Эксоцман
на главную поиск contacts

Как исцелиться самим?

Опубликовано на портале: 14-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 27-31. 
Горькая примета нашего времени: стойкое ухудшение в состоянии здоровья школьников. По данным некоторых исследований, свыше половины старшеклассников (52-58 процентов) имеют ограничения к тому или иному виду профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Все большую распространенность приобретают хронические заболевания, за время обучения в школе их распространенность у детей и подростков увеличивается в 1,5-2 раза. Часто встречается патология органов пищеварения и верхних дыхательных путей. Уже в начальных классах почти у двух третей детей отмечается нарушение осанки, а в некоторых регионах страны половина выпускников школ страдает близорукостью.

Горькая примета нашего времени: стойкое ухудшение в состоянии здоровья школьников. По данным некоторых исследований, свыше половины старшеклассников (52-58 процентов) имеют ограничения к тому или иному виду профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Все большую распространенность приобретают хронические заболевания, за время обучения в школе их распространенность у детей и подростков увеличивается в 1,5-2 раза. Часто встречается патология органов пищеварения и верхних дыхательных путей. Уже в начальных классах почти у двух третей детей отмечается нарушение осанки, а в некоторых регионах страны половина выпускников школ страдает близорукостью.

Хуже, по сравнению со сверстниками из обычных школ, состояние здоровья учащихся учебных заведений с углубленным изучением отдельных дисциплин. Так, в разных классах школьники с I группой здоровья составляли от 8,6 до 14,2 %; со II - от 37,1 до 49 %; с III - от 40.4 до 48 %; с IV - от 0,3 до 22 %. Одно из ведущих мест в списке заболеваний современных школьников занимают нервно-психические расстройства, главным образом, неврозы и астенические состояния. Например, распространенность неврозов увеличивается от младших классов к старшим у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза (исследования А. Божановой и соавт.).

По данным Д. Н. Крылова и Т. П. Кулаковой, больше, чем у половины младших школьников обнаруживаются астеноневротические симптомы. Наиболее распространены жалобы на головную боль, расстройство сна, снижение работоспособности, плаксивость, капризность, склонность к страхам и т.д. И даже среди детей, считающихся здоровыми, более 20 процентов имеют легкие функциональные отклонения (стереотипные движения, вегетативная лабильность, эмоциональная неустойчивость и др.), а четверть составляют дети с нерезко выраженными неврозами и легкими явлениями задержки речевого или общего развития. Для педагогов особенно важно осознавать связь между уровнем здоровья школьников, успеваемостью и поведением детей. Причины неуспеваемости мы зачастую видим в лени или бесхарактерности ученика, в отсутствии должного влияния родителей, и далеко не всегда задумываемся: а может быть это следствие отклонений в состоянии здоровья. Неуспевающие дети часто испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, может привести к аутизации личности (замыкании в себе), вызывать девиантные формы поведения (асоциальное, антидисциплинарное, делинквентное, аутоагрессивное), тесно связанные с невротическими и психо-эмоциональными расстройствами.

Конечно, без квалифицированной помощи специалиста-медика или психолога самому учителю трудно, а часто и практически невозможно установить истинные причины наблюдаемых отклонений. В подобных ситуациях он, как правило, не знает, к какому именно специалисту нужно было бы направить ребенка: школьный врач или участковый терапевт занимаются лечением лишь соматических заболеваний, школьный психолог, не будучи врачом, не может поставить диагноз и предписать лечение. Школьный психолог работает только с "нормой", психиатр - с явной патологией, а как быть в том случае, если состояние пограничное (что, как правило, бывает чаще всего)? Кто в школе может и должен определять, насколько здоров тот или иной ребенок психически? Да, конечно, это должны быть врачи, психологи, специалисты по коррекционной педагогике (дефектологи, как именовали их раньше). Но и учитель, директор школы должны быть достаточно грамотны в общемедицинских вопросах, чтобы, с одной стороны вовремя оценить, когда своего воспитанника следует направить к специалисту-медику или психологу, а с другой, понимать, что многие педагогические феномены имеют своей причиной именно физиологические, психологические или болезненные детерминанты и бороться с ними или не следует вообще (особенно с акцентом на слове "бороться" в его традиционном для "советского" человека понимании!), или целесообразно выбирать такие методы, которые бы устраняли причину нежелательных отклонений, а не травмировали совершенно другие личностные образования (примеров чему множество).

Один из очевидных путей - повышение медицинской и психологической грамотности работников образования. Путь, который должен начинаться со студенческой скамьи, и заключаться в соответствующем изменении учебных программ, и завершаться (если здесь вообще уместно говорить о каком-то завершении!) в стенах институтов усовершенствования и повышения квалификации работников образования. Но есть и другой путь, дополняющий, а не исключающий первый. В медицине существует девиз-правило, сформулированное еще Гиппократом: "Врачу: исцелися сам!" В какой-то мере можно привнести его и в педагогику.

