Эксоцман
на главную поиск contacts

Радетели за наше образование: где их отыскать и как включить в работу на благо школы?

Опубликовано на портале: 07-10-2004
Директор школы. 2002.  № 6. С. 42-47. 
Статья посвящена проблемам организации попечительских советов в школе. Попечительский совет - это нечто совсем иное, нежели доставшееся нам от советских времен собрание пап и мам. Общее лишь в том, что и там могут присутствовать родители школьников. А в некоторых регионах и вовсе, не мудрствуя лукаво, приказали создать попечительские советы в каждой школе.

Слово «попечение» вернулось к нам из позапрошлого и начала прошлого столетия. По мнению великого знатока живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, оно означает «заботу», «усердие», «раченье», «старание о чем-то». Иначе говоря, дело это весьма благородное и нужное. Вновь создаются попечительские советы школ и других учебных заведений, призванные радеть о благе отечественного образования. Их существование даже узаконено Указом Президента России и Постановлением Правительства Российской Федерации. Но вот оказия: в нашем благословенном Отечестве часто случается так, что самые благие понятия, пройдя сквозь бюрократические жернова, теряют свой истинный смысл и предназначение, превращаются в нечто совершенно противоположное. Одни руководители школ действительно осознали потребность привлечения заинтересованных и влиятельных людей и начали их поиск. А вот другие же восприняли все как просто очередную кампанию, увидев ее смысл лишь в том, чтобы поменять название: привычные родительские комитеты впредь именовать по-иному. А ведь попечительский совет - это нечто совсем иное, нежели доставшееся нам от советских времен собрание пап и мам. Общее лишь в том, что и там могут присутствовать родители школьников. А в некоторых регионах и вовсе, не мудрствуя лукаво, приказали создать попечительские советы в каждой школе. Вот так, разом- взять и учредить!

Нет нужды «изобретать велосипед», но есть проблемы

А между тем для России попечительство - явление не новое, это, можно сказать, хорошо забытое старое. Состоятельные люди вкладывали деньги в строительство школ, приютов. Открывались институты и оплачивалось обучение одаренных детей за границей. К началу двадцатого века функционировало 11 040 благотворительных учреждений, 19 108 приходских попечительских советов. Впрочем, деньги на благотворительность давали не только богатые люди, но и представители среднего сословия. Большинство попечителей смотрело на свою деятельность не только и не столько как на источник наживы, а как на своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. В основе благотворительности лежали как религиозные, так и социально-нравственные, патриотические мотивы. Люди заботились о развитии государства и общества, а значит, в первую очередь - образования. Наивысшего развития попечительство достигло в земствах, выработавших свою систему управления образованием, основанную на широком участии общественности.

Так что, как видим, есть традиции, есть опыт, и нет нужды заново «изобретать велосипед». Но все же возрождение традиций происходит в новых условиях. Как же обстоят дела? На первый взгляд ситуация с развитием попечительства выглядит довольно обнадеживающе. Во многих регионах (например, в Якутии, Поволжье, Красноярске) попечительство поддерживается общественностью и представителями власти. Проходят конференции, семинары, на которых обмениваются опытом, обучаются правовым, управленческим, финансово-хозяйственным аспектам деятельности. В Красноярске при участии мэра города создается Союз попечителей, а в Приволжском федеральном округе разрабатываются концепция попечительства и программы обучения членов советов. Как правило, в регионах-лидерах важную роль в развитии этого движения играют представители власти, резонно видящие в нем возможность поддержать свое, столь скудно финансируемое образование. Потому и стараются убедить состоятельных и влиятельных людей в необходимости вкладывать деньги и силы в школы. Но так далеко не везде. Многие руководители школ не могут похвастаться «помощью сверху». Им приходится действовать на свой страх и риск. Люди, наделенные деловой хваткой и энергией, верящие в успех, находят пути и способы создания своих попечительских советов. Ну а те, кто относится к делу лишь как к очередной моде, остаются без финансовой и деловой поддержки.

Есть и еще одна причина: боязнь некоторых школьных руководителей, что придется делиться своей властью, отвечать за качество обучения и воспитания, согласовывать программы и вопросы кадровой политики, отчитываться за расходование средств. Конечно, есть много вопросов, сомнений, трудностей, как это всегда бывает в любом новом деле, но все же число оптимистов возрастает. Есть энтузиасты, сумевшие найти выход из положения, даже там, где для этого, казалось, нет никаких возможностей. Вот что рассказал директор одной из московских школ. Школа эта самая обычная, расположена в спальном районе. В начале учебного года он разослал письма всем родителям, пригашая их принять участие в делах школы. Вначале его вновь созданный совет ничем не отличался от прежнего родительского комитета: в него вошли представители от каждого класса. Бизнесменов и представителей власти среди них, увы, не оказалось. Но после рассказа директора о сущности и назначении совета попечителей родители решили сходить на прием к главе районной управы. Выяснили наиболее «прибыльные» места в районе. В результате среди школьных радетелей появились владелец бензоколонки, заместитель директора типографии и помощник префекта. Поначалу они оказывали школе некоторую посильную помощь, но после первого отчетного собрания как-то воспряли духом и стали действовать более активно. Этот пример показывает, что попечительство надо всемерно культивировать и обязательно широко рекламировать.

