Эксоцман
на главную поиск contacts

Закон «Твердое и пустое»

Опубликовано на портале: 02-10-2004
Директор школы. 2001.  № 3. С. 19-25. 
Автор статья осуществляет попытку перенести положения «Трактат о военном искусстве», написанным древнекитайским полководцем Сунь-Цзы в VI веке до н.э. на современное управление организацией. Новое время и новые знания не обесценили основные положения Трактата, значение этого документа по-прежнему столь высоко и обладает безусловной общеприменимостью, что изучение его является необходимым элементом образования руководителя любого ранга. Именно Сунь-Цзы открыл основополагающий (фундаментальный) закон управления. Его применение служит ключом к практическому решению любых задач во всех сферах человеческой деятельности, является залогом успешного управления любым делом, любой организацией. Что же представляет собой этот закон?

Можно ли построить дом без фундамента? Можно. Только жить в этом доме будет неудобно и опасно. То двери заклинит, то полы перекосит, то стены треснут, то крыша съедет. Никакой ремонт не поможет. В конце концов все на голову рухнет. Единственно верный путь - начинать строительство дома с закладки надежного фундамента. Только затем можно этажи воздвигать.

Так же в управлении. Никакое дело не получится, если в основе его нет твердой опоры (фундамента). Усилия, ресурсы, время теряются, а позитивных результатов нет. Умный человек останавливается, ищет причины неудач и приходит к пониманию, что нарушено нечто принципиальное, основополагающее, потому и результаты неудовлетворительные.

Представьте себе: к цели ведет некий путь, его можно пройти, когда есть опора (каждого шага, решения, действия) - твердое. Напротив, пустое не может быть опорой на пути к цели, как не может быть опорой хлябь болотная под ногами. Так до цели не дойдешь, только завязнешь или вообще сгинешь. «Твердое и пустое» - это основополагающий (фундаментальный) закон управления. Понимать его следует так. Вы - руководитель, вы управляете, вы отвечаете за организацию, за дело и результаты. Ваши решения и действия имеют принципиальное значение. Раз так - поймите себя, поймите объект управления, поймите дело, которое делаете, поймите ситуацию, в которой действуете, поймите факторы, составляющие эту ситуацию. Разберитесь, где у вас твердое, где пустое. Проведите границу, отделите одно от другого. Пустое отбросьте. Подготовьтесь как следует. Опорой для решений и действий может быть только твердое. Управляйте, имея опору на твердое. Чем более полно и точно исполняется закон, тем выше эффективность и результативность управления. Все руководители, которых принято считать успешными и великими, сознательно или интуитивно следовали ему.

Твердое - это вы сами, информация, команда, ресурсы

Твердое - это вы сами, человек и руководитель. Честно ответьте себе: достаточно ли у вас знаний, умений, навыков, опыта, квалификации, мастерства, таланта для успешного занятия управленческой деятельностью? Хватит ли у вас характера и силы воли для преодоления различных препятствий на пути к цели? Обладаете ли вы здоровьем, чтобы справляться с физическими и эмоциональными нагрузками? Прежде всего надо быть честным с самим собой, реально оценивать себя и окружающий мир, не фальшивить и не лгать себе. Могу или не могу, умею или не умею - зависит только от самого себя. И более ни к кому никаких претензий. Если вы это сознаете, если вы научились говорить правду самому себе, то вы - потенциально готовый руководитель.

Руководитель, который способен солгать самому себе, смотрит на мир через «розовые очки», и картина мира искажается. Он принимает желаемое за действительное, слухи - за факты, впечатление о человеке - за его суть, обещание - за исполнение.

Склонность руководителя к самообману «поощряет» к обману его окружение. Рядом с таким руководителем начинают группироваться люди, преследующие собственные интересы. Они в оба уха вещают ему: «Какой вы у нас выдающийся руководитель! Какие великие цели вы перед нами ставите