Эксоцман
на главную поиск contacts

Школьное научное общество: первые шаги, трудности и перспективы

Опубликовано на портале: 08-10-2004
Директор школы. 2002.  № 3. С. 50-54. 
Автор знакомит читателей с опытом создания в школе научного общества, ведь для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, научная работа является хорошим подспорьем для дальнейшего развития.

Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям - интересно учить, а администрации - интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное - найти общее дело.

Для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом могла бы стать научная работа. Это вполне естественно, так как одной из важнейших задач образования как раз и является овладение основами наук. Предлагается сделать этот процесс более активным, мало того - личностным!

Многие дети занимаются в различных кружках, клубах по интересам, студиях, объединениях и т.п. Но большинство старшеклассников, надо признаться, уделяют самосовершенствованию в различных формах внеклассной работы сравнительно мало времени. Мы знаем также, что многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт - в распространении. Но следует констатировать, что творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не полностью. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность - насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Необходимы постоянные согласованные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия призвана специальная структура - школьное научное общество.

Что это за структура и как она работает? Если отвечать коротко, то школьное научное общество выполняет те же функции, что Академия наук в «настоящей» научной деятельности. Проводя аналогии, заметим, что научное общество, как и академия, - общественная организация. Но как Академия занимает важное место в системе государственного устройства, так и школьное общество должно найти свое место и в административной структуре управления школой, и в органах общественного самоуправления.

Наш основной закон. Основной закон для всех членов общества - Устав. В нем семь статей. Первая статья - «Общие положения» - объясняет статус нашего общества. Это общественная организация, но она действует на основе Устава нашей школы и в рамках существующих в ней структур. Работой общества руководит директор школы как непосредственно, так и через совещательные органы, вырабатывающие основные установления школьной жизни, - педсовет и научно-методический совет. Председателем НМС является заместитель директора по учебно-методической работе. Он и осуществляет непосредственное руководство обществом.

Первичной организацией общества является секция. Предусматриваются семь секций: естественных наук, физики, математики и техники, краеведческая, экономики и права, филологии и иностранных языков, искусствоведческая, литературно-издательская. Во главе каждой секции стоит руководитель (учитель) и координатор (учащийся).

Руководители секций и координаторы образуют Совет общества - высший руководящий орган. Решение текущих вопросов возлагается на двух вице-президентов - учителя и ученика.

Поскольку состав общества ежегодно меняется (что поделаешь, это жизнь), выборы руководства приходится проводить ежегодно на отчетно-выборном собрании. Это единственный случай, когда все члены общества собираются вместе. А так их основная деятельность протекает в кружках, секциях, творческих коллективах. Разумеется, устав общественной организации не может обойтись без статьи о правах и обязанностях. Уставом закреплено основное право члена школьного научного общества - свободно выражать свои убеждения и отстаивать их. Важно, что все члены общества имеют право свободного доступа к научной информации, могут сообщать о результатах своих исследований и рассчитывать на поддержку коллег и старших товарищей.

Устав предусматривает для членов научного общества определенные льготы: первоочередное зачисление в состав участников походов, экспедиций, экскурсий, первоочередное снабжение учебными пособиями; внеочередную помощь преподавателей - членов общества по учебным вопросам; финансовые льготы при оплате дополнительных образовательных услуг, учебной и технической литературы, экскурсий и путешествий. Разумеется, многие льготы пока еще имеются в виду лишь в перспективе, когда общество встанет на ноги и укрепит свою материальную базу.

Основная обязанность члена общества - работа в одной или нескольких секциях в соответствии со своими склонностями. Профиль научной работы учащегося вовсе не должен совпадать с профилем его класса. Главное - найти себе работу по душе. Однако следует напомнить, что член научного общества - это в первую очередь представитель школьного коллектива, и никакие научные исследования не должны мешать его основной деятельности в стенах школы. Этот пункт также записан в Уставе.

Первые трудности. Никого не нужно убеждать в том, что научно-исследовательская деятельность школьников - необходимый компонент работы с одаренными детьми и всеми учащимися, сориентированными на получение качественного образования. Поэтому идея создания такого общества встретила в преподавательском коллективе положительный отклик. Однако серьезной проблемой оказалось закрепление учителей за секциями. Большинство опытных преподавателей имеют большую нагрузку и физически не в состоянии взвалить на себя дополнительные обязанности.

Единственно возможным решением этой проблемы является разумная деятельность администрации школы, которая старается найти способы материального и морального стимулирования преподавателей. Однако понятно, что работа с одаренными и мотивированными детьми в рамках научного общества неизбежно отнимает у учителя много времени и сил. Впрочем, именно такая деятельность и является вершиной педагогического труда. А потому учителю можно и нужно помочь, исключив из его жизни моменты повседневной рутины, захлестывающей школу. Администрация школы стремится создать атмосферу поддержки учителей-новаторов, активно участвующих в работе общества и осуществляющих научное руководство исследовательской работой школьников.

Мотивированные и немотивированные школьники. По Уставу учащиеся, прошедшие отбор в профильные десятые классы, автоматически зачисляются в научное общество и, таким образом, обязываются работать в одной из его секций. Но будем откровенны, только немногие старшеклассники обнаруживают склонность к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Еще меньшее количество школьников проявляют интерес к исследовательской работе. Следовательно, необходим некоторый прессинг со стороны учителей. Мы пришли к выводу, что исследовательские группы учащихся должны формироваться вокруг одаренных ребят, которые выполняют функции координаторов творческого коллектива и приобретают при этом навыки лидеров. А многочисленные вспомогательные обязанности могут быть переданы другим членам коллектива. Они помогают в постановке и проведении экспериментов, на них возлагается фото- и видеосъемка, обработка материалов на компьютере, художественное оформление результатов работы. Пусть эти учащиеся и не ведут, строго говоря, научных исследований, но они в полной мере охвачены их атмосферой и ощущают свою необходимость.

