Эксоцман
на главную поиск contacts

Что такое воспитание?

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2002.  № 10. С. 8-11. 
Тематический раздел:
Автор пытается определить, что такое воспитание. Это нечто целенаправленное и планомерное. А что это "нечто"?

Воспитание - это нечто целенаправленное и планомерное. Возражений по этому поводу мне встречать не приходилось, все вроде бы согласны (хотя, может быть, чьи-то возражения прошли мимо меня). А вот о том, что должно быть на том месте, где у меня стоит слово «нечто», споров больше чем достаточно.

Нет единого определения

Воспитание - одна из давних и основных категорий педагогики. Но единого определения она не имела и не имеет. Поэтому вместо «нечто» разные авторы ставят самые разные слова. Если свести их вместе, то воспитание - это деятельность, воздействие, взаимодействие, процесс, общественное явление, сотрудничество, событие, система и пр., и пр., и пр.

Я не буду спорить с этими определениями. С одной стороны, все они имеют право на существование уже хотя бы потому, что каждое отражает какую-то сторону воспитания. С другой - я с ними абсолютно не согласен, о чем и напишу ниже.

Начать я хочу с некоторых утверждений-опровержений.

Первое. Когда говорят «воспитание», то имеют в виду, что оно всегда имеет положительный знак. На мой взгляд, это противоречит реальности.

Так же, как «властью песен быть людьми могут даже змеи, властью песен из людей можно делать змей» (Киплинг), также и воспитать можно хорошего человека, религиозного фанатика, бандита, фашиста и т.д., и т.п. То есть воспитание может быть позитивным и негативным.

Второе. В учебниках педагогики обычно речь идет о непрерывности воспитания. Это тоже не соответствует реальности. Воспитание - процесс дискретный, то есть прерывный (об этом мы с А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой писали аж в 1974 году в журнале «Советская педагогика»). Оно осуществляется в определенное время, определенными людьми и в определенных организациях и группах. И эти люди, организации и группы между собой связаны слабо или вообще разобщены и территориально, и ценностно, и по целям.

Третье (оно следует из второго). Нет единого воспитания. Есть несколько его видов: семейное, религиозное, социальное, диссоциальное - контркультурное (в квазисектах, в криминальных сообществах, в экстремистских организациях) и, наконец, коррекционное (включающее в себя весьма различные типы воспитания). Эти виды воспитания весьма существенно различаются по составу субъектов, по принципам, содержанию, средствам и т.д.. Так, в основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (то есть священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который, в свою очередь, можно рассматривать как основной в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитаниях главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь фоновую роль. А основой диссоциального воспитания является психологическое и физическое насилие. И еще один пример: целью воспитания в конкретной семье может быть воспитание ребенка киллером (в телешоу «Моя семья» об этом заявил один из присутствовавших отцов), или, что типично, эгоиста или жесткого «деятеля». Подобных целей, по определению, не может быть в социальном воспитании, которое осуществляют специально созданные организации (от детсадов до вузов).

Из второго и третьего вытекает четвертое. Воспитание - процесс не целостный, а парциальный (частичный). Это определяется тем, что человек в течение своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей, а в какие-то временные периоды одновременно входит в несколько таких общностей. Между ними нет и не может быть жесткой связи и преемственности (а чаще всего не только жесткой, но и вообще никакой), что и благо, и зло в том или ином случае.

Осмысленное и целенаправленное взращивание

Итак, если воспитание может быть позитивным и негативным, если оно распадается на несколько, частично или в основном принципиально отличных видов, если оно дискретно и парциально, то определение понятия «воспитание» должно быть таким, чтобы оно отражало то общее, что свойственно всем этим реалиям. И тогда все варианты, приведенные выше (деятельность и пр.), сами по себе не работают. На мой взгляд, словом, отражающим это общее, может быть «взращивание», ибо растят и в семье, и в приходе, и в школе, и в банде.

То есть в определении, с которого я начал эту статью о том, что «воспитание - это нечто целенаправленное и планомерное», на место слова «нечто» можно вставить слово «взращивание». Но не стихийное, а более или менее осмысленное теми, кто взращивает, более или менее целенаправленное, хотя и не всегда планомерное (особенно в семейном и диссоциальном воспитании).

И тогда воспитание я бы определил как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется. Общество и государство создают целую систему организаций, задачей которых является взращивание человека, необходимого данному социуму. Эта система включает в себя широкий спектр государственных, общественных и частных воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание: учебно-воспитательные учреждения различного типа (от детских садов до вузов); учреждения для одаренных и имеющих устойчивые интересы и ярко выраженные способности (как основные - профилированные школы, так и дополнительные - клубы, курсы, музыкальные, спортивные и иные специализированные организации); детские и юношеские клубные и общественные организации; организации, занимающиеся свободным временем (постоянные и сезонные), социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды; учреждения для тех, у кого значительно ослаблено здоровье, и др.

Само социальное воспитание можно трактовать как взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Социальный опыт, образование и индивидуальная помощь

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Формирование социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); осуществление взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование как основное, так и дополнительное); просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д.; стимулирования саморазвития. Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностей и установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этнической и социально-культурной принадлежности.

В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны.

Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и имплицитных (неявных, неформулируемых) концепций воспитания, имеющихся у работающих в конкретной организации педагогов. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация - составляющие ее формализованные группы (коллективы); коллектив - личность; коллектив - входящие в него микрогруппы - личность; педагог - коллектив; педагог - личность и др.

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуальный избирательный характер.

В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от того, насколько в той или иной воспитательной организации реализуются определенные принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, центрации на развитии личности. Кроме того, большое значение имеет успешность реализации в жизнедеятельности организации личностного, половозрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Акоп Погосович Назаретян
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 141-144. 
[Статья]
Снежана Владимировна Скутнева
Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 114-118. 
[Статья]
Петр Иванович Смирнов
Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 2. С. 89-101. 
[Статья]
Сергей Данилович Поляков
Директор школы. 1997.  № 2. С. 18-25. 
[Статья]
Р. Матвеева
Директор школы. 1998.  № 2. С. 56-59. 
[Статья]