Эксоцман
на главную поиск contacts

Реструктуризация сельских школ - зло или благо?

Опубликовано на портале: 02-10-2004
Директор школы. 2001.  № 8. С. 3-9. 
Автор рассматривает проблему реструктуризации сельских школ. Для кого-то мудреный термин «реструктуризация» звучит тревожным набатом. Люди вспоминают судьбу так называемых неперспективных деревень, и не без оснований опасаются, что получится как всегда: порушим то, что есть, а ничего нового, путного не сотворим. Другие, напротив, встречают грядущие перемены с надеждой, что удастся создать на селе добротные учебные заведения и, наконец-то, ликвидировать зияющий разрыв между уровнем подготовки городских и сельских школьников. Проблема, что и говорить, сложная, имеющая не только, даже не столько педагогический, сколько социально-экономический и политический характер. Как же ее решать?

Самарская область - регион, где от слов перешли к делу. Процесс реструктуризации, как говорится, уже пошел. Экономической основой и одновременно моральным стимулом преобразований стала внедряемая в области система нормативного финансирования. О ней мы рассказывали в трех предыдущих (третьем, четвертом, пятом) номерах журнала. Будем рассказывать и впредь. Но сегодня поговорим о судьбе сельской школы. Наши собеседники - те, кто непосредственно участвует в решении этой проблемы, - работники образования Самарской области.

Лучше одна большая школа, чем множество маленьких

Наш первый собеседник - Виктор Михайлович Шустов, директор Масленниковской средней школы Хворостянского района.

- Виктор Михайлович, насколько нужна сельской школе реструктуризация?

- На мой взгляд, это объективная потребность. Что реально есть у нас сегодня? Есть большое село и в нем полная средняя общеобразовательная школа, а вокруг - деревни, и в каждой маленькая начальная школа. Кончают ее детишки, и родители вынуждены возить их к нам. Возят на тракторах, телегах, попутных машинах - словом, на чем придется.

Реструктуризация дает возможность, сконцентрировав ресурсы в больших школах, создать хорошо оснащенные компьютерные классы, ввести преподавание двух иностранных языков, привлечь опытных учителей, которые ранее были «разбросаны» по нескольким учебным заведениям. Такие школы становятся базовыми образовательными центрами. Система нормативного финансирования делает такие перемены экономически выгодными. Дешевле содержать одну большую школу, чем несколько маленьких. Кроме того, такое финансирование, когда деньги следуют за учеником, побуждает нас, директоров школ, мыслить рыночными категориями: думать о расширении спектра образовательных услуг, о привлечении новых учеников. Например, на сегодняшний день в нашей школе обучаются дети из девяти сел, причем некоторые из них расположены в соседних районах. Раньше такое просто было невозможно.

- Как вам удалось это?

- В граничащих с нами селах не было полных средних школ. Мы оказались самыми близкими. К тому же решающую роль в выборе родителей сыграла репутация нашей школы: мы обучаем двум языкам, практически не имеем «отсева», второгодников. Многие наши выпускники поступают учиться на престижные специальности. При нормативном финансировании я, будучи директором, обязан думать, за счет чего содержать школу. Демографическая ситуация, как известно, такова, что через несколько лет мы рискуем сократиться не менее, чем на сто учащихся. Для сельской школы такое весьма ощутимо. Приходится думать о поиске учащихся не только в своем районе, но и в соседних. Мы часто выезжаем в другие села. На сегодняшний день при нашей школе работают более 35 детских творческих объединений, организовано бесплатное питание школьников перед началом занятий. Для приобретения учебников и рабочих тетрадей по предметам родители в прошлом году сдали по 50 рублей, а остальные расходы взяла на себя школа. Все это и делает наше учебное заведение привлекательным для ребят и их родителей.

- Обычно директора сельских школ говорят о другом: нет денег, не хватает кадров, никто не поддерживает. Вот дайте нам все это, и тогда мы «горы свернем», сумеем сделать образовательный процесс эффективным.

