Эксоцман
на главную поиск contacts

Ценности менеджмента

Опубликовано на портале: 02-10-2004
Директор школы. 2001.  № 6. С. 3-9. 
Тематический раздел:
Статья посвящена профессиональным убеждениям современных управляющих, которые выражаются в ценностях менеджмента. Ценности менеджмента - это сознательный выбор системы идей, наделенных особым значением и принятых в качестве вдохновляющих и направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность. Поговорим о пяти ценностях менеджмента, которые имеют универсальный характер, то есть нужны практически любому руководителю, в том числе и директорам школ.

Все профессиональные группы со временем вырабатывают свои собственные профессиональные убеждения, свой кодекс чести. Раньше всех, по-видимому, это сделали врачи, создавшие «Клятву Гиппократа». Две тысячи лет этой клятве, и во все времена «лучшими из лучших» были и остаются те медики, для которых «Клятва Гиппократа» - это не просто набор красивых ритуальных слов, а высшая профессиональная ценность, руководство к действию. Пришло время, и свои профессиональные убеждения выработали современные управляющие, и выразили их в ценностях менеджмента. Ценности менеджмента - это сознательный выбор системы идей, наделенных особым значением и принятых в качестве вдохновляющих и направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность.

Поговорим о пяти ценностях менеджмента, которые имеют универсальный характер, то есть нужны практически любому руководителю, в том числе и директорам школ.

Горизонтальная карьера

Поначалу кажется, что это неудачное определение. И на самом деле - с карьерой, особенно успешной, связывают в первую очередь вертикальное отличие от всех других: высокая должность, звучный титул, персональный выезд, вышколенная свита. И еще власть, положение, привилегии, престиж, почести. При чем же здесь определение «горизонтальная», когда речь идет о карьере?

А суть в том, что власть подобна плечу рычага: чем ее больше, тем плечо длиннее - и значительнее последствия применения власти, как позитивные, так и негативные. Потому-то властью следует пользоваться умело, квалифицированно, а не как-нибудь (типа: «хотели как лучше, получилось как всегда»).

С точки зрения современного профессионального менеджмента, ценность не в погоне за должностями и званиями, ценность каждый раз должна соответствовать высоким требованиям и обязанностям, налагаемым должностью и званием.

Горизонтальная карьера - это профессиональное мастерство, без которого невозможно достигнуть успеха в любой области деятельности, а в управлении в особенности. Ум, опыт, авторитет не передаются по приказу вместе с присвоением очередного звания и назначением на высокую должность. Никакие посты и титулы не компенсируют управленческую некомпетентность, невежество. Чем выше посредственные и дурные руководители поднимаются по служебной лестнице, тем более разрушительным образом проявляются изъяны власти. Потому единственно достойный путь «наверх» - это рост профессиональных знаний, умений, навыков, опыта, квалификации, мастерства, искусства управления.

Для человека горизонтальной карьеры руководящая должность и власть не являются самоцелью, способом самоутверждения, средством удовлетворения личных амбиций. Должность и власть для него - это только инструмент для работы, для созидания. Профессиональное владение инструментом ценится много выше номинального обладания им.

Не стыдно стремиться делать карьеру, управлять школой, университетом, министерством образования, государством. Стыдно плохо делать свое дело, стыдно плохо управлять. Обретение и развитие горизонтальной карьеры - вот ценность номер один в мире менеджеров.

Управление из любой точки

В интересах вашего дела вы должны уметь управлять объектами (людьми и организациями), которые вам формально не подчинены. Формальное неподчинение вам объекта должно рассматриваться как условие для управления им, а не как препятствие.

На первый взгляд это можно воспринимать как благое пожелание. Дай бог управиться с собственным объектом (учеником, классом, школой), который обязан нам подчиняться. Даже при этом возникают проблемы. Как же можно призывать управлять другими объектами, нам не подчиненными? Можно и нужно. Хотя, конечно, это легче доказать, чем научиться делать практически.