Конечно, при создании таких советов важно делать ставку на влиятельных и состоятельных родителей. Таковые, разумеется, есть далеко не везде, и к тому же не все из них горят желанием проявлять заботу и усердие. Кто-то ссылается на большую занятость, кто-то на свою некомпетентность в педагогике, в законодательстве и финансах. Есть родители, готовые помогать школе, но лишь на то время, пока в ней учится их ребенок. Открытым пока остается вопрос и о поощрении попечителей за счет налоговых льгот. Словом, проблем хватает, и решать их надо усилиями всех, кто заинтересован в развитии нашего образования. А самая заинтересованная сторона - это, конечно, руководители школ.

Два варианта

Но вот совет создан. Как же должна быть организована его работа? Известны два варианта функционирования попечительских советов.

Первый вариант: совет самостоятелен и юридически независим. Его отношения с образовательным учреждением строятся на договоре, в котором оговариваются взаимные обязательства. В соответствии с этим договором совет имеет право вмешиваться в вопросы содержания образования и расстановки кадров (степень вмешательства определяется действующим законодательством и соотношением бюджетного и внебюджетного финансирования образовательного учреждения). Директор образовательного учреждения может быть председателем попечительского совета, но без права финансовой подписи.

Второй вариант: совет является органом общественно-профессионального самоуправления образовательного учреждения и действует на основании его Устава и Положения о совете. Председатель совета избирается на общем собрании членов совета. Им, однако, не может быть директор образовательного учреждения, поскольку он как распорядитель кредитов должен визировать финансирование программ попечительского совета. В соответствии с Положением совет имеет право на участие в решении вопросов содержания образования и расстановки кадров.

По данным опроса, большинство школ выбирает первый вариант, когда основную ответственность за организацию деятельности совета берет на себя директор школы. Причина в том, что многие попечители психологически не подготовлены к такого рода деятельности, к тому же «плавают» в финансовых вопросах. Случается, что выбирают и второй вариант. Это происходит в том случае, когда среди попечителей оказывается влиятельный и знающий человек.

А как там, за рубежом?

Попечительские советы давным-давно существуют во всех развитых странах. Они участвуют в решении экономических, социальных, культурных и образовательных задач, стоящих перед конкретными школами. Быть членом такого совета весьма престижно, а уж возглавлять его - почетно. Председатель попечительского совета - это, как правило, успешный и, по общему мнению, высоконравственный человек.

Во многих странах в попечительские советы входят представители разных групп населения. Вот как выглядит его состав в школах Великобритании. Обычно совет состоит из четырех представителей муниципального совета и пятерых местной общественности, четырех родителей, двух преподавателей, одного технического сотрудника и директора школы. Правда, в зависимости от численности учащихся и местоположения школы состав может быть и несколько иным, но в нем всегда представлены местная власть, родители, общественность, педагоги и другие сотрудники школы. Совет, как утверждают специалисты, может стать надежным помощником в работе, но способен и превратиться в обузу. Здесь многое зависит от того, как сложатся взаимоотношения членов совета и директора школы. Подчас непросто складываются отношения директора и родителей, которые не готовы обсуждать содержательные аспекты учебно-воспитательного процесса. Впрочем, у каждой категории членов совета свои функции. Так, педагоги полезны для разъяснения возникающих проблем. Представители местных властей, как правило, призваны сказать решающее слово при обсуждении глобальных проблем школы, которые могут быть реализованы лишь на их уровне (оборудование спортивных площадок, ремонт или перестройка здания, поощрение педагогов и др.). Представляющие общественность промышленники или бизнесмены могут быть полезны не столько в вопросах финансирования, сколько в устройстве выпускников на работу, организации профориентации, помощи в вопросах управления. Обязанность директора и коллектива школы - создать позитивное и гармоничное партнерство со всеми попечителями. Кроме того, надо быть готовым развивать и использовать сеть контактов, научиться быть активными посредниками и уметь уравновешивать потребности школы с интересами местного сообщества. При этом важно четко сформулировать обязанности директора школы и попечителей, органов управления образованием и политиков. Задачи попечителей различаются в зависимости от обстоятельств, в которых находится школа, в частности, от того, насколько она состоятельна или, наоборот, уязвима в финансовом смысле, от уровня развития и внедрения используемых в ней учебных программ, от профессионализма и дисциплинированности учителей и обслуживающего персонала, от состояния школьного здания.

