Эксоцман
на главную поиск contacts

Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость

Опубликовано на портале: 01-10-2004
Директор школы. 2004.  № 6. С. 68-70. 
Тематический раздел:
Статья посвящена вопросам создания в классе соответствующей развивающей среды, которая способна обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, превратить его в чрезвычайно активного и заинтересованного участника процесса обучения, а само обучение сделать максимально эффективным.

Обучение, ориентированное на личность ребенка, должно учитывать его базовые потребности. Только создание в классе соответствующей развивающей среды способно обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, превратить его в чрезвычайно активного и заинтересованного участника процесса обучения, а само обучение сделать максимально эффективным.

Приходя в помещение класса, первоклассник стремится понять, что ждет его здесь, как будет строиться его школьная жизнь. Стройный порядок одинаковых стульев и парт, обращенных к доске, сообщает ему о необходимости быть таким же, как все, соблюдать дисциплину, не разговаривать с другими детьми и внимательно слушать учителя. Висящие на стенах мудреные учебные пособия, стенды и планшеты, оформленные заботливыми руками учителя, наконец, закрытые дверцами полки и стеллажи с дидактическими пособиями и материалами - все это дает ребенку основание ощущать себя гостем в «царстве» учителя. Однако маленький ребенок приходит в класс не только за тем, чтобы учиться и слушаться, усваивать новые знания и умения. Он хочет жить в этом классе живой и серьезной жизнью - делиться с другими своими мыслями и переживаниями, совершать удивительные открытия и активно влиять на то, что и как он изучает. Первоклассник испытывает естественную потребность в безопасности и комфорте, в уважении к его индивидуальным особенностям и интересам, в общественном признании его успехов и достижений. В личностно ориентированном образовании учитель стремится создать в классе такую развивающую среду, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта. В такой среде ребенок чувствует эмоциональный комфорт от осознания собственной ценности через доброжелательное принятие другими (и в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям. Специальная организация личностно ориентированной развивающей среды побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы (а не только послушно следовать указаниям учителя). Это ведет к развитию у детей способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, а, следовательно, идти по пути творческого саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и детей в классе учит ребенка уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки.

Это место для меня

Структурная организация помещения класса, используемые в работе с детьми материалы и оборудование являются не просто случайным набором различных предметов, но хорошо спланированным и продуманным средством достижения определенных образовательных целей. Учитель стремится к тому, чтобы каждый ребенок, сохранив свою индивидуальную самобытность, стал инициативным, творческим и самостоятельным деятелем, способным строить с другими людьми отношения сотрудничества и учиться на протяжении всей своей жизни. Достижение этой цели станет возможным в том случае, если планировка и оборудование помещения учебного класса соответствуют трем важнейшим принципам: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды.

Маленький ребенок способен раскрыться как личность, в полной мере проявить свою творческую инициативу и самостоятельность, глубоко и с интересом усваивать новые знания только в таком классе, где он понимает - «это место для МЕНЯ». Здесь ребенок чувствует себя в безопасности, ему удобно и приятно работать, он ясно понимает и разделяет те требования, которые к нему предъявляются. Здесь ценят его таким, какой он есть, и отмечают его успехи и достижения. Иными словами, это класс, в котором созданы условия, удовлетворяющие базовой потребности каждого человека в безопасности и эмоциональном комфорте. Каковы же эти условия?

Дети хорошо себя чувствуют в помещении, где соблюдаются необходимые условия освещения и вентиляции, где столы и стулья, а также полки и шкафы с материалами для детей соответствуют их росту. Хорошо, если в классе есть большая емкость (например, пятилитровая пластиковая бутылка) с кипяченой водой для питья, а также раковина и мыло, чтобы можно было помыть руки перед едой.

Известно стремление многих детей приносить с собой в школу личные вещи, поэтому в классе важно предусмотреть для каждого ребенка отдельную полочку или ящик, где могли бы храниться его полотенце, стаканчик для питьевой воды, рулон туалетной бумаги, расческа. Помимо того, здесь ребенок может хранить и другие свои вещи: ручки, карандаши, семейные фотографии, небольшую игрушку и т.п., то есть все, что представляет для него в школе личную ценность. Тем самым мы не только отвечаем потребности каждого ребенка в «личном пространстве», но и стимулируем детей соблюдать правила личной гигиены. В силу особенностей возраста большинство младших школьников с удовольствием предаются игре, поэтому целесообразно отвести в помещении класса небольшое пространство и застелить его паласом. Здесь же можно оборудовать небольшой стеллаж или просто поставить картонную коробку с различными играми и любимыми игрушками. Дети с радостью сами принесут их из дома. Такой игровой уголок хорошо помогает детям отдохнуть и расслабиться на перемене. Как правило, он отвлекает определенную часть детей от того, чтобы просто бегать «сломя голову» по коридору. В то же время стоит заметить, что потребность в активном движении также свойственна младшим школьникам и не стоит принуждать детей проводить перемену именно в игровом уголке.

