Эксоцман
на главную поиск contacts

Три шага к науке о здоровье здоровых

Опубликовано на портале: 12-08-2004
Директор школы. 1994.  № 5. С. 25-31. 
Статья посвящена проблемам валеологии - науке о здравии здоровых, то есть о принципах, системах и методах сохранения и укрепления здоровья, постепенно входит в повседневную практику нашего народного образования в форме уроков и учебных курсов, классов и даже "школ здоровья". В учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России уже работают штатные валеологи, совмещающие учебную и организационно-практическую работу. И хотя их деятельность разворачивается не на пустом месте (вспомним хотя бы некогда традиционные "дни здоровья"), но именно концепция валеологии, видимо, отвечает современному этапу оздоровительного движения.

Общеизвестно, что сохранять и укреплять здоровье необходимо с детства, чтобы во взрослом состоянии не пришлось заниматься исключительно лечением, и что навыки и привычки, как полезные, так и вредные, формируются на заре жизни.

Валеология как наука о здравии здоровых, то есть о принципах, системах и методах сохранения и укрепления здоровья, постепенно входит в повседневную практику нашего народного образования в форме уроков и учебных курсов, классов и даже "школ здоровья". В учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России уже работают штатные валеологи, совмещающие учебную и организационно-практическую работу. И хотя их деятельность разворачивается не на пустом месте (вспомним хотя бы некогда традиционные "дни здоровья"), но именно концепция валеологии, видимо, отвечает современному этапу оздоровительного движения. Причем от предшествующей доктрины "здорового образа жизни" она отличается не только названием и отсутствием догматичности, но и стремлением дать объективную научную оценку современным оздоровительным теориям и системам (число которых все умножается), ознакомить с наиболее эффективными и обоснованными из них как можно больше наших сограждан, чтобы хоть таким образом приостановить все более заметную тенденцию деградации населения страны. Какова же роль директора школы в процессе "валеологизации" нашего образования (а может быть и оздоровления нации)?

Замечать или не замечать?

Директор может занять одну из двух стратегических позиций. Первая - не замечать. Не замечать того, что от первого к выпускному классу здоровье школьников неуклонно ухудшается и одновременно с багажом знаний и навыков в объеме госминимума школа превращает организм ребенка в поле, засеянное семенами множества болезней и недугов, многие из которых начинают произрастать уже в школьные годы. Не замечать того, что каждый седьмой мальчик, вступающий в "призывной" возраст, оказывается негодным к. строевой службе, т. е. почти инвалидизирован, а из оставшихся шести может быть признан полностью здоровым лишь один (ОДИН!). Остальные пятеро (71 процент) считаются "практически здоровыми", что на языке медицины значит: они могут работать или учиться, но имеют свои неповторимые "букеты" хронических заболеваний и патологических особенностей, "дремлющих" до поры до времени.

Директор может не замечать, что вступающие в интимные отношения в восьмом -девятом классах школьники (а их больше половины), крайне безграмотны в этих вопросах, ничего не ведают о возможных последствиях для их здоровья и будущей семейной жизни. Что выпускницы школ, сами не зная, как правильно ухаживать за своим телом, как сохранять свое здоровье, обрекают на неизбежные хвори своих первенцев.

Все это и многое другое, продолжающее данный печальный список, знает почти каждый директор. Знает, но может не замечать, как несущественное, если цель обучения в школе видит лишь в том, чтобы вложить в головы школьников определенную сумму знаний, умений и навыков. В том числе и по правилам здорового образа жизни, разработанным еще в эпоху "развитого социализма". Реализуются ли все эти знания на практике - не важно. Главное - выдать знания "на гора", проверить и отчитаться. В этом случае валеология не нужна, так как есть соответствующий раздел в курсе биологии, есть уроки физкультуры, можно пригласить врача для проведения беседы о вредных привычках и профилактике СПИДа. Вы разделяете эту позицию?

Если же целью школьного образования директор считает подготовку ребенка к самостоятельной жизни и формирование необходимого для этого культурного уровня, тогда валеология займет свое место в системе наук и дисциплин, формирующих гармоничную и гуманистически ориентированную личность, ибо нельзя считаться культурным человеком, не зная или игнорируя разработанные учеными и подтвержденные практикой рекомендации, позволяющие укрепить свое здоровье, повысить работоспособность и творческую продуктивность.