Реальность такова: рядом с вашей школой есть другие объекты (организации и люди). Одни по отношению к вам являются вышестоящими инстанциями, и вы обязаны выполнять их команды. Вторые наделены функциями контроля вашей деятельности. Третьи являются вашими деловыми партнерами, от них вы получаете информацию, материальные и финансовые ресурсы. Четвертые - пользователями услуг, что вы производите и предлагаете, но они вольны сделать иной выбор. Наконец, есть другие образовательные учреждения, которые являются вашими конкурентами и не прочь оттереть вас в сторону.

Если эти объекты будут относиться к вам недоброжелательно, начнут мешать, что называется, «вставлять палки в колеса», то очень скоро, возможно, вам придется искать другое занятие. Не удастся пройти свой путь, будет недостижима цель.

Если же вам не мешают, то это уже оценивается как льгота. Так прямо и говорится: «Ладно, что не помогают, лишь бы не мешали». Можно идти к цели, хватит своих сил - достигнете ее.

Далее неизбежно следует вывод, что «сверхзадача» руководителя, высшее управленческое искусство его заключаются в том, чтобы овладеть умением использовать потенциал (силу, мощь) других объектов в интересах своего дела. Тогда путь к цели не покажется ни долгим, ни трудным.

Управление из любой точки встречается сплошь и рядом. Автор уверен, что каждый читатель либо имеет личный опыт такого управления, либо неоднократно был свидетелем его.

Во всех школах знают клич: «Дай списать!» Одноклассники не начальники друг другу, но очень многие школьники успешно пользуются плодами чужого интеллекта. А иные ученики оказываются способными «договариваться» с учителями и получать завышенные оценки посредственных знаний. Это все акты управления из любой точки.

Дети становятся взрослыми, и многие из них преуспевают в управлении из любой точки. Подумайте, нет ли в вашей школе педагога особенного, не такого как все. Ему невыгодную работу (трудный класс) поручить нельзя и одновременно невозможно обойти при распределении поощрений и привилегий.

И это не предел. Например, Григорий Распутин, не занимая никаких официальных должностей в государстве Российском, реально влиял на дела управления самодержавной империей, с ним считались царственные особы, министры и генералы. Многие историки связывают падение самодержавия с его личностью, с его влиянием. И даже имя собственное этому явлению дали - «распутинщина». Распутина давно нет, но «распутины» живут среди нас и управляют.

Для управления из любой точки нет ограничений. Можно управлять любым объектом (даже чужим государством), используя его ресурсы в своих целях, и для этого не обязательно быть его главой. Достаточно превзойти другую сторону в искусстве управления.

Следует понимать: управление из любой точки - это не война, а борьба. Цель уничтожить конкурента (или чужое государство как таковое) не ставится. Речь идет о перехвате управления над объектами, которые вам формально не подчинены, и использовании их потенциала (силы, мощи) в собственных интересах. Вывод: управление из любой точки - это ценность. В интересах вашего дела надо уметь управлять любыми объектами из любой точки. Не получается - учитесь, развивайте горизонтальную карьеру.

Без жалоб и просьб

Учитель химии может жаловаться на нехватку оборудования и реактивов, учитель музыки - на недобросовестность настройщика рояля. И только вы, директор, не можете жаловаться и просить. Вы должны научиться самостоятельно преодолевать препятствия на пути к цели. Любым законным способом - вариантов много. Единственное, что вам определенно запрещается, - это жаловаться и просить. Это надо понять.

Во-первых, жалобщик жалок, проситель слаб, беспомощен, зависим. Такая позиция - позиция самоуничижения - изначально неприемлема для любого руководителя. У вас иная роль в организации - мобилизующая, вдохновляющая, ведущая вперед. Из жалобщика и просителя - лидер никакой.

Во-вторых, когда вы жалуетесь и просите, вы тем самым лично выдаете самому себе отрицательную деловую характеристику.

Задумайтесь: это насколько же отвратительно надо работать, чтобы на общем фоне именно ваши недостатки были особенно заметны, и именно на вас можно было указать как на отрицательный пример, который кладет «позорное пятно» на всю организацию. Надо полагать, вы уважаете себя и свое дело, и потому работать хуже всех себе не позволяете.

