Эксоцман
на главную поиск contacts

Система координат, или Возможная схема разработки программы развития школы

Опубликовано на портале: 01-10-2004
Директор школы. 2001.  № 9. С. 3-14. 
Тематический раздел:
Авторы излагают общую схему разработки программы развития школы, своего рода систему координат для тех, кто желает участвовать в обновлении нашего образования.

Весной 2001 года большая группа специалистов, включавшая психологов и педагогов, практиков и теоретиков, управленцев и учителей, разработала рекомендации по обновлению образовательного процесса для школ, участвующих в эксперименте по новой структуре и содержанию школьного образования. Этот документ получил высокую оценку внешних экспертов и уже передан в регионы для использования в экспериментальных школах. Он полностью опубликован в дополнительном выпуске «Библиотеки журнала «Директор школы».

Многие школьные руководители, участвовавшие в деятельности группы, отметили нетривиальную постановку задач и большую практическую значимость этой работы для любой школы, стремящейся найти свое место в деле модернизации российского образования. По нашей просьбе авторы рекомендаций изложили общую схему разработки программы развития школы, своего рода систему координат для тех, кто желает участвовать в обновлении нашего образования. Предлагаем ее вашему вниманию.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы (в сфере планируемых образовательных результатов), в развитии организационно-экономической области механизмов системы общего образования. Но модернизация не сводится только к введению новых экономических механизмов и к обновлению содержания образования, выраженного в учебниках и стандартах. Эта стратегия модернизации также задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Указанные структурные изменения - не самоцель. Достижение новых целей образования принципиально невозможно путем механического изменения сроков обучения или переделки и переписывания учебников. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Основные проблемы в организации образовательного процесса на ступенях образования

Существенные проблемы нынешней массовой начальной школы:
• показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны (от шести к десяти годам они существенно снижаются);
• присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развиваются, а разрушаются на протяжении начальной ступени образования;
• сложившаяся система начального образования снижает здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников, гасит детскую инициативность;
• нивелируется индивидуальность детей;
• на уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, «безличный» подход к учащимся;
• сохраняется чисто формальная, «зуновская» ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;
• у родителей и педагогов отсутствуют условия сознательного выбора образовательной системы для ребенка;
• нарастает раздробленность учебных предметов, разрушающая целостность детского опыта;
• усиливается тенденция к селекции детей (по успешности, способностям и прочим не зависящим от детей обстоятельствам их дошкольного детства).

Подобная ситуация нуждается в выработке и реализации качественно нового, личностно и развивающе ориентированного, целостного видения начального образования. Для этого необходимо в качестве базовых целей начального образования принять следующие:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
• формирование у младших школьников желания и умения учиться;
• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
• создание условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста.

Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка. Откровенная заинтересованность ребенка, любознательность и инициативность - вот очевидные показатели того, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания и умения.

Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих целостный уклад школы как эффективный комплекс условий развивающего образования:
• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
• развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
• предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка - организованная в зависимости от возрастной специфики его развития;
• возможность для всех субъектов образования (педагогов, детей и их родителей) выбора образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности;
• интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных возможностей, средств и технологий;
• интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии; различные виды развивающей деятельности);
• создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, что является потребностью развития данного возраста.

Основная школа - наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно в основной школе наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение учебной мотивации учащихся. Сегодняшняя практика сформировала господствующую точку зрения на подростковый возраст как на трудный и непродуктивный для решения образовательных задач.

Существенные проблемы нынешней массовой основной школы:
• несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам подростков, их растущему стремлению к самопознанию и к самореализации;
• многопредметность и перегруженность содержания образования учебным материалом (его чрезмерная онаученность, малодоступность и проч.);
• низкая функциональность сложившегося образования (основная школа не дает того, что современная жизнь требует от каждого человека);
• слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
• недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;
• отсутствие для ребенка значительного личностного смысла в образовании;
• отсутствие связи между школой и многообразными возможностями образования и развития личности во внешкольной среде;
• доминирование вербально-репродуктивной формы обучения.

