Эксоцман
на главную поиск contacts

«Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания

Опубликовано на портале: 08-10-2004
Директор школы. 2002.  № 5. С. 3-9. 
Тематический раздел:
Авторы предлагают читателям посмотреть на ремонт в школе, не как на наиболее неприятный момент в подготовке к новому учебному году, а как возможность внести новые идеи, новый стиль в школьную жизнь.

С наступлением весны директор школы с ужасом начинает задумываться о грядущем ремонте. Но попробуем хотя бы на время абстрагироваться от связанных с ним неприятных моментов и воспримем его как один из способов обновления нашей школы. Неординарный подход к этому неблагодарному на первый взгляд занятию закономерно приведет к появлению новых идей, нового стиля школьной жизни, поэтому и называем мы наш ремонт - «педагогическим».

Для начала пройдемся по «вверенному нам учреждению» и честно поищем ответы на вопросы: что здесь сделано для детей? Что здесь сделано детьми? Что здесь может понравиться детям? Что можно сделать для того, чтобы детям было удобно?

А теперь в своем кабинете с чашечкой чая для улучшения настроения, обратимся к идеям, опыту, истории «педагогических ремонтов» - процессу создания воспитывающей и обучающей школьной среды.

Начнем с вестибюля

Итак, театр начинается с вешалки. Школа - с вестибюля. Обычно на самом удобном месте традиционно располагается расписание. Расписание в наших школах - немо и слепо. Из него школьники узнают исключительно номера кабинетов и названия уроков, порядок их чередования в течение недели. Но по своей сути расписание уроков - это афиша: мы представляем вниманию ребят названия «спектаклей» - уроков, сообщаем, в каких «театрах» - кабинетах они состоятся. А жанр афиши предполагает и наличие имен исполнителей - учителей, и, подчас, краткий анонс содержания.

Рекламировать уроки? Обязательно! Ведь подобная практика поможет снять у школьников значительную долю тревожности, возникающей от неизвестности - что будет на уроке? Например, в расписании можно указывать номер темы и подтемы, форму и степень сложности проведения занятия. Тогда запись «Биология. 5.6. л-1» будет означать занятие по биологии, проводимое в форме лекции (первая элементарная степень сложности) по 6-й подтеме 5-й темы в соответствии с учебной программой. Причем особо интересные уроки, проводимые нетрадиционно, между классами или междисциплинарные, требуют особой рекламы - специальных афиш, которые можно разместить рядом с расписанием. Представьте себе, как продуктивно пройдет занятие, на которое ученики придут с интересом, предвкушая нечто необычное! Вероятно, особый вопрос из этого перечня вызывает степень сложности преподавания. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь один и тот же материал можно объяснять с разной степенью сложности, и школьник должен знать это, готовясь к предстоящему занятию.

Более подробно с планируемым содержанием занятия ученик сможет познакомиться в учебном кабинете или в библиотеке. Взяв папку с учебными программами, он получит полную информацию о предстоящем занятии: например, будет показан такой-то фильм (или его фрагмент) и обозначены номера кадров для самостоятельного просмотра; продемонстрирован такой-то опыт с указанием его описания в методической литературе; проанализированы такие-то задачи. Естественно, что неизменными в расписании будет только название дисциплин. Вторая часть записи - сменная, еженедельно изменяемая преподавателями. На самом же видном месте вестибюля можно разместить «лозунг недели»: интересные высказывания, афоризмы, цитаты и т.п. Заходя утром в школу, проходя по вестибюлю на перемене и мельком кидая взгляд, ученики автоматически запомнят массу интересных мыслей и полезных идей. Каждый класс может оформлять эти лозунги по очереди в течение учебного года, предположим, на склеенных по длине листах ватмана.

А еще есть стены

В школе есть стены и, возможно, забор в школьном дворе. И эти стены-заборы надо красить. А можно на них рисовать и писать. Идею создания такого «наглядного пособия» подал еще Кампанелла, описавший в «Городе солнца» целых семь подобных стен-колец вокруг центра города, содержавших подробную информацию о мировом устройстве, различных языках, флоре и фауне (включая наличие их образцов), исторические мотивы. Двигаясь вокруг этих стен, человек, по мнению Кампанеллы, мог бы усвоить всю совокупность человеческих знаний.

