Эксоцман
на главную поиск contacts

Университетское образование: взгляд в будущее

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Общеизвестно, что в большинстве стран мира в последние годы высшее образование переживает с материальной и моральной точки зрения не лучшие времена: неуклонно снижается государственная поддержка. Причины и степень снижения разные. Так, в России определяющей причиной резкого снижения финансирования является глубокий экономический спад. Но есть и нечто общее в негативном отношении государственной власти к высшему образованию в экономически устойчивых, в развивающихся странах и в странах, терпящих экономическое бедствие. А именно, получение человеком высшего профессионального образования рассматривается властью как предоставление ему существенной льготы на всю последующую жизнь: легче найти работу, существенно более высокая оплата труда и т.д. В связи с этим человеку предлагается заплатить за гарантии его будущего более обеспеченного существования. Таким образом, государство стремится переместить центр тяжести по содержанию образовательной системы на население.

В. Е. Третьяков
ректор Уральского государственного университета
им. А. М. Горького

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Общеизвестно, что в большинстве стран мира в последние годы высшее образование переживает с материальной и моральной точки зрения не лучшие времена: неуклонно снижается государственная поддержка. Причины и степень снижения разные. Так, у нас определяющей причиной резкого снижения финансирования является глубокий экономический спад. Но есть и нечто общее в негативном отношении государственной власти к высшему образованию в экономически устойчивых, в развивающихся странах и в странах, терпящих экономическое бедствие. А именно, получение человеком высшего профессионального образования рассматривается властью как предоставление ему существенной льготы на всю последующую жизнь: легче найти работу, существенно более высокая оплата труда и т.д. В связи с этим человеку предлагается заплатить за гарантии будущего более обеспеченного существования. Таким образом, государство стремится переместить центр тяжести по содержанию образовательной системы на население.

Вряд ли стоит доказывать пагубность такого подхода, поскольку образование - не только стратегически важная, но и самая доходная для государства отрасль народного хозяйства, однако велико желание правительств видеть в образовательной системе еще и "дойную корову".

Таким образом, "образовательные корабли" заплывают в неизведанный океан нового тысячелетия с невосполняемыми топливными запасами. Но есть немалое утешение, носящее также глобальный характер: примерно такими же темпами, какими снижается государственная поддержка, растет стремление населения получить достойное высшее профессиональное образование. Так, что "образовательный корабль", хотя и с полупустыми "топливными баками", плывет в новый век с каютами и палубами, переполненными молодыми представителями будущих поколений. Это мощный стимул и для капитанов, и для матросов сделать корабль непотопляемым, не сворачивать с курса, даже если придется сесть за весла.

Третьей важной особенностью современности является ощутимый поворот населения от образования узкоспециализированного к образованию университетскому, т.е. к образованию широкому и фундаментальному, позволяющему человеку легко адаптироваться к быстро меняющимся технологиям.

Именно университеты являются сегодня наиболее притягательными центрами высшего профессионального образования. На рубеже веков складывается образ региональных университетов, обеспечивающих непрерывность, фундаментальность и многоуровневость образования.

Такие университеты должны оптимально сочетать образование по естественным, точным, гуманитарным и общественным наукам, иметь структурные подразделения довузовской подготовки, уникальные научные библиотеки, широкий доступ к мировым информационным ресурсам, прочные международные связи, необходимую сеть научных учреждений, полноценную аспирантуру и докторантуру, институты переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров.

Важнейшим элементом университетского образования является органичное переплетение учебного и научно-исследовательского процесса. В этом отношении многое сегодня и в будущем должно определяться движением навстречу друг другу высшей школы и академических научно-исследовательских институтов. Такому движению в большой степени способствует Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции фундаментальной науки и высшего образования". Эта программа даже при небольших финансовых ресурсах удачно служит катализатором развития и укрепления вузовско-академических связей, привлечения к решению общих задач собственных и региональных ресурсов.

Следует оговориться, что некоторые академические институты понимают интеграцию науки и образования как развертывание собственной образовательной деятельности. Очевидно, что этот процесс не имеет отношение к встречному движению университетов и институтов, а напротив - это есть попытка продифференцировать университетское образование по узкопрофильным направлениям академических научных исследований.

В составе высшей школы по существу не так уж и много университетов - не более 10 %. Население и научно-педагогическое сообщество заинтересованы в их развитии не только в связи с повышенным спросом на университетское образование, но и потому, что университеты являются основной базой подготовки кадров для фундаментальной науки и научно-педагогических кадров для всей высшей школы.

Понятно, что при ограниченных ресурсах очень трудно изыскать дополнительные средства для государственной поддержки университетов. Но сегодня можно ограничиться хотя бы малым: не пугать университеты сокращение преподавательского состава, несущего сегодня на своих плечах двойную тяжесть в связи с предоставлением населению платных образовательных услуг, доходы от которых хотя бы частично компенсируют отсутствие средств на развитие.

Во-вторых, необходимо принять меры для сохранения научных университетских учреждений ( институтов, библиотек, ботанических садов, обсерваторий и т.п.), которых тоже не так уж много. С этой целью можно было бы средства, выделяемые на научные исследования высшей школы перераспределить в сторону увеличения (например до 60 %) средств, направляемых на обеспечение Единого заказ-наряда за счет уменьшения средств, выделяемых на многочисленные программы (например до 30 %). И наконец, можно было бы программу "Университеты России" нацелить на решение тех же самых университетских задач, которые были изначально определены при ее создании 6 лет назад, а именно - на развитие университетов как региональных центров образования, науки и культуры.

В заключение следует сказать, что перед всей высшей школой в особенности перед университетами, претендующими на роль культурно-образовательных центров стоит самая сложная и самая важная задача - ликвидация дефицита нравственности, который много опасней, чем финансовый и материальный дефицит.

К большому сожалению, на нашем "образовательном корабле", вплывающем в новый век груз нравственности сильно подпорчен. И перед пассажирами и перед матросами корабля стоит ответственная задача - сохранить этот драгоценный груз, ибо без него в новом столетии, в новом тысячелетии просто нечего делать.


Ссылки
текст статьи на сайте "Университетского управления":
http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0006(03-1998)&xsln=showArticle.xslt&id=a00&doc=../content.jsp
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Константинович Петров
Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 77-79. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Панфилова, Геннадий Константинович Ашин
Общественные науки и современность. 2006.  № 6. С. 88-93. 
[Статья]
Надежда Гегамовна Багдасарьян, Ляля Вартановна Кансузян, Александр Аркадьевич Немцов
Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 113-119. 
[Статья]
Юрий Александрович Захаров, Маргарита Владимировна Курбатова, Валерий Степанович Долганов, Елена Алексеевна Морозова
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 77-89. 
[Статья]