Возможным выходом из этой ситуации является постановка школой адекватных образовательных задач - задач развития, что предполагает создание условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста, современных ключевых компетенций. Школа должна отвечать интересам и потребностям подростка, предлагая ему культурные формы их реализации. Основой этих интересов и потребностей является ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Встает задача построения целостного уклада основной школы как эффективного комплекса условий развивающего образования.

При этом становится возможным достижение следующих результатов:
• формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть, в том числе, осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
• формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
• формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетент-ностей), в том числе специфических для предметных областей;
• формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;
• включение в образовательный процесс современных информационных возможностей;
• включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии - различные виды развивающей деятельности);
• создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, что является актуальной потребностью развития данного возраста;
• создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели старшей ступени школьного образования нуждаются в существенных изменениях структуры, что предполагает решение следующих проблем:
• определение видов старшей школы и видов образовательных программ, реализуемых ими;
• определение сущностных и технологических организационных отличий образовательного процесса старшей школы в отличие от основной и профессиональной школ;
• коррекция построения образовательного процесса в старшей школе в связи с возможными изменениями сроков обучения, изменением возраста учащихся.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимальной мере с возможностью учета юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Основная идея состоит в том, что должен существенно измениться опыт и культурный капитал, получаемый юношами и девушками. Он включает в себя выбор, овладение техниками организации деятельности, планирования и проектирования, взаимодействия и т.п. Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института единых экзаменов. Также крайне существенна связь планируемой профильности старшей школы с общей установкой на перспективу введения государственных стандартов профильного общего образования.

Любая форма профилизации обучения будет требовать сокращения инвариантного компонента и определения моделей построения профильного компонента. Необходимо нахождение баланса между различными компонентами, чтобы обеспечить сдачу каждым учащимся единых общих экзаменов и единых профильных экзаменов (вариант: единых экзаменов на общеобразовательном и - по выбору - на профильном уровнях).

Поскольку единый экзамен и профильный образовательный стандарт пока находятся в процессе разработки, то все работы по данному техническому заданию будут носить проектный характер, то есть показывающий для различных адресатов образовательной практики (управленцев, администраций школ и учителей) различные возможные средства и пути построения старшей профильной школы.

Возможные задачи программы развития школы

Программа развития школы может стать программой системной модернизации начальной, основной и старшей школы.

Системная модернизация начальной школы, отвечающая указанным выше целям, должна предусматривать решение следующих задач:
• постепенность перехода ребенка от игровой деятельности к учению, построение длительного перехода от дошкольной к школьной жизни;
• обеспечение совершенствования детей во всех дошкольных достижениях (на протяжении всего начального образования), при этом особо помогая тем, чье дошкольное развитие происходило в неблагоприятных условиях;
• поиск сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и самостоятельной формами выполнения заданий учителя;
• существенное расширение форм работы, включающих творческую и поисковую активность детей во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учении;
• использование форм организации школьной жизни, обеспечивающих ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и проч.;
• существенное расширение видов совместной работы учащихся, обеспечивающих получение детьми коммуникативного опыта прежде всего в русле совместной предметной деятельности;
• создание режима особого благоприятствования для детей, опережающих сверстников по уровню общего развития или развития специальных способностей;
• ориентация оценки не на абсолютные, фиксированные, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
• использование безотметочной системы обучения на протяжении всей начальной школы, обучение детей самооцениванию; возможность выбора школами систем оценивания;
• особый, не подчиненный основной школе, ритм занятий (в частности - гибкость в определении продолжительности урока);
• оценка труда педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития учеников;
• обязательная характеристика класса как совместно живущей и работающей общности на переходе из начальной в основную школу и создание длительного адаптационного периода перехода из начальной в среднюю школу;
• отказ от узко понимаемых учебных предметов, переход к предметной интеграции.