Но если вы приходите, жалуетесь и просите, то тем самым вы лично «на блюдечке с голубой каемочкой» преподносите факты, характеризующие вас негативно именно как руководителя. Эту информацию можно немедленно использовать против вас. Не следует удивляться, услышав ответ: «Если вам так трудно, давайте мы найдем вам работу полегче, по силам. Пишите заявление, мы его сразу и удовлетворим». Сохраняйте свою ценность для организации и дела. Не жалуйтесь и не просите. Не подставляйтесь. Будьте неуязвимым. Соблюдайте принцип: никогда никому ни одного плохого слова против себя.

В-третьих, вас могут искусственно поставить в положение, когда вам потребуется помощь. От вас будут ожидать, что вы придете, пожалуетесь и попросите. Вас охотно примут, выслушают и помогут. Но при этом обязательно добавят: «Мы вошли в твое положение, мы тебе помогли. Помни, кому обязан. Отработай! Услуга за услугу!» Все, капкан захлопнулся. Теперь не вы управляете, теперь управляют вами. Вы вынуждены принять на себя обязательства, которые брать не собирались. Вы должны сделать то, чего делать не намеревались.

Объяснив, что и почему делать нельзя, автор обязан объяснить, что и как надо делать. Следует знать, что эта ценность имеет еще одну редакцию, более полную и точную: «Не жалуйся, не проси - предлагай выгоду!»

Выгода - вот ключевое слово для понимания, как надо действовать. Выгода - это преимущество, успех, достижение, желанный результат. Все то, от чего невозможно отказаться. Высококачественное образование. Дополнительные программы обучения. Индивидуальный подход. Гарантии поступления. Положительный имидж. Доступ в круг влиятельных лиц. Хвалебная статья в местной прессе. Моральная поддержка. Материальное преимущество. Избавление от хлопот. Отсутствие неприятностей.

Руководствуйтесь законом «Твердое и пустое». Вы находитесь в центре событий, понимаете ситуацию и факторы, ее составляющие, знаете, что вам нужно и что вы можете предложить взамен. Найдите выгоду, которая очевидна, желанна, необходима, которую нельзя не принять. Когда найдете, все изменится кардинальным образом.

Вы не жалуетесь и не просите. Вы информируете и предлагаете выгоду. Фактически вы оказываете другой стороне помощь в достижении желаемого для нее результата. Вы должны уметь подать информацию таким образом, чтобы ваши партнеры проявили интерес к вашему сообщению. Вы сможете убедить другую сторону принять ваше предложение, когда сумеете доказать, что для нее разумно, желательно, необходимо согласиться с вами. Это уже управление.

Вы предложили выгоду, вам ответили согласием, выделили необходимое. Все, сделка состоялась. Никто не может потребовать от вас большего. Вы не приняли на себя ни одного обязательства сверх того, что заранее продумали и предложили. Вы сохраняете свободу управления собой и своим делом.

Рассмотрим худший случай: вам отказали. Конечно, сам отказ малоприятен, задеты важные интересы, страдает дело и надо искать другой вариант разрешения проблемы. Но даже в этом случае за вами сохраняется несомненное преимущество.

Вы знали, что надо делать, но другая сторона не приняла выгоду. Отказ приходится как-то объяснять. Теперь вы начинаете воспринимать информацию, почему ваше предложение отклоняется. А знание - это сила, придет время - примените.

Представьте: дело пострадало, наступили отрицательные последствия. Начинаются «разборки» - проверяющие выясняют причины, обстоятельства. Теперь у вас есть полное моральное право заявить: вы предвидели подобное развитие событий, предлагали решение, брались все сделать, но вам отказали по таким-то причинам. Теперь голова может заболеть у того, кто вам отказал. Ему начнут задавать вопросы: почему он допустил такое развитие событий, когда предлагалось решение проблемы?

Если сочтут необходимым укрепить «вертикаль власти», то у вас появятся шансы занять вакантное руководящее кресло. Те, кто имеет отношение к этому делу, знают: вы могли бы дать нужный результат, но у вас не было власти. Теперь вам ее могут предложить.

Как известно, от любви до ненависти один шаг. Сделал его - и одни эмоции меняются на противоположные. Так же и в управлении - только один шаг отделяет поведение слабого руководителя от поведения сильного. Слабый жалуется и просит и, как следствие, проигрывает. Сильный информирует, предлагает выгоду и побеждает. Учитесь все получать без жалоб и просьб. Это - ценность.