Человек, не умеющий и не приученный заботится о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован к реальной жизни. Более того, он эгоистичен и даже асоциален, ибо не задумывается о своих близких, которые будут переживать за него, болеющего, стараться ему помочь, тратить свои силы и время. Он не задумывается о своей работе, которую не сможет выполнять с должной отдачей. А ведь виноват, чаще всего, он сам. По незнанию, по беспечности он страдает сам и заставляет страдать других . Не будем дальше анализировать ,кто виноват. Виноват сам человек, виноваты те, кто его таким воспитал. Если такой учащийся выходит из стен школы - это брак системы школьного образования. Помочь избежать этого и должна школьная валеология.

Навстречу валеологии

Если директор разделяет эту нашу позицию, ему предстоит вместе со своей школой двинуться навстречу валеологии. По крайней мере, сделать три первых шага.

Шаг первый: решить кадровый вопрос. Этот шаг можно считать определяющим. Свежий, хотя и негативный, пример тому - "почивший в бозе" в большинстве школ курс "Этика и психология семейной жизни", судьба которого решилась из-за непродуманности подготовки педагогических кадров по этой дисциплине. Выбрав подходящую кандидатуру из числа учителей или психологов, которых принято называть "энтузиастами", целесообразно предоставить им возможность пройти курс специальной подготовки в Москве, Санкт-Петербурге или в ближайшем институте повышения квалификации, предлагающем соответствующие учебные курсы.

Шаг второй: обеспечить в своей школе социально-психологический климат поддержки данных нововведений. Это достигается открытым разъяснением своей позиции, проведением тематических семинаров или других организационных программ с целью повышения информированности учителей по этим вопросам, ведь обычно препятствуют тому, чего не знают. Важно избежать шаблона, скучных лекций, читаемых приглашаемыми медиками, хорошо знающими, что делать нельзя("курить, пить и переедать"), но слабо ориентирующимися в позитивных рекомендациях "нетрадиционного" направления.

Заинтересовать, мотивировать и информировать - вот психологически обоснованная последовательность задач, которые предстоит решить директору вместе со своими единомышленниками.

Наконец, шаг третий: организационно помочь подготовленному валеологу "поставить работу". Следует не упустить из виду следующие важные моменты.
1. Работа валеолога (или валеологов) включает как педагогическую часть (проведение занятий, бесед, семинаров), так и организационно-практическую - консультировать директора и завуча по вопросам валеологически грамотного построения учебного процесса (составления расписания уроков, размещения классов, их оборудования, организации перемен между уроками и т.п.).
2. Преподавательская деятельность валеолога распространяется не только на учащихся, причем всех классов (!), но, обязательно, и на их родителей, а также на учителей. Естественно, что содержание и организационные формы будут различны, и это предъявляет к профессионализму валеолога повышенные требования.
3. Хотя валеологические идеи может проводить на своих уроках любой учитель, наибольшие возможности, безусловно, у биологов и преподавателей физкультуры. Поэтому директору важно помочь становлению в своей школе "валеологической ячейки", включающей, кроме названных специалистов, психолога, школьного врача, медсестру, всех работников школы, увлеченных этими вопросами, а также энтузиастов из числа родителей. Все они могут составить "Школьный совет по валеологии". Примеры плодотворной работы таких советов уже не единичны.
4. Пожалуй, только психологии валеология уступает по возможностям организовать занятия в живой, активной, увлекательной форме. Здесь категорически исключаются скучные уроки-лекции и в полной мере должен быть использован весь арсенал активных методов обучения (дискуссии, тренинги, практические и выездные занятия, семинары-презентации, использование аудио- и видеотехники и т.д.).
5. Собственный пример учителя в валеологии важен как нигде. Язвительный и совершенно закономерный вопрос воспитанника или слушателя "А вы сами?.." может перечеркнуть все усилия валеолога-теоретика. И начинающим валеологам-практикам, к которым относятся и большинство директоров школ, совет один: НАЧИНАТЬ ВМЕСТЕ

СО ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ!

Кто бы они ни были - дети или взрослые, более "продвинутые" в этих вопросах, или совсем отсталые, главное зажечь их общей идеей, организовать и иметь квалифицированно составленную программу действий. Все это - в возможностях директора школы. А может быть, и в обязанностях. Смотря как понимать задачи и его и школьного образования в целом.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Олег Юрьевич Малоземов
Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 110-114. 
[Статья]
Константин Нигматович Хабибуллин
Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 140-144. 
[Статья]
Наталья Львовна Галеева
Директор школы. 2010.  № 9 (152). С. 93-98. 
[Статья]