Системная модернизация основной школы, отвечающая указанным выше целям, предусматривает решение следующих задач:
• повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся, что предполагает:
• рост удельного веса проектных видов деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах;
• рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; с реальным социальным опытом;
• введение социальной практики;
• укрепление взаимосвязи школы с многообразными возможностями образования и развития личности вне школы;
• дифференциация учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории, сфера самостоятельной работы и др.;
• существенный пересмотр программ и учебных планов (в сторону разгрузки инвариантного компонента);
• создание условий для введения в учебный план курсов и учебных модулей по выбору для повышения практической, навыкообразующей направленности содержания, в том числе за счет частичного отказа от принципа научной полноты, для повышения удельного веса различных творческих задач и проблем при сохранении глубины теоретических оснований;
• модульная организация учебного материала и учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования;
• возможность построения индивидуализированной образовательной траектории, изучения ряда предметов по программам следующих классов; ликвидация второгодничества;
• изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные методы обучения);
• организация предпрофильного обучения на завершающей стадии основной школы;
• изменения в системах оценивания, что предполагает:
- дифференциацию оценивания по видам работы;
- усиление рефлексивной составляющей оценки, ее направленность на мотивацию и совершенствование деятельности, а не формальный контроль;
- само- и взаимооценивание, максимальную объективацию оценивания;
- открытость критериев оценки для учащихся.

Системная модернизация старшей школы как профильной, отвечающая указанным выше целям, предусматривает решение следующих задач:
• разработать структуру профильного обучения в старших классах (соотносимую со структурой единых экзаменов и профильных образовательных стандартов), включающую три компонента в содержании образования старшеклассников:
- базовый (инвариантный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне, по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым образовательным стандартам, соответственно, этим курсам отвечают требования единых общих экзаменов;
- профильный компонент: ряд профильных курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения), по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечает профильным образовательным стандартам: соответственно, этим курсам отвечают требования единых профильных экзаменов;
- элективный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы могут выходить за рамки профильных и базовых стандартов;
• разработать систему предложений по построению образовательного процесса в старшей профильной школе (направленных на максимальную индивидуализацию обучения, усиление творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников, на развитие исследовательской деятельности, социальной практики как обязательных компонентов учебного процесса);
• разработать варианты общей организации старшей ступени школы (в зависимости от вида школы): в аспектах профилизации обучения, организации групповой работы в учебном процессе, психолого-педагогической поддержки, форм организации урочного и внеурочного времени и др. и дать рекомендации по возможным функциональным обязанностям завуча старшей профильной школы, учителя-предметника, классного руководителя (классного воспитателя) и др.;
• разработать принципы организации образовательной среды (в том числе информатизации образовательного процесса);
• разработать систему мероприятий по изменению внутришкольного оценивания в старшем звене: переход от поурочного оценивания к рубежному и объективированному контролю, защита выпускной работы и др.

Возможная система документов, которая будет разработана в школе (избыточный базовый список)

В итоговый вариант программы системной и структурной модернизации образовательного процесса ступеней школы могут войти следующие разделы:

1.Краткая аналитическая записка, включающая по каждой ступени:
• анализ состояния образовательного процесса на этой ступени в конкретной школе (как проявляются в данной школе указанные выше проблемы; есть ли специфические для данной школы проблемы; с чем они связаны);
• анализ альтернативных подходов в построении образовательного процесса на этой ступени;
• формулировку целей образования в начальной школе в виде результатов (без развернутого обоснования).

2. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой (от дошкольного к школьному образованию; из начальной школы в основную; из основной школы в старшую), включающие:
a) Начальная школа:
• предложения по организации введения первоклассников в учебный процесс;
• характеристику особенностей зачисления учащихся в начальную школу, комплектования классов (включая ссылки на нормативные документы);
• специфические особенности организации первого года образования в условиях школы (или детского сада).
б) Основная школа:
• организацию введения учащихся в учебный процесс в основной школе.
• характеристику особенностей зачисления учащихся в основную школу, комплектования классов (включая ссылки на нормативные документы).
в) Старшая школа:
• характеристику особенностей зачисления (приема) учащихся в старшую школу, комплектования классов и учебных групп в зависимости от типа построения профильного обучения в разных видах образовательных учреждений (включая ссылки на нормативные документы);
• организацию введения учащихся в учебный процесс в старшей школе.

3. Рекомендации по использованию образовательных программ, включающие:
а) Начальная школа:
• обоснование выбора определенной образовательной программы для начальной школы (традиционное обучение, система Эльконина-Давыдова, система Занкова, система Монтессори, вальдорфская педагогика «диалога культур» и т.п.);
• увеличение и усиление языковой подготовки в начальной школе; обеспечение коммуникативной направленности изучения иностранного языка в начальной школе;
• усиление интегративных подходов в построении содержания образовательных программ;
• использование информационных технологий в образовательных программах начальной школы.
б) Основная школа:
• усиление интегративных подходов в построении содержания образовательных программ;
• организацию языковой подготовки в основной школе, усиление коммуникативной ориентации в изучении иностранного языка;
• предложения по сокращению обязательного для изучения учебного материала;
• увеличение веса социально-правовых дисциплин;
• использование информационных технологий в образовательных программах основной школы.
в) Старшая школа:
• организацию особого типа профильности в данной школе, характеристика набора курсов общеобразовательного и профильного уровня;
• организацию языковой подготовки в старшей школе, усиление коммуникативной ориентации в изучении иностранного языка;
• увеличение доли веса социально-правовых дисциплин;
• интенсификацию работы с различными источниками информации (использование информационных технологий).

4. Рекомендации по организации сообразного возрасту образовательного процесса, включающие:
а) Начальная школа:
• предложения по организации школьного расписания и режима дня учащегося начальной школы;
• организацию ритма и форм занятий (в частности урока) в начальной школе;
• характеристику внутренней динамики форм и содержания обучения в рамках начальной ступени школы;
• характеристику видов учебной и внеучебной деятельности данного возрастного периода;
• организацию возможных форм индивидуализации учебного процесса (в частности, возможность выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и проч.);
• организацию предметно-пространственной среды начальной школы, стимулирующую познавательную, игровую, физическую активность ребенка;
• организацию включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии - различные виды развивающей деятельности); • организацию учебной и личностной подготовки перехода детей из начальной школы в основную.
б) Основная школа:
• характеристику внутренней динамики форм и содержания обучения в рамках основной ступени школы;
• характеристику видов учебной и внеучебной деятельности детей данного возрастного периода (ее индивидуальные и коллективные формы);
• методики организации проектной деятельности и социальных практик;
• предложения по организации школьного расписания и режиму дня учащегося основной школы;
• организацию учебного процесса, обеспечивающего каждому ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и проч.;
• организацию условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории, обеспечивающей установку на продолжение образования;
• организацию помощи и коррекции для детей и подростков, имеющих проблемы продвижения в образовательном процессе в основной школе;
• организацию условий для самоопределения ребенка на этапе его «выхода» из основной школы (связь с профессионально-техническими училищами, учреждениями средне-специального образования, старшей профильной школой);
• организацию предметно-пространственной среды в основной школе, стимулирующей познавательную, физическую и социальную активность подростка;
• организацию включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (различные виды и формы развивающей деятельности), связь с учреждениями дополнительного образования;
• формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетент-ностей), в том числе специфических для предметных областей;
• предложения по модульной и модульно-курсовой организации обучения;
• организацию в основной школе экстерната.
в) Старшая школа:
• характеристику внутренней динамики форм и содержания обучения в рамках старшей ступени школы;
• характеристику видов учебной и внеучебной деятельности детей данного возрастного периода (ее индивидуальные и коллективные формы);
• методики организации проектной и исследовательской деятельностей и социальных практик;
• предложения по организации школьного расписания для учащихся старшей школы;
• организацию учебного процесса, обеспечивающего каждому ученику возможности выбора материала, задания, способа его выполнения, темпа, объема, партнеров и проч.;
• организацию условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории (с учетом введения единого экзамена);
• организацию помощи и коррекции для старшеклассников, имеющих проблемы продвижения в образовательном процессе в старшей школе;
• организацию условий для самоопределения старшеклассника на этапе окончания старшей школы (связь с профессионально-техническими училищами, учреждениями средне-специального образования, высшими учебными заведениями);
• организацию предметно-пространственной среды в старшей школе, стимулирующей познавательную, физическую и социальную активность старшеклассника;
• организацию включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (различные виды и формы развивающей деятельности), связь с учреждениями дополнительного образования;
• формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности;
• организацию экстерната.