Подобные стены были созданы в шестидесятых годах восемнадцатого столетия в Санкт-Петербурге, в первом российском кадетском корпусе. Незаметно для себя, прохаживаясь в коридорах, играя во дворе, кадеты впитывали информацию, которую несла знаменитая каменная стена, огораживающая сад корпуса. Эта «говорящая стена» на протяжении 500 сажен «несла» на себе картины, написанные на различные исторические сюжеты. Перед подростками проходил весь мир в целом и различные культуры в отдельности. Впоследствии она была «расширена»: говорящими стали и внутренние стены корпуса. На них были запечатлены высказывания, афоризмы великих людей, даты выдающихся событий. Все помещения, организованные таким образом, воспитывали кадетов и развивали их интерес к самостоятельному «добыванию» дополнительной информации, лучшие образцы которой они могли бы записать на специальных досках, установленных в главном зале. Замечательный педагогический прием завершался в конце курса обучения не менее замечательной традицией: высказывания собирались, печатались в едином сборнике, который вручался выпускнику на память о годах обучения в корпусе*.

Роспись стен может служить и средством для воспитания у школьников чувства гордости за свою школу. Так, в частной «майской» школе для мальчиков, названной по имени ее основателя - Карла Ивановича Мая, возникла традиция разработки собственной символьно-знаковой системы. «Майцы» (так называли себя воспитанники этого учебного заведения, среди которых был и будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) выбрали в качестве герба изображение майского жука. Значительно позднее мы встречаем еще пример. В 20-х годах прошлого века была основана школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф. М. Достоевского - знаменитая «республика ШКИД» - во главе с В. Н. Сорокой-Росинским. Как известно, их герб был выполнен в виде подсолнуха и символизировал (по аналогии с тем, что это растение тянется за солнышком и в его корзинке вызревает множество семечек) объединение «шкидовцев» и их тягу к знаниям. Думается, что в современных школьных зданиях уместно расположение герба на видном месте в вестибюле, в актовом зале, например, на стене, расположенной за сценой, перед лицами зрителей.

Символика предполагает и наличие знамени школы. Например, в школе Я. Корчака знамя было зеленое, символизирующее цвет надежды. Кроме того, на стенах лестничных пролетов можно повесить флаги стран, республик, откуда родом дети, обучающиеся в школе. На стене же лестничной клетки нарисовать большую карту России и пометить на ней те города, из которых родом школьники, поместив рядом их гербы. Естественно, уместными будут и гербы городов данного региона, национальная и региональная символика. Символом включения каждого ученика в общепланетарное человеческое сообщество является и коллаж, отображающий цепочку: космос - Земля - страна - регион - область - город - район города - и т.д. Для того чтобы ребята могли перенести школьную символику на свои майки, ранцы, тетради, ручки и тем самым гордо подчеркивать свою принадлежность именно к этой школе, в здании можно найти крошечный закуток, в котором организовать мини-мастерскую, оснастив ее красками, трафаретами, печатями и другими необходимыми вещами.

Кроме того, стены - это место для традиционных школьных газет, которые, став обязаловкой, успели всем здорово поднадоесть. Но журнально-газетная традиция является неотъемлемой составляющей большинства свободных школ: Я. Корчака, С. Френе, С. Т. Шатского, В. Н. Сороки-Росинского, А. Н. Тубельского. Главное - не заставлять учеников, а сделать выпуск интересной игрой. С этой точки зрения поучительным является пример «журнальной эпидемии», охватившей «республику ШКИД». Выпуск рукописных журналов стал настолько занимать умы и сердца воспитанников, что вскоре число разных изданий практически сравнялось с количеством учеников. У них даже не оставалось времени читать чужие издания - после уроков все занимались выпуском собственных!

Сегодня этот процесс становится привлекательнее тем, что задействуются компьютеры, что можно скачивать информацию, размещенную в Интернете. Для того чтобы сделать интересный выпуск, надо научиться общаться со сверстниками и со старшими, «перелопатить» горы литературы, «посидеть» в Интернете, научиться работать с множительной техникой. Как следствие - мы можем задуматься и о сознании собственного школьного сайта в Интернете.