Дети чувствуют себя в классе уверенно и спокойно, если хорошо знают, где находятся и как используются те или иные пособия и материалы. Для хранения таких материалов в классе полезно использовать открытые полки и шкафы, чтобы дети без труда и не тратя времени даром могли отыскать нужные им для работы вещи. Многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию. Для этого следует сгруппировать предметы по темам или назначению и хранить их на полках в определенном порядке. Например, можно использовать коробки из-под обуви, пустые кофейные банки, пакеты от молока для хранения карандашей, ручек, кисточек, красок, ножниц. Справочники и энциклопедии, а также книги и другие издания по какой-либо теме размещаются на одной полке или стеллаже. Все эти места хранения материалов и пособий должны иметь соответствующую маркировку. Например, на полке со справочной литературой можно укрепить полоску бумаги с надписью «Справочники», а на банке с цветными карандашами - «Карандаши». Все это приучает детей к порядку и, помимо того, стимулирует их к овладению навыками чтения и классификации.

Конечно, по мере реализации учебной программы часть пособий и материалов может меняться, а значит, будут меняться места их расположения и маркировка. Важно, чтобы дети всегда были в курсе таких изменений. Это позволит им чувствовать себя уверенно в динамичной среде.

Кодекс класса и «цепочки достижений»

Ощущение безопасности и уверенности укрепляется в ребенке и от того, что он ясно понимает, «как надо» и «как не надо» вести себя в классе, осознает и разделяет принятые нормы и правила. Учителю и детям стоит вместе определить, какие ценности все они разделяют и каких правил будут придерживаться в своей школьной жизни.

Уже в первом классе в самом начале учебного года вы можете вместе обсудить и принять «Кодекс класса» - свод основных целей и ценностей, которым будете следовать в течение всего периода обучения. На одном из классных собраний попросите детей рассказать о тех ситуациях в школе, которые их расстроили и которые их обрадовали; с помощью наводящих вопросов выясните, почему дети чувствовали себя так в этих ситуациях, какие причины их вызвали, что можно было бы сделать, чтобы избежать негативных эмоций; обсудите с детьми те важнейшие ценности, соблюдение которых позволит им учиться в классе с удовольствием и интересом. Для этого можно использовать заготовленный заранее большой лист бумаги с основными пунктами Кодекса. Этот лист, например, может выглядеть так:

КОДЕКС 1-го «Б» КЛАССА
Для нас очень важно:
1. Хорошо учиться.
2. Проявлять уважение к старшим.
3. Уважать интересы и мнение каждого из нас.
4. Иметь право свободного выбора задания и партнеров по его выполнению.
5. Выражать свое отношение к тому, что и как мы изучаем.
6. Радоваться успехам друг друга.
7. Помогать друг другу в трудностях и неудачах.
8. Договариваться и уступать друг другу в случае ссор и конфликтов.
9. Соблюдать установленные правила поведения.
10. Бережно относиться к вещам, содержать помещение класса в чистоте и порядке.

После того как все дети обсудят и поймут эти ценности, повесьте на стену плакат с их перечислением. С этого момента они становятся общим стандартом, с которым сверяется поведение каждого ребенка. Если кто-либо из детей нарушает принятые стандарты, учитель может спросить: «Какой из пунктов Кодекса ты нарушил?» и «Как ты мог бы исправить свое поведение?» Такой подход перекладывает на ребенка ответственность за исправление ситуации и помогает ему понять, что изменение своего поведения позволит ему реабилитироваться в глазах товарищей (а не только учителя).

Первоклассники приходят в школу со своими привычками и представлениями, которые часто существенно отличаются от тех норм и правил, что приняты в школе. Например, в школе нужно стоя приветствовать вошедшего учителя, поднимать руку, если хочешь что-то спросить или сказать, и дожидаться, пока тебя спросят. Школьная жизнь полна и других специфически правил и норм. Маленькому ребенку трудно сразу усвоить их все, поэтому важно постепенно вводить эти правила в жизнь детей, вместе с ними их обсуждать и работать над их соблюдением. На стене в помещении класса следует вывесить плакат с тем правилом, над которым в данный момент ведется работа. В отличие от Кодекса класса, правила будут меняться по мере того, как дети станут им следовать.