Каковы наиболее распространенные роли попечителей?

Вновь обратимся к британскому опыту (о нем довольно подробно повествует один из интернетовских сайтов). Вот какие роли выполняют члены совета попечителей.

Проектировщики. Они должны создать четкую и живую картину той школы, которую хотят видеть, а также наметить способы реализации задуманного. К этой своего рода проектировочной деятельности привлекают школьников и их родителей.

Арбитры. Их задача состоит в том, чтобы гарантировать беспристраст-ное отношение ко всем детям, сотрудникам и родителям. Они должны следить за тем, чтобы все школьные правила были справедливыми и четко исполнялись. Попечители не должны подменять роль директора, но они вправе следить за тем, что происходит в школе, а в случае необходимости бороться с фаворитизмом во всех его проявлениях, а также с неправильным обращением с сотрудниками и учениками.

Пиарщики. Используя возможности прессы и телевидения, они создают позитивный образ школы, подчеркивая ее ценность для местного сообщества.

Адвокаты. Они защищают школу против несправедливых и необоснованных нападок - исходят ли они от политиков, средств массовой информации, представителей местных властей - демонстрируя свою поддержку школе, но вместе с тем проявляют готовность в ответ на справедливую критику вносить изменения в различные стороны ее деятельности.

Посредники. Помогают навести мост между школой и местным сообществом, выступая в качестве посредников, проясняющих и интерпретирующих взгляды и позиции обеих сторон. Эти позиции не всегда могут быть изначально правильно поняты и адекватно восприняты.

Полномочные представители. Смысл этого направления в том, что попечители должны регулярно встречаться с теми группами, которые их выдвинули или выбрали, чтобы выслушать мнения, точки зрения, разъяснить те или иные решения. Чтобы эффективно справляться с этой задачей, они должны быть хорошо информированы и активны, а главное - уметь доносить смысл деятельности совета.

Добытчики ресурсов. Важно, чтобы попечители использовали свои профессиональные, политические, деловые и личные связи для привлечения в школу ресурсов. А это не только деньги, но и время, опыт и навыки специалистов.

Группа поддержки. Прежде всего, попечители в меру своих сил и возможностей оказывают поддержку директору школы и педагогам, всячески поощряя их деятельность и внося свою лепту в создание благоприятного морального климата в коллективе. Кроме того, они поддерживают отдельных учеников, выступая в качестве тьюторов и наставников.

Учителя и ученики. Попечители делятся своими знаниями и умениями, своим опытом с учителями и учениками. Но вместе с тем и сами постоянно учатся, чтобы эффективно исполнять свои обязанности. Учатся коллективно обсуждать и принимать ответственные решения. Стараются ориентироваться в современных подходах к образованию и проблемах управления школой.

«Задаватели вопросов». Приступая к своей деятельности, попечители собирают необходимую информацию о школе. Например, достаточно ли ясны ее планы, понимают ли и разделяют ли их учителя? Есть ли какие-либо полезные нововведения, и каковы их результаты? Какие материальные затруднения надо решать в первую очередь? Конечно, вначале вопросы носят спонтанный характер, но постепенно, по мере того, как члены совета включаются в жизнь школы, они становятся более конкретными и содержательными.

Как видим, спектр деятельности попечительского совета, довольно широк, а задачи, которые он может решать, весьма разнообразны.

***

Так что опыт, и российский и зарубежный, налицо. Есть примеры, которые можно и нужно заимствовать, разумеется, приспосабливая их к собственным условиям. Безусловно, попечительское движение может стать серьезной силой, способствующей приближению современного российского образования к уровню мировых стандартов. Радует, что эта деятельность, несмотря на все препятствия, набирает силу и авторитет в обществе. Следовательно, есть надежда, что наконец-то придут в наши школы люди, по-настоящему радеющие за ее благо.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Бондович Бакурадзе
Директор школы. 2002.  № 2. С. 15-20. 
[Статья]
Виктор Юрьевич Меновщиков
Директор школы. 2001.  № 8. С. 10-15. 
[Статья]
Dale Mann, Владимир Бриллер
Директор школы. 1996.  № 2. С. 14-22. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2001.  № 5. С. 3-6. 
[Статья]
Алла Николаевна Стерлигова
Логинфо. 2003.  № 12. С. 50-55. 
[Статья]
Татьяна Захаровна Козлова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 204-215. 
[Статья]
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]