В структуре общества существует редакционно-издательская секция, члены которой выпускают школьную газету «School Express» и осуществляют функционирование школьного пресс-центра. К слову, многие члены этой секции активно ведут и свои собственные исследования в области экологии, биологии, географии. Заметим, для того, чтобы выходила газета, требуется очень много технической работы. Увы, до сих пор не выполнены заявки секции по приобретению необходимой оргтехники. У нас нет пока мощного компьютера, не говоря уже о сканере и лазерном принтере. И поэтому газета выпускается на дому у кого-нибудь из членов редколлегии, а давнишние планы по организации курсов компьютерной верстки остаются несбыточной мечтой. Тем не менее наши умельцы все-таки создают газету, а редакция ее состоит далеко не из отличников. Таким образом, в системе общества можно легко найти место и для творчески одаренных детей, и для самых обыкновенных школьников. Еще больше возможностей для широкого приобщения старшеклассников к научной работе представляет комплексный проект «Волга-матушка-река», центральной частью которого является экспедиция по Тверской области. Предполагается, что в ее состав войдут юные географы и экологи, этнографы, историки и литературоведы, биологи. Но для того, чтобы попасть в число ее участников, основными критериями будут не столько одаренность и отметки в дневнике, сколько неравнодушие к природе и истории нашей Родины, товарищество и коллективизм.

Общество в развитии. Наша школа и научное общество как элемент ее структуры - динамично развивающийся организм. Образовательная ситуация в городе и районе непрерывно меняется, и школа не может не реагировать на эти изменения.

Отметим, что инициатором создания научного общества выступило методическое объединение естественных наук, его основателями и руководителями являются преподаватели биологии и химии во главе с директором школы и его первым заместителем. Не удивительно, что первые серьезные успехи в исследовательской работе школьников пришли именно в естественнонаучной сфере. На окружной конференции «Лидер-2001» призовыми местами были отмечены работы наших участников в области биологии, экологии, географии. Однако насущным требованием времени становится гуманитаризация учебного процесса. Не секрет, что многие школьники, с одобрения своих родителей, видят свое будущее в гуманитарной сфере. Отсюда выраженный интерес учащихся к иностранному языку, истории, литературе. Но в рамках научного общества эти направления развиваются, прямо скажем, недостаточно, хотя потенциал школы в данной сфере огромный. Можно и нужно проводить полноценные учебно-исследовательские работы и по истории, и по литературе. Разумеется, работа с историческими источниками имеет свою специфику и не всегда доступна учащимся. Но мы ищем такие формы и методы исследования, которые будут посильны старшеклассникам. На данный момент основной площадкой для приложения сил юных историков и краеведов является школьный Музей боевой славы. И вот уже одна из работ наших исследователей выдвинута на конкурс «Лидер-2002». Мы рассчитываем, что таких работ станет больше.

Серьезную работу разворачивает секция филологии и иностранного языка. Определенные сложности возникают при постановке исследовательских работ школьников по химии и физике. Понятно, что серьезные эксперименты в этих науках требуют больших материальных затрат и сопряжены с глубокой теоретической проработкой. Наши старшеклассники, безусловно, не обладают такими знаниями. Опыт показывает, что такие работы выполняются успешно только в условиях тесного контакта с вузовскими кафедрами. Но пока у нас нет необходимых условий, представляется целесообразным сосредоточить усилия учащихся и преподавателей не столько на учебно-исследовательской, сколько на научно-педагогической работе. В частности, учащиеся могут реально помочь в разработке, апробации и внедрении новых образовательных методик и учебных программ. Сейчас начинается большая работа по созданию экологизированного химического практикума. Школьники привлекаются также к разработке новых образовательных технологий. В частности, продумывается проект системы компьютерного контроля знаний по химии.

Другой насущной задачей является интродукция в учебный процесс современных информационных технологий, в частности Интернета. Работа в этом направлении должна вестись быстро и целенаправленно, иначе мы рискуем оказаться на обочине мирового образования. Трудностей на этом пути предостаточно. Во-первых, в школе нет необходимого компьютерного обеспечения, во-вторых, учителя в подавляющем большинстве не имеют навыков работы в Интернете. Но тут уже имеет место обратная связь: многие наши старшеклассники и даже ученики восьмых-девятых классов серьезно интересуются мировой информационной сетью и сами приобретают навыки веб-мастеров. Эти ученики готовы помочь школе в деле информатизации, остановка только за приобретением нужной техники.

Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех. Скоро наши юные исследователи получат свои первые научные публикации: редакционно-издательская секция общества готовит к выпуску сборник докладов школьной Ломоносовской конференции. Верится, что через какое-то время работы наших школьников будут опубликованы и во «взрослых» научных журналах, войдут в сборники и монографии. А там, давайте немного помечтаем, вполне возможно, что через какие-то десять-пятнадцать лет в российской науке появятся молодые доктора и кандидаты, которые сделали первые свои шаги в научном обществе нашей восемьдесят девятой школы.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Михаил Михайлович Соколов, Федор Александрович Погорелов
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 2. С. 76-92. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1999.  № 8. С. 3-9. 
[Статья]
В. Филатов
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 89-96. 
[Статья]
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
Виктор Константинович Левашов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 2(78). С. 54-62. 
[Статья]
Ирина Максимовна Савельева
Общественные науки и современность. 2016.  № 1. С. 157-169. 
[Статья]
Александр Андреевич Мальцев
Общественные науки и современность. 2016.  № 5. С. 30-48. 
[Статья]