Приятно находиться в классе, где регулярно поддерживается чистота и порядок. Еще лучше, если дети делают это самостоятельно и с удовольствием, если они научились принимать на себя определенную долю ответственности за то, как выглядит ИХ класс. Учитель должен помочь им научиться этим важным вещам. Для этого можно обсудить и составить вместе с детьми «График дежурств по классу». Этот график представляет собой набор необходимых обязанностей. Напротив каждой из них можно натянуть кусок лески или проволоки и положить рядом деревянные бельевые прищепки с именами детей. Утром каждый ребенок самостоятельно выбирает себе ту обязанность, которую он собирается исполнять в течение дня. Кроме того, целесообразно оснастить график кармашками или листом чистой бумаги, где дети могли бы сами оценить качество своей работы. При этом важно убедиться, что школьники ясно понимают круг своих обязанностей и критерии оценки их выполнения.

Каждый ребенок стремится к признанию собственной личности, и роль учителя - помочь ему осознать, что он РАВНОЦЕНЕН и НЕПОВТОРИМ. Очень важно добиться того, чтобы дети были индивидуально представлены в классе, чтобы они могли поведать другим о своих интересах, достижениях, идеях и замыслах, о своей семье и друзьях. Средства для этого могут быть самые разные. Все зависит от фантазии и возможностей. Можно попросить детей нарисовать на бумажных тарелочках свой автопортрет, подписать свое имя и дату рождения. Расположив эти работы на стене в хронологическом порядке дат дней рождения, вы получите хорошую деталь в оформлении класса, признательность детей и, кроме того, возможность заранее знать о приближении дня рождения каждого из учеников.

Весьма полезную роль в знакомстве друг с другом играет составление детьми книг о себе. В этой книге ребенок может поместить свои рисунки и фотографии, описать свои интересы и увлечения, поделиться своими фантазиями и мечтами. На первых порах можно предложить детям готовую форму, которую каждый из них заполняет самостоятельно или вместе с родителями. Например, эта форма может выглядеть так.

КНИГА ОБО МНЕ
КТО Я (посмотри в зеркало и нарисуй свой автопортрет). Здесь мне___ лет. Этот портрет нарисован
.
КТО Я?
Меня зовут.
Число, месяц и год моего рождения .
Место рождения.
Время моего рождения.
Мой рост при рождении.
На этой фотографии мне__ года (подбери и наклей свою фотографию).
Мои глаза ___________ цвета.
Мои волосы _________ цвета (можно поместить прядь своих волос).
Сейчас мне лет.
Мой рост см.
Мой вес кг.
Ширина моей ладони см.
Мой большой палец ___см в длину (можно также сделать отпечаток своей ладони на отдельном листе и прикрепить к книге).
Я МОГУ (отметьте галочкой):
Кататься на велосипеде.
Проплыть ___ метров.
Подпрыгнуть __ раз.
Перекувырнуться.
Кататься на роликах.
Играть на компьютере.
Кататься на скейте.
Я учусь играть на.
Я еще умею.
КАКОЙ Я?
После школы я обычно люблю __.
В выходные я больше всего люблю.
Что меня огорчает ?
Что меня радует ?
Хорошие качества моего характера:
1.
2.
3.
Мое главное достоинство.
Я расписываюсь так: .
ЧТО Я ЛЮБЛЮ И ЧТО НЕ ЛЮБЛЮ
Мой любимый цвет .
Мой нелюбимый цвет .
Моя любимая книга или писатель .
Книга, которая мне совсем не понравилась .
Моя любимая еда .
А эту еду я ненавижу.
Мое любимое время года .
На следующий день рождения я мечтаю получить в подарок.
Что я люблю делать больше всего на свете.
Что я ненавижу делать больше всего на свете .

Вы можете возвращаться к работе над книгами вновь и вновь, добавляя все новые разделы. Лучше хранить эти книги в классе, чтобы дети, читая их, могли лучше узнать друг друга, а заодно и попрактиковаться в чтении. Время от времени составляйте подборки из сведений, содержащихся в книгах, по тем или иным разделам, например, «Что мы любим» или «Что мы не любим», «О чем мы мечтаем» и т.п. Индивидуальные ответы детей можно перенести на большой лист бумаги и вывесить в классе. Эту работу могут по желанию выполнять и сами дети.