Если же современная техника до сих пор недоступна, то не будем забывать и о существовании школьного радио. Под радиорубку во время ремонта можно приспособить чердачное помещение. Вспомните повесть Анатолия Алексина «Говорит 7-й этаж»: в шестиэтажном доме подростки, тайком заняв чердачное помещение, создают радиостанцию для собственного двора, с собственными передачами - о своем, о наболевшем. Главное - эта идея не навязана им взрослыми, это их задумка, их тайна. А, может, технически доступно будет и школьное телевидение? Впрочем, одно другому не мешает. Однако мы отвлеклись… Говоря о стенах, не забудем, что все дети просто обожают на них писать.

Предоставим им эту возможность, отдав «на растерзание» несколько стен: граффити, доска объявлений, «вопли души», извечное «Катя + Саша =!» - как им угодно. И вы удивитесь, увидев через некоторое время, что остальные стены в школе, да и стены соседних домов свободны от «наскальных росписей».

Пройдем по коридорам

Поднимемся по лестнице, держась за перила. Удобно? Нам - да, а вот малышам-первоклассникам… Ремонт - как раз тот случай, когда это можно поправить. Почему бы вдоль лестниц не сделать два ряда перил: высокие для взрослых, низкие - для малышей, как это было сделано в школе Я. Корчака? Пойдем дальше, по коридорам. Что мы видим в них во время перемен? Кучу ранцев и портфелей, сваленных у стен, - дети ожидают, когда их впустят в кабинеты. Немудрено, что все наши разговоры о том, что надо быть аккуратными, остаются вне их внимания - на деле мы сами не даем им быть аккуратными! А почему бы, если уж вы решили запирать от школьников двери, не прикрепить к стенам крючочки - вешалки для сумок? Почему не сделать декоративные скамьи?

А, быть может, все же сделать классы открытыми? Ведь для чего на стенах классов развешиваются тематические таблицы? На уроке их читать некогда, а на перемене из класса выгоняют. Если мы откроем кабинеты для свободного доступа ребят, то этим подчеркнем, что доверяем им, что это ИХ школа, что они - свободны!

Идея высокой степени свободы и ответственности ребенка, глубокого уважения к его внутреннему миру особенно видна из опыта школы Б. Бетельгейма при Чикагском университете. Ее педагоги и ученики считали, что «ученик может выходить из класса и входить в класс, когда ему захочется; в школе нет запертых дверей - каждый может зайти в любую комнату и открыть любой ящик»**. Ученикам разрешалось покидать территорию, выбирать себе прическу и одежду по вкусу. Каждый ученик имел право украшать стену над своей кроватью соответственно своим увлечениям.

Но зайдем в сами кабинеты. Джент-льменский набор: занавески, цветы на окнах, иногда на стенах. Портреты соответствующих дисциплине деятелей науки, необходимые таблицы. Таблички около розеток: 220 В. Ну, может, еще, по М. В. Ломоносову: «Каждому гимназисту при поступлении в гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения. А также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов, в зале, чтобы они не могли отговориться неведением»***.

Все? А что еще можно сделать? Мария Монтессорри, например, предложила разделить помещение на зоны: практической жизни, сенсорного развития, языковую, математическую, географическую, естественную и т.д. При желании ребенок мог и побыть наедине с собой, уединившись с дидактическим материалом в своей «индивидуальной зоне»: на автономном коврике или за столиком, копаясь в своем ящичке или шкафчике. Ну, это для детского сада - скажете вы и будете правы. Но ведь и многие школьные дисциплины предполагают наличие практикумов. Почему бы не сделать в кабинете практическую зону, доступную для ученика не только во время проведения массовой работы, и вдобавок организовать единую школьную экспериментальную лабораторию, в которой ребята будут проводить всевозможные исследования?

Свободный порядок

Много интересного и полезного можем мы почерпнуть и из опыта школы С. Френе, также заботящегося о наличии индивидуальной зоны в школьном кабинете. Он предлагает расставить мебель группами по четыре учебных места, оставляя свободными несколько отдельных парт вдоль окна или у стены. Школьные столы свободно передвигаются. В принципе свобода организации пространства предполагает возможность заниматься и на полу, и на подоконнике. Вдоль стен расположены шкафчики для книг и личных вещей ребят. Кроме того, школьники имеют свободный доступ к кинокамере, проигрывателям, магнитофонам, пишущим машинкам.

Да, это приведет к внешнему беспорядку. Но в свободном воспитании этот беспорядок полезен и незаменим, каким бы он ни казался странным и неудобным для учителя. По сути, этот беспорядок представляет собой атмосферу для свободного обучения и воспитания детей, СВОБОДНЫЙ ПОРЯДОК.