- Речь, скорее, следует вести о причинах неуспешности сельской школы как таковой. Как было раньше? В каждом сельском населенном пункте имелась одна школа, и волей-неволей приходилось отдавать ребенка туда. Возможность выбора фактически была сведена к нулю. Сегодня у сельского ученика появилась возможность обучаться в таком учебном заведении, где он получит хорошую техническую и гуманитарную подготовку, приобретет навыки владения компьютером и многое другое.

- Пожалуй, самая больная из проблем сельской школы - это обеспеченность педагогическими кадрами. Как вам удается ее решать?

- Есть традиционный путь. Мы даем направления своим выпускникам для поступления в педагогические вузы или училища с тем, чтобы после окончания они вернулись к нам в качестве учителей. Еще одну благоприятную возможность нам дает существующая в области хорошая сеть дорог. Педагоги могут работать на селе, а жить в городе. От нас до ближайшего города чуть более 30 минут езды. Вряд ли среднестатистический педагог, живущий в большом городе, тратит на дорогу меньше времени. Некоторые учителя приезжают к нам и остаются жить. Во-первых, нет проблем с экологией, а во-вторых, имеется благоустроенное жилье. Последнее особенно важно для вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, из «горячих точек». В нашей школе работают четверо учителей из Казахстана и двое - из Чечни. Их высокий профессиональный уровень востребован. Кстати сказать, по поводу необходимости выделения жилья педагогам у руководителей хозяйств не возникает вопросов. Они понимают - всякое хозяйство начинается со школы. Наконец, к нам пришли педагоги из ликвидированных малокомплектных школ второй и третьей ступеней.

- Получается, что все малокомплектные школы в сельской местности закрылись или будут закрыты. Не грозит ли это гибелью малым селам и деревням?

- Такая опасность, памятуя недавнее прошлое, есть. Но они должны сохраниться. Кроме того, семи-девятилетних ребятишек, которые живут в отдаленных деревнях, очень сложно доставлять в базовые школы. Дорога отнимает у них слишком много сил. Надо рано вставать, требуются специальные сопровождающие. Все это вызывает лишние хлопоты у родителей. У нас начальные школы есть в каждом селе. Они открылись за последнее время даже там, где их не было.

- Даже если это экономически невыгодно?

- Тут не об экономике должна идти речь. Несколько начальных школ готовят детей для обучения на второй и третьей ступенях в базовой школе. И мы заинтересованы, чтобы к нам пришли хорошо подготовленные и физически здоровые ученики. Поэтому уж лучше я дам распоряжение отвезти на школьном автобусе в удаленную начальную школу учителей, чем после буду ломать голову, тратить силы и нервы, решая проблемы отстающих и больных. Тем более что школьный автобус привозит нам из дальних деревень учеников 5-11-х классов, и времени на дорогу у них уходит столько же, сколько у детей, живущих на окраине нашего села и добирающихся до школы пешком, - примерно 15 минут. Но ученики начальных школ впервые приезжают к нам гораздо раньше, чем переходят на вторую ступень обучения. Со второго класса их раз в неделю привозят на занятия по информатике.

- Это - единственный возможный вариант структуры сельской школы?

- Есть другой вариант - одно образовательное учреждение становится школой второй и третьей ступени, а второе - начальной школой-садом. Возможно объединение всех трех ступеней школы и детского сада в одно учебное заведение. Девятилетняя же школа, на мой взгляд, неперспективна потому, что многим учителям приходится в ней вести несколько предметов, а это очень сложно, да и мало кому нравится. Поэтому она постоянно будет испытывать кадровые проблемы.

- А каким вам видится будущее своей школы?

- Задумываемся о том, чтобы создать на базе нашей школы социокультурный центр для всех жителей села. Выполнить такую задачу на селе под силу только достаточно большой школе.

И школу сохранить, и село не сгубить

Наш второй собеседник - Вячеслав Никитович Малышев, директор Нижнеаверкинской средней школы Похвистневского района.

- Вячеслав Никитович, а каково ваше отношение к реструктуризации сельских школ?