Каждый ребенок желает быть успешным, стремится испытать радость открытия и удовлетворения от своих собственных (пусть даже маленьких) побед и достижений. Каждому ребенку хочется, чтобы его успехи были признаны окружающими, стали предметом внимания не только его самого, но и учителя, родителей, других детей. Это формирует в ребенке чувство самоуважения, уверенности в собственных силах и возможностях, а значит, стимулирует его браться за новые и все более сложные задачи, смелее идти по пути своего развития.

Для демонстрации достижений детей можно организовать в классе специальное место, где будут регулярно выставляться творческие работы учащихся (рисунки, поделки, сочинения и доклады, придуманные и записанные детьми сказки, стихи, рассказы и т.п.). Это могут быть полки, стеллажи или просто натянутая вдоль стены леска, на которой бельевыми прищепками крепятся детские работы. Важно, чтобы дети могли сами выставлять здесь свои работы. Каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно решить, какая из его работ достойна занять место на выставке. Помимо индивидуальных работ на выставке могут быть представлены и коллективные проекты - рисунки, коллажи, поделки и т.п., выполненные группой детей. Все это придает помещению класса неповторимый и специфически детский колорит, демонстрирует самим детям, учителю и приходящим в класс родителям насущные интересы и возможности учащихся. Кроме того, для учителя это еще и прекрасная возможность поговорить с детьми, обсудить их работы, лучше узнать мысли и переживания каждого ребенка.

Общеизвестно, каким непререкаемым авторитетом пользуется у младших школьников их первый учитель. Каждому ребенку, без сомнения, хочется, чтобы он заметил и отметил его усилия, его успехи и достижения. Хорошую возможность для того, чтобы фиксировать индивидуальный прогресс детей в классе, дают так называемые цепочки достижений. Если вы заметили, что ребенок сегодня сделал нечто такое, что у него раньше не получалось, запишите это на узкой полоске бумаги, скрепив ее концы, и так вы получите первое «звено» в цепочке достижений этого ребенка. Со временем такие «цепочки» появятся у каждого ребенка в классе и будут постепенно нарастать все новыми «звеньями». Индивидуальные «цепочки достижений» должны быть на виду. Их, например, можно прикрепить к бумажным тарелочкам с автопортретами учащихся класса (см. об этом выше). На них могут быть представлены любые (а не только учебные) достижения детей, которые учитель считает важными. Например, «умеет складывать и вычитать числа первого десятка», «научилась поднимать руку и ждать, когда ее спросят», «хорошо выполняет обязанности дежурного по классу», «поделился своими карандашами с соседом по парте» и т.п.

Всем родителям приятно узнать об успехах своего ребенка, поэтому учитель может кратко сообщать им о новых достижениях их чада, делая соответствующие записи в дневнике или посылая с ребенком записки. Такая работа (особенно на первых порах) позволяет быстро и эффективно создать климат доверия и признательности между семьями и педагогом.

В ситуации свободного выбора

Каждый ребенок уникален и неповторим. Хотим мы того или нет, но каждый ребенок постигает окружающий мир, учится и воспитывается, исходя из своих собственных, индивидуальных интересов и возможностей. Какой же должна быть развивающая среда в классе, чтобы она позволяла каждому ученику действовать на основе его интересов и возможностей и тем самым способствовала раскрытию и развитию детской индивидуальности?

Развивающая среда в классе должна быть, во-первых, вариативной, то есть предоставляющей детям многообразие возможностей для их свободного выбора. Это многообразие, например, может выражаться в использовании различных форм работы детей на уроке (фронтальная, подгрупповая, парная, индивидуальная), в предоставлении детям на выбор различных по содержанию и степени сложности вариантов заданий, в широком ассортименте учебных средств, пособий и материалов, которыми дети могут свободно пользоваться в процессе работы и т.д. Все это обширное и многоступенчатое поле выбора предоставляет каждому ребенку достаточную степень свободы для движения по своей индивидуальной траектории. Во-вторых, развивающая среда в классе должна быть изменчивой. Учащиеся не просто пребывают в классе, они быстро растут и изменяются, у них появляются иные интересы, развиваются новые возможности. Подобно тому, как маленький ребенок постепенно вырастает из своих детских штанишек, ученики в классе неизбежно «перерастают» окружающую их среду. Для того чтобы оставаться действительно «развивающей», эта среда должна динамично и неуклонно изменяться вслед за изменением интересов и возможностей детей. Так, например, в классе могут постепенно обновляться используемые детьми на уроках средства, пособия и материалы, изменяться по степени сложности и разнообразия варианты учебных заданий, использоваться новые формы работы и вводиться новые условия выбора.