5. Рекомендации по текущей и итоговой аттестации на ступенях школы (начальной, основной, старшей), включающие:
а) Начальная школа:
• организацию безотметочной системы и иных гибких форм оценивания;
• предложения по организации текущего оценивания, ориентированного не на абсолютные, фиксированные, а на относительные показатели детской успешности;
• предложения по различным формам итоговой аттестации по данной ступени.
б) Основная школа:
• предложения по различным формам текущего оценивания и контроля качества в основной школе;
• организацию условий и форм, стимулирующих само- и взаимооценивание;
• создание условий для понимания учащимися критериев оценивания, их открытость;
• предложения по различным формам итоговой аттестации на данной ступени школы (в соответствии с профилизацией старшей школы и механизмом единого экзамена).
а) Старшая школа:
• предложения по различным формам текущего оценивания и контроля качества;
• организацию условий и форм, стимулирующих само- и взаимооценивание;
• создание условий для понимания учащимися критериев оценивания, их открытость;
• подготовку к итоговой аттестации (сертификация и аттестация, единый экзамен, профильный экзамен).

6. Рекомендации по общей организации образовательного процесса, включающие:
а) Начальная школа:
• организацию общения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими;
• организацию деятельности детских общественных объединений и организаций;
• предложения по организации органов самоуправления, процедур нормотворчества в начальной школе.
б) Основная школа:
• организацию общения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими;
• организацию деятельности подростковых общественных объединений;
• предложения по организации органов самоуправления, процедур нормотворчества в основной школе.
в) Старшая школа:
• организацию общения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими;
• организацию деятельности подростковых и юношеских общественных объединений;
• предложения по организации органов самоуправления, процедур нормотворчества в старшей школе.

7. Рекомендации по организации участия родителей в образовательном процессе по ступеням школы (начальная, основная, старшая).

8. Рекомендации по совершенствованию системы работы с учителями по ступеням школы, включающие:
• уточнение функциональных обязанностей завучей, психологов, учителей, социальных педагогов в начальной школе;
• рекомендации по уточнению функциональных обязанностей завучей, психологов, учителей, клас-сных руководителей, классных воспитателей, социальных педагогов в основной школе;
• предложения по уточнению функциональных обязанностей завучей, психологов, учителей, классных руководителей, классных воспитателей, социальных педагогов в старшей школе;
• организацию педагогических советов, методических объединений, консилиумов и т.д.;

9. Внутришкольные нормативные документы, регулирующие создание и функционирование ступеней школы.

***

Понятно, что указанный выше список существенно избыточен. В каждой конкретной школе после анализа ситуации можно будет выяснить, какие звенья и направления работы нуждаются в наибольшем внимании. Тем не менее нам представляется, что все списки (и проблем, и задач, и документов), приведенные в нашей статье, могут быть полезны для того, чтобы целостным взглядом окинуть все школьное устройство и определить направления его развития.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Васильевич Гаврилин
Директор школы. 1995.  № 3. С. 5-15. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1998.  № 1. С. 12-16. 
[Статья]