- Это процесс неоднозначный. С одной стороны, есть перспектива улучшить качество образования. Надо признать, что, к сожалению, часть сельских школ работает по старинке, не развивается. Дети считают за счастье, если появляется возможность перейти из таких школ в другие образовательные учреждения. Зачем же калечить ребят? Надо избавляться от таких учебных заведений, которые не пользуются авторитетом у населения.

- Значит, закрывать?

- В условиях нормативного финансирования они рано или поздно сами собой закроются. Родители имеют возможность отдать детей туда, где им дадут хорошее образование.

- Но ведь, закрыв школу, мы обрекаем на умирание село?

- Да, это так. Но, с другой стороны, мы в своей школе учим ребят ухаживать за гусями, выращивать овощи. Когда они подсчитали, какой доход можно получать от этого ежегодно, то большинство решило: вырастем и вернемся в свои деревни, заведем фермы и теплицы. Никто не мешает всем сельским школам совмещать обучение детей наукам с другим, не менее важным для их будущего делом - приобщением к современным методам ведения сельского хозяйства.

Нельзя еще обойти такую проблему, как доставка учащихся из отдаленных деревень. Бывают такие дни, когда к нам не то что на автобусе не проедешь - на метле не долетишь. К сожалению, в наших условиях обеспечить ежедневный подвоз учащихся в школу невозможно. Кроме того, для ребят из отдаленных сел возникают проблемы с дополнительным образованием во второй половине дня. Они вынуждены раньше уходить или уезжать из школы и, тем самым, оказываются лишены возможности участвовать в кружковой работе. Поэтому начальные школы должны быть в каждом селе.

В разговор вступает Александр Иванович Ларионов, глава Похвистневского района.

- Александр Иванович, а ваше отношение к реструктуризации?

- Конечно, с одной стороны, надо ликвидировать неэффективные школы, которые не дают детям знаний и навыков. А с другой - как бы вновь не наступить на те же грабли, на которые наступили, когда ликвидировали неперспективные деревни. Нужно другое - улучшать жизнь на селе. Например, мы недавно провели газ к одному из отдаленных сел. Вскоре туда переехали жить несколько молодых семей. И сразу количество детей выросло с двух до шести. Село стало возрождаться.

Ликвидировав школу, мы спровоцируем отток рабочей силы из малых сел в центральные усадьбы. Это приведет к ликвидации отделений хозяйств, к запустению земли. Здесь нужен довольно осторожный подход к реструктуризации сети школ. В районе назрела необходимость в создании нескольких крупных образовательных центров, в которых можно собрать хороших учителей, создать современную материальную базу для обучения ребят, особенно в старших классах. Но это не значит, что следует закрыть школы во всех остальных населенных пунктах. Основные, в крайнем случае, начальные школы должны быть в каждом селе.

- Даже в том, где всего семь детей?

- Там мы пошли по другому пути - открыли класс. На сегодняшний день руководство хозяйства готово пойти на то, чтобы отремонтировать здание и открыть начальную школу. Вы знаете, в детстве я сам прошел через интернат, и никому не пожелаю такой же судьбы. Поэтому я против закрытия школ, но за создание образовательных центров на селе.

Школа-сад: преимущества и перспективы

Наиболее распространенной формой реструктуризации сельских образовательных учреждений стало объединение детских садов и школ в единые комплексы.

- Что дает такое объединение?

Говорит Галина Сергеевна Измайлова, директор Большетолкайской средней школы-сада Похвистневского района.

- Объединение с садом позволило упростить процесс адаптации детей к обучению в школе. Первоклассники занимаются в помещении детского сада. Они привыкают к учителю, к классно-урочной системе. При этом среда остается такой же, как и была в саду. Во втором классе дети приходят в здание школы, и им уже гораздо легче войти в новую обстановку.

- С какими трудностями пришлось столкнуться при организации комплекса?

- Надо было преодолеть психологический барьер. Одно дело, когда школа и детский сад жили раздельно, и совсем другое - когда появилось единое образовательное учреждение. На первых общих педсоветах детсадовские воспитатели часто задавали вопрос: «Зачем нам обсуждать проблемы школы, мы же не работаем со школьниками?» Подобные вопросы задавали и учителя, когда повестка дня посвящалась работе детского сада. Преодолеть это помогло совместное планирование деятельности школы и сада, в частности, методической работы. Мы создали единое методобъединение учителей начальной школы и воспитателей детского сада.