В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности ребенка. Наблюдая за выбором детей (что выбирает ребенок и почему), устанавливая различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один ребенок постоянно избегает совместных форм работы со своими одноклассниками, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой ребенок, решая задачу, часто пользуется угольником, линейкой, карандашами - он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения задач. А кто-то предпочитает решать задачи на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие правила, листая различные справочники и словари.

Выбирая то или другое, пробуя свои силы в различных условиях, ребенок постигает себя, активно развивается, его действия становятся все более произвольными, а поведение - ответственным. Изменяя определенным образом поле и условия выбора, учитель опосредованно способствует индивидуальному развитию детей, а также эффективному достижению учебных и стратегических целей личностно ориентированного образования. Так, осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества.

Вариативность и изменчивость пронизывают весь учебный процесс в личностно ориентированной системе образования и проявляются, например, в разнообразии форм работы детей на уроке, в широком ассортименте различных учебных заданий, средств и материалов в классе и т.д. Все это предполагает особую организацию развивающей среды в помещении класса.

Различные формы работы детей на уроке (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и т.д.) требуют того или иного типа размещения парт. Например, при проведении фронтального урока парты, как правило, размещаются по отдельности и располагаются стройными рядами. Подгрупповая работа, напротив, предполагает объединение нескольких парт в одно «рабочее поле», в одну подгруппу, пространственно отделенную от других подгрупп в классе. Таким образом, учитель, стремящийся регулярно использовать в учебном процессе различные формы работы детей на уроке, вынужден либо постоянно изменять конфигурацию парт (что требует дополнительного времени и значительных физических усилий), либо так спланировать их размещение, чтобы оно позволяло ему без лишних усилий переходить от одной формы работы к другой. В последнем случае класс, например, может выглядеть следующим образом: большинство парт сдвинуты вместе и образуют рабочие столы (учебные площадки) для работы детей в подгруппах. Оптимальная численность детей в каждой подгруппе составляет 5-7 человек, а следовательно, каждая учебная площадка оснащена соответствующим количеством стульев. Учебные площадки располагаются таким образом, чтобы все дети со своих мест могли без особого труда видеть доску. Расстояние между ними должно быть достаточным для того, чтобы дети могли свободно вставать и выходить из-за стола, выполнять свое задание, не мешая при этом работе других подгрупп. Помимо учебных площадок в классе установлены 3-4 отдельные парты для индивидуальной работы учащихся. Количество, размеры и расположение учебных площадок и мест для индивидуальной работы может существенно изменяться в зависимости от профессиональных задач учителя и изменения интересов и возможностей самих детей.

Способы учебной работы

Используя различные формы работы детей, учитель на личностно ориентированном уроке нуждается в вариативном дидактическом материале, в некотором ассортименте разнообразных по содержанию и степени сложности учебных заданий. Такое разнообразие стимулирует каждого ребенка самостоятельно и осознанно выбрать себе работу, чтобы затем приступить к ее выполнению в составе пары, подгруппы или индивидуально. Подбирая к уроку различные варианты учебных заданий, учителю следует иметь в виду следующие важные обстоятельства:
• используемый вариативный материал должен соответствовать учебной программе, целям и задачам, которые учитель ставит на данном уроке;
• количество и объем заданий определяются формами работы детей на уроке (Например, для работы в подгруппах обычно используются немногочисленные, но более сложные, проблемные задания, иногда связанные с изготовлением какого-либо изделия, ориентированные на совместную работу детей и рассчитанные на более длительное время. Для работы в napаx можно подобрать большее количество, но менее комплексных, рассчитанных на быстрое выполнение заданий.);
• предлагаемые на выбор варианты заданий должны быть различными, но по возможности равнопривлекательными для детей. Это стимулирует их к размышлениям и в то же время позволяет учителю избежать проблем с формированием слишком неравномерных по численности подгрупп;
• при использовании вариантов заданий повышенной сложности полезно помечать эти задания соответствующим значком, символом или цветом, чтобы детям было легче ориентироваться при принятии решений.

Используемый на уроках вариативный материал постоянно изменяется по мере прохождения учебной программы, использования учителем различных форм и методов обучения, а также в соответствии с изменением интересов и растущих возможностей учащихся.

