» физических закономерностей. Подробности опускаю, предполагая, что учителя-физики окажутся здесь более компетентны.

«Химики» - ребята из «химической лаборатории» - имеют возможность вспомнить все химические хитросплетения, связанные с окрашиванием льна, шерсти и химическим составом этих волокон.

«Лингвисты» наглядно увидят культурно-исторические основы развития языкознания, показав, как в языке того или иного народа возникали, например, виды одежды, определенные климатом того региона, где проживает народ, и как вслед за этим появлялись слова, которыми они обозначались и т.п.

«Биологи» расскажут, какие продукты употребляли в пищу люди и какую обработку они требовали, показав, что те или иные формы «горшков и сковородок» - это не блажь, а закономерное явление.

С позволения читателя, я больше не буду утруждать его примерами, потому что идея, думаю, ясна. Дальше - только творчество и выдумка учителей-предметников.

Вариант, позволяющий преодолеть разрыв знаний с жизнью

А теперь немного теории: покажем, какие сверхзадачи образовательного процесса решает такой подход. Содержание образования в современной школе - это «педагогически адаптированные знания отдельных научных областей», переведенные на язык школьных учебников, где каждой науке соответствует свой предмет. Мы не будем говорить о «плюсах» такого подхода, они, безусловно, есть и играют свою созидательную роль. Но возведенный в абсолют, этот подход привел к всем известным проблемам. Первая из них - отрыв школьных знаний от жизни. Ученик в лучшем случае сам догадывается, где в жизни можно применить те или иные знания. Я иногда рассказываю студентам про «личный казус - открытие»: решив однажды сшить шляпку дочери, я принялась циркулем «на глазок» рисовать круг - выкройку. После нескольких неудачных попыток - круг был или мал, или велик, услужливая память подсказала мне формулу «2 Пи R»… Меня вдруг озарило, что все лекала для одежды сделаны с использованием законов геометрии. Стоп. Но ведь и дома, и мосты и пр. Мне стало жаль, что, убеждая «учить математику», учителя пользуются аргументом: «математика (читай, алгебра, геометрия и пр.) - это «гимнастика ума». Оказывается, математика - та основа, на которой создан весь предметный мир.

Вторая проблема, с которой сталкиваемся мы при предметно-урочном подходе, - «разорванность» единого знания на предметы. Вспомните, как отстаивают приоритетность своего предмета педагоги в разговорах в учительской! И несмотря на то, что в педагогической литературе давно поднят вопрос «о связи с жизнью», о «межпредметных связях», пока в школе господствует урок по предмету, эти проблемы будут трудно разрешимы.

Поэтому занятия в музее - это вариант, позволяющий преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью: ученики будут анализировать атрибуты жизни людей, кстати, они будут шире, чем просто музейные экспонаты, так как характер, качество и другие свойства экспонатов являются отражением ментальности их «авторов», природно-климатической целесообразности и пр., и пр.

Лейтмотив работы

Как же школьному администратору приступить к такой работе? Прежде всего, ему необходимо создать творческий коллектив из учителей-предметников, которые сами должны пройти «путь познания научных знаний через музейные экспонаты». Для этого, организовав творческое совещание, надо предложить каждому предметнику «очертить территорию своей науки» в музее.

Следующий шаг - обязательная «состыковка» содержания в процессе творческого «круглого стола». Учителя должны, например, представлять сами, как, в какой мере «химия связана с биологией, а история с географией на примере льняного полотенца» и пр.

Далее учителям важно научиться точно, понятно формулировать задание детям, которое должно выглядеть как конечная цель. Этому могут способствовать специально организованные семинары, на которых педагоги узнают, что общим лейтмотивом работы является подготовка экскурсии. Здесь же необходимо обозначить режим консультаций, которые они должны обеспечить ребятам. Необходимо уверить их, что, приступив к работе, учащиеся столкнутся со «многими неизвестными» и придут к ним с вопросом.

Обратим внимание педагогов-предметников и на «маленький» нюанс: в такой форме обучения не учитель - инициатор «разговора по поводу», а ученик, то есть учитель будет что-то рассказывать из области своей науки, потому что его об этом спросил ученик.

Подготовка «научно-тематической» экскурсии займет немалое время, полагаем, этому можно отвести недели две-три, наметив «контрольные точки» в форме пилотажной презентации экскурсии, когда «руководитель лаборатории» докладывает на общем совете о степени ее готовности.

Сама экскурсия должна стать ожидаемым и важным явлением для всей школы. Рекомендуем организовать презентацию экскурсии как важное публичное мероприятие с родителями, гостями из соседней школы и т.д.

Еще немного об оргмоменте

Советуем рекомендовать подобные занятия педагогам, которые занимаются с ребятами из восьмых или десятых классов. Во-первых, они «уже много знают» по различным предметам и смогут увидеть большее количество закономерностей в предметах быта. Во-вторых, занятия в музее уместно провести с целью обобщения в конце учебного года, когда, скажем, девяти-одиннадцатиклассники заняты подготовкой к экзаменам.

Да, а что мы сможем рекомендовать педагогам с точки зрения контроля, то есть «обратной связи»? Чтобы не получилось, что с «химическим аспектом» познакомились лишь «химики», а с «биологическим» - «биологи», можно посоветовать учителям ввести систему зачетных книжек. Причем рекомендовать им разработать форму «зачетной книжки» вместе с ребятами, указав в ней, что ее обладатель должен «сдать зачет» по всем научным направлениям, но не учителю, а представителю соответствующей «лаборатории». Представляете, какие сложные контакты предстоят ученикам, каждый из которых одновременно будет выполнять несколько ролей: он и отвечает, и оценивает! А еще им придется выступить в роли экскурсоводов! И получится, что, достигая достаточно прагматичную цель - найти в предметах быта проявления научных закономерностей, они всколыхнут у себя целую гамму способностей: и умение рефлексивно мыслить, и презентовать себя, и адаптироваться к различным, противоположным социальным ролям, и многое другое.

И ваш музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1999.  № 8. С. 3-9. 
[Статья]
Ираида Сергеевна Якиманская, О. С. Якунина
Директор школы. 1998.  № 3. С. 65-72. 
[Статья]
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
Г. Л. Фриш
Директор школы. 2003.  № 4. С. 38-42. 
[Статья]
Duglas Wilms
Директор школы. 1995.  № 1. С. 36-41. 
[Статья]
Владимир Константинович Загвоздкин
Директор школы. 2003.  № 8. С. 18-24. 
[Статья]
Марина Александровна Холодная
Директор школы. 2000.  № 7. С. 24-30. 
[Статья]