- Чем оно занимается?

- Первоначально учителя изучили программы, по которым занимаются в детском саду, а воспитатели - программы начальной школы. С одной стороны, сад должен знать, что требуется от него по подготовке детей к школе, а с другой - школа не должна требовать того, что не может дать дошкольное воспитание. Чтобы устранить эти «ножницы», нам пришлось затратить два года, в течение которых учителя активно посещали занятия в садике, особенно по развитию речи, письму и счету. Соответственно, воспитатели ходили на уроки в начальную школу.

- Насколько страшно вам было брать детский сад в состав школы?

- Когда у нас только появилась идея объединения, я честно призналась главе района: «Около двадцати лет руковожу школой и знаю все ступени обучения, но детского сада боюсь». На первом же педсовете сказала, что не знаю специфики их работы, но постараюсь как можно быстрее вникнуть в нее. Для этого, так же как и учителя начальной школы, посещала занятия воспитателей, смотрела, как их разбирает заведующая детским садом.

- Каковы преимущества детского сада, который находится в составе школы?

На этот вопрос отвечает Вера Ивановна Савинкина, заместитель директора школы по дошкольному воспитанию.

- Воспитатели перестали быть «гостями» в школе. Мы имеем возможность посещать занятия в первом классе, давать рекомендации учителю, так как лучше знаем детей. С другой стороны, видим свои недоработки и на основе этого вносим изменения в образовательный процесс.

Мы получили возможность внедрять программы, рассчитанные как на детский сад, так и на начальную школу, а это повышает результативность работы. Воспитатели лучше узнали проблемы различных школьных ступеней обучения. Это также в определенной мере побуждает к совершенствованию своей работы. А главное - воспитанники сада стали совершенно по-иному относиться к школе. Если раньше часть детей говорила, что не хочет идти в школу, то теперь, увидев, как учатся первоклассники, а они, напомню, занимаются в одном здании с детским садом, все воспитанники старшей и подготовительной групп говорят, что с удовольствием пойдут в первый класс.

Безусловно, проще решается проблема адаптации выпускников сада к обучению в школе. Считаю, что на селе комплекс «школа-сад» очень перспективен.

- Вы согласны с тем, что качество работы детского сада должна оценивать следующая ступень обучения, то есть начальная школа?

- Думаю, это правильно. Ведь мы готовим ребенка к дальнейшему обучению. Но когда существует комплекс «детский сад-школа», мы, в свою очередь, можем влиять на работу начальной школы.

- Как реагировали родители на то, что детский сад объединился со школой?

- Отреагировали хорошо, поскольку увидели пользу для своих детей.

- Скажите честно, не жалко было терять положение полноправной хозяйки детского сада?

- Я не перестала ощущать себя хозяйкой детского сада. Все вопросы, связанные с работой воспитателей, остались за мной. Можно сказать, что стало даже легче: основные хозяйственные заботы теперь лежат на директоре комплекса, а я имею возможность сосредоточиться на содержании деятельности.

***

Конечно, проблема реструктуризации слишком многогранна, чтобы в одном материале охватить все ее аспекты. В следующих номерах мы непременно продолжим разговор на эту злободневную тему. Но хотелось бы знать мнение читателей из других регионов. Ждем ваших откликов!

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Нина Ефимовна Боревская
Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 82-88. 
[Статья]
Эдуард Викторович Клопов
Социологические исследования. 1996.  № 8. С. 140-143. 
[Статья]
Д.С. Сыпченко, А.И. Кашин
Экономические науки. 2010.  Т. 64. № 3. С. 180-185. 
[Статья]
М.И. Пиканов
Экономические науки. 2010.  Т. 72. № 11. С. 73-77. 
[Статья]
Евгений Николаевич Степанов
Директор школы. 2000.  № 2. С. 16-26. 
[Статья]
Е.В. Минаева
Экономические науки. 2011.  № 9. С. 126-130. 
[Статья]