В личностно ориентированной системе образования мы стремимся научить детей самостоятельно приобретать новые и творчески использовать уже имеющиеся знания и опыт. Каждому ребенку в жизни неизбежно предстоит решать множество новых, неизвестных для него задач и проблем, обретать необходимые умения и навыки - иными словами, учиться в течение всей своей жизни. Какие источники информации использовать? Как найти в них нужные сведения? Какие средства, материалы и как задействовать, чтобы добиться поставленной цели? Вот лишь немногие из вопросов, которые обязательно и не один раз встанут на жизненном пути каждого нашего ученика. Насыщая помещение класса широким ассортиментом самых разных средств и материалов, помогая детям самим выбирать и использовать их для решения учебных задач, мы тем самым развиваем в учащихся чрезвычайно важные навыки самостоятельного, творческого поиска, в ходе которого каждый ребенок может открыть в себе свои собственные, индивидуальные «способы учебной работы» (И.С. Якиманская) и научиться эффективно применять их при решении различных задач.

Именно поэтому развивающая среда личностно ориентированного класса отличается разнообразием учебных средств и вспомогательных материалов. Учебные средства - это набор инструментов и орудий, которыми дети могут пользоваться при выполнении любых учебных заданий: цветные и простые карандаши, линейки, угольники, транспортиры, циркули, лекала, краски, кисти, цветные мелки, фломастеры, клеевые карандаши, ножницы, листы белой и цветной бумаги, листы в клетку/линейку и т.п. Вспомогательные материалы включают в себя всевозможные дополнительные источники информации и пособия по различным учебным предметам, темам, вопросам (помимо положенных по программе учебников, рабочих тетрадей и т.п.). Для удобства использования вспомогательные материалы могут быть сгруппированы по учебным предметам, например:
• математика - счетные палочки, счеты, математическое лото, различные дидактические материалы по обучению счету, сборники математических правил и формул, таблица умножения, книги по занимательной математике, сборники математических задач и головоломок и т.п.
• грамотность - различные дидактические материалы по обучению письму, орфографические и толковые словари, сборники правил правописания, прописи, алфавит, наборная азбука или разрезная касса букв и слогов, различные книги, журналы, краткие тексты и т.п.
• природоведение - энциклопедии, книги, вырезки из иллюстрированных газет и журналов, карты и атласы, глобус, магниты, увеличительные стекла, компас, микроскоп, образцы камней и минералов, ракушки, гербарии насекомых и растений и т.п.

Все многообразие учебных средств и вспомогательных материалов размещается в классе таким образом, чтобы обеспечить детям возможность для их максимально легкого и свободного использования. Для этого целесообразно поместить все средства и материалы на невысоких и открытых полках или стеллажах, отвести для каждой группы предметов особое место или специальную емкость, снабдив их соответствующими этикетками. Сами полки или стеллажи желательно расставить так, чтобы подходящие к ним дети не мешали работе других одноклассников - то есть были достаточно удалены от соседних парт, находились на широком проходе.

В течение учебного года учитель обновляет учебные средства и вспомогательные материалы в зависимости от прохождения учебной программы, реального спроса детей на те или иные средства и материалы и их естественного износа и ветшания. Так, например, по мере того, как дети научатся пользоваться энциклопедией, циркулем, транспортиром или микроскопом, учитель может выставить их для самостоятельного использования детьми. Подборки книг, сборников, вырезок из газет или журналов он может менять в соответствии с изучаемой темой. Если какие-то материалы вовсе не пользуются спросом детей, их лучше убрать или заменить наиболее популярными. Это позволит избежать лишних конфликтов между детьми. Вероятно, без помощи родителей учителю не обойтись, поэтому будьте в контакте с ними, регулярно обсуждайте и убеждайте пап и мам в необходимости тех или иных средств и материалов для успешного развития их детей.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Валерий Данилович Лобашев, Александр Михайлович Федоров
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 2-5. 
[Статья]
Анна Владимировна Лебедева
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 30-32. 
[Статья]
Валерий Данилович Лобашев, Александр Михайлович Воронов, Ольга Евгеньевна Теселкина
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 9. С. 41-46. 
[Статья]
Тимо Ялонен
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 68-73. 
[Статья]
Ирина Николаевна Костина
Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 76-81. 
[Статья]
Регина Ахнафовна Яфизова
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 4. С. 32-33. 
[Статья]
Эльмира Тимергазиевна Нигаматова
Директор школы. 2010.  № 1 (144). С. 65-70. 
[Статья]