За годы советской власти у нас сформировался социально-психологический норматив, согласно которому обращать внимание на свое здоровье, если нет высокой температуры" - признак чуть ли не эгоизма. Педагоги привержены такому стереотипу, пожалуй, в наибольшей степени. Это приводит, во-первых, к отсутствию комплексности подхода к ученику, к ситуациям, когда учитель, психолог, врач, специалист по коррекционной педагогике и другие специалисты видят в ребенке каждый свое, уподобляясь известным персонажам притчи, когда слепцы не могли понять, что же такое слон, ощупывая его каждый за разные части тела. Иначе говоря, в этом случае не реализуется комплексный, "человековедческий" подход к учащемуся, человеку вообще, на котором настаивали многие выдающиеся ученые и практики, занимавшиеся изучением человека.

Во-вторых, что не менее важно, накапливается груз болезней у самих работников нашего многострадального образования, увеличивая и без того непосильное бремя их забот и переживаний и составляя уже то, что на сухом языке медицинской статистики называется "профессиональными" заболеваниями. Это, главным образом, нервные расстройства, вызванные перегрузками и постоянным психо-эмоциональным напряжением, и возникающие на этой почве так называемые психосоматические заболевания, куда относятся, пожалуй, самые распространенные болезни нашего времени: гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт, язвенная болезнь, бронхиальная астма.

По многим профессиональным группам существует исчерпывающая статистика профессиональных болезней, разработаны комплексные программы диагностики и профилактики. В отношении же работников образования ситуация прямо противоположная. Анализируя специальную литературу, мы столкнулись с обескураживающим фактом: серьезные исследования по этой проблеме сейчас не ведутся, а если и ведутся, то их результаты не были обнаружены нами ни в специальных, ни в популярных изданиях. И этот факт является тем более удручающим, что, в отличие от "нечеловековедческих" профессий, между здоровьем учителей и здоровьем учащихся существует безусловная взаимозависимость. Учитель и ученик длительное время проводят в одной микросоциальной среде, участвуя в формировании определенного психо-эмоционального климата, который, в свою очередь, влияет на состояние здоровья и педагога, и школьника.

Одна из причин такого положения дел заключается в ведомственной разобщенности медицинских структур, призванных заботиться о здоровье тех, кто большую часть своей жизни проводит вместе - в стенах одной школы. Учителя прикреплены к участковым врачам по месту жительства, школьники - к детским поликлиникам или подростковым кабинетам. Если мы вспомним о родителях этих школьников и детях самих учителей, то география дислокации врачей и медицинских организаций, заботящихся о здоровье тех, кто идет по жизни рука об руку, может быть с полным основанием названа "географией медицинской разобщенности". Больше всего эти организационные проблемы неблагоприятно отражаются именно на нервно-психическом здоровье, наиболее тесно связанном с психолого-педагогическими проблемами, встающими перед нашей школой. Может ли что-то сделать директор школы для исправления этой ситуации? На сегодняшний день мы видим лишь две возможности. Первая - осознать эту ситуацию как проблему и поставить ее перед органами здравоохранения. Переход нашей медицины на страховые рельсы открывает здесь определенные перспективы. Но гораздо эффективнее в этом отношении вторая, не исключающая первую, возможность, связанная с организацией школьной валеологической службы. Не секрет, что практически все медицинские дисциплины занимаются возвращением больных к норме, а не сохранением этой нормы на долгие годы. Между тем, наиболее важно сформировать, сохранить и укрепить "здоровье здоровых" - детей и педагогов, т.е. то, чем как раз и занимается валеология. В компетенцию школьного валеолога входят два ведущих направления: щадящая здоровье организация учебного процесса и преподавание валеологии школьникам. Именно школьный валеолог смог бы взять на себя роль координатора по медицинскому наблюдению школьников, их родителей, учителей и их собственных детей.

В самом содержании валеологии как предмета, нами выделяются четыре основных раздела:
- изучение теории и практики (пропаганда) здорового образа жизни;
- гигиена учебного процесса;
- психологические аспекты валеологии (школьная психогигиена и педагогическая психотерапия);
- половое воспитание школьников.

Для "старта" организационных усилий и педагогической практики наиболее подходят два последних раздела, как по своей актуальности, так и по интересу, который проявляют к ним школьники и учителя. Именно они в значительной своей части входят в профессиональную компетенцию школьного психолога. Практика обучения школьных психологов основам валеологии уже реализуется нами с 1993 года и представляется реальной возможностью в нынешних условиях решить вопрос кадрового обеспечения валеологической службы в школе. Но только лишь в случае благожелательного отношения со стороны школьной администрации.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Василий Демьянович Кобяков
Директор школы. 1997.  № 5. С. 14-18. 
[Статья]
Алексей Владимирович Тихомиров
Главный врач: хозяйство и право. 2011.  № 2. С. 22-28. 
[Статья]
С.В. Лазарев, Алексей Владимирович Тихомиров
Главный врач: хозяйство и право. 2010.  № 3. С. 16-22. 
[Статья]
Алла Ефимовна Иванова
Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 80-89. 
[Статья]
Марина Исааковна Степанова
Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 92-95. 
[Статья]