Радость неудачи

Поначалу кажется, что это неправильная формулировка. Действительно: радость - это положительная эмоция, а неудача - событие отрицательное: трудности, потери, ущерб, вред, бедствие. Как же можно радоваться неудачам?

Но почему народная мудрость утверждает: «Нет худа без добра» и «Не было бы счастья, да несчастье помогло»?

Как всякое событие, неудача обязательно включает в себя несколько составляющих. Отрицательные воспринимаются быстро и однозначно - все, дело плохо! Можно поддаться влиянию неудачи, опустить руки и значительно ухудшить свое положение.

Так не годится. Дело руководителя заключается в прямо противоположном. Нужно понять ситуацию, блокировать действие отрицательных последствий неудачи, найти позитивные составляющие, развить их в успех, повернуть ход событий, а то и саму судьбу, в другую сторону.

Эту ценность следует понимать так. Менеджер идет к цели не по паркету. Никто ковровой дорожки ему под ноги не постелил. На реальном пути обязательно будут неудачи. Надо быть готовым к столкновению с неудачами и к преодолению их. Преодолел неудачи - продолжил путь, пришел к цели. Есть повод оглянуться, подвести итоги. Путь был трудный, но я справился! Проявил знания, умения, мастерство. Теперь мой управленческий потенциал возрос, обогатился опыт. Я теперь более квалифицированный и ценный руководитель, в сравнении с тем, каким был в начале пути, когда делал первые шаги к цели. Разве это не повод для радости - радости преодоления неудач! Так же радуется альпинист, покоривший неприступную ранее высоту, преодолев весь путь трудного восхождения на вершину. Целый мир под ногами, и он готов подняться еще выше.

Человек и человечество развивались, преодолевая неудачи.

Большая цель

Следует так понимать эту ценность. Хотите стать великим менеджером, успешно делать свое дело, сохранить и передать его людям - поставьте перед собой цель, которую вы сами в пределах своей жизни не реализуете. Лишь только те, кто пойдет следом по вашему пути и продолжит ваше дело, могут достигнуть этой цели.

Большая цель - это дело всей жизни, дело на всю жизнь. Дело благородное, значительное, полезное людям, народу, стране, человечеству. Все остается людям.

Большая цель выходит за пределы жизни. В этом нет никакого преувеличения. Организации имеют потенциал существовать вечно или, по крайней мере, до тех пор, пока люди, другие организации, государство и общество в целом будут иметь потребности, удовлетворением которых они занимаются. А большинство жизненно важных потребностей являются вечными.

Стать директором школы или министром образования - цель вполне конкретная и достижимая. Дать учащимся школы, всей страны лучшее образование - это большая цель, сейчас и навсегда.

Директора школ приходят и уходят, а школы должны оставаться и заниматься образованием и воспитанием достойных граждан. Связь времен и дел не должна прерываться. Потому человек большой цели не временщик, не «калиф на час». Позиция, выражаемая лозунгом: «После нас - хоть потоп!», для него неприемлема. Служение большой цели наполняет его жизнь смыслом до последнего дня. Его долг - передать свою школу, свое дело в будущее - сродни родительскому долгу - подготовить ребенка самостоятельно жить в мире людей.

Большая цель предъявляет руководителю особые требования, главные из которых: патриотизм, профессионализм, порядочность. Людям с иными качествами она недоступна.

Только люди большой цели становятся основоположниками новых дел, великими менеджерами, классиками управления. Их имена навечно остаются в истории и в благодарной памяти потомков.

***

Каждая из ценностей менеджмента имеет свое самостоятельное значение.

Для человека, который выбрал большую цель, все ценности менеджмента приобретают единое целостное значение.

Действительно: я, менеджер, стою в начале пути к большой цели, а сама цель далеко, за горизонтом жизни. Предстоит долгий и трудный путь. Будут меняться время, ситуации, этапы и масштабы дела. Достаточно ли мне знаний, которыми я обладаю сейчас, на старте, на весь долгий путь? Конечно, нет!

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]
Дмитрий Семенович Львов, Валерий Григорьевич Гребенников, Баграт Айкович Ерзнкян
Экономическая наука современной России. 2000.  № 3-4. С. 5-21. 
[Статья]
Вера Николаевна Минина
[Учебная программа]