Еще в кабинетах школы Френе на видном месте вывешены планы работы на месяц для каждого класса, содержащие перечень тем по каждому предмету. В соответствии с ними каждый ученик с помощью учителя составляет для себя индивидуальный недельный план, ясно понимая стоящие перед ним учебные задачи. По мере выполнения он учится распоряжаться своим временем и с удовольствием штрихует «выполненные» клеточки.

Нельзя не отметить и такую интересную находку: на столе учителя постоянно находится блокнот, каждый лист которого отражает один день. В нем учитель записывает темы докладов, задания для работы в мастерских и т.п. Но этим блокнотом может воспользоваться и любой ребенок, записав в него вопросы учителю, привыкнув к правилу «запишешь в блокнот - получишь ответ». Подобные «записные доски» нетрудно сделать и самим ученикам, поместив их не только в классах, но, предположим, и около кабинета директора, завуча, учительской, врача. Рядом - «доска ответов». Адресат, прочтя вопрос, может сразу на него ответить. Вопрошающий обязательно придет и прочитает!

Метод письменного общения с детьми, предусматривающий не только существование доски объявлений, почтового ящика, но и личного дневника воспитателя, существовал и у Корчака. Дети имели право читать дневник своего наставника, поэтому, описывая и анализируя ситуации, он не называл ни одного имени. Кроме того, Корчак практиковал и такой интересный опыт, как составление и вывешивание на всеобщее обозрение списков драк - на особых листах регулярно записывалось, кто с кем дрался - просто для того, чтобы все это знали. Это помогло установить традицию заключения индивидуальных добровольных обязательств детей по отношению к самому себе в присутствии советчика и секретаря-воспитателя. А у Шалвы Амонашвили мы находим множество методических «мелочей», «приемчиков», подмеченных и используемых им, которые при ближайшем рассмотрении оказываются далеко не пустячками, а основными работающими элементами свободного воспитания. Например, не обязательный публичный ответ у доски, а право решить задачу за шторкой, чтобы этот процесс увидел только учитель. Загородить часть доски шторкой, право, совсем не трудно!

Какие еще задумки можно претворить в жизнь?

Что еще мы можем увидеть в авторских школах знаменитых педагогов? Какие еще задумки мы можем претворить в жизнь при нашем «педагогическом ремонте»? Мы можем, по примеру школы Френе, организовать школьную типографию, позволяющую выпускать школьную газету, печатать сочинения и карточки. Можем приветствовать создание школьной галереи живописи: сменные экспозиции репродукций картин в кабинетах, вернисажи работ учащихся.

Мы можем организовать продажу книг, установив в вестибюле лотки с классикой и новинками художественной литературы для детей и подростков, книгами по воспитанию для родителей, периодическими изданиями.

Можем выделить помещение для школьного театра, учитывая необходимость гардеробной для хранения костюмов и комнаты для легких, многофункциональных декораций.

Даже можем «замахнуться» на создание ботанического сада, тира, тренажерного зала.

* * *

Если хотя бы некоторые из этих идей затронули ваше воображение и вы готовы взяться за этот обширный труд, то, во-первых, это отнюдь не означает, что остальные «действующие лица» будут от них в восторге. Конечно, можно самым обычным способом объявить на ближайшем совещании о грядущих изменениях и распределить «фронт работ». И далее: «общее решение собрания»... Будет ли это честно? Ведь и ученикам и учителям жить в этом здании. Оставим без ответа этот вопрос.

А во-вторых, естественно, что мы сумели изложить лишь малую толику идей для «педагогического ремонта», причем для «ремонта» не конкретно вашей, а абстрактной школы. Поэтому, на наш взгляд, лучше будет предложить ученикам, родителям, учителям самим разработать проект «ремонта», предварительно познакомив их с основными своими задумками. Форум ВСЕХ участников образовательного процесса может быть организован в виде целой серии встреч, дебатов, мозговых штурмов, обсуждений, общего собрания. Устроим ВСЕШКОЛЬНЫЙ референдум!

*См.: Гаврилин А.В. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система /Гуманитарные воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.А. Соколова /Под общей редакцией д.п.н. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998, с.6.
**Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
***Ломоносов М.В. М. /Антология гуманной педагогики. Изд.Дом Шалвы Амонашвили, 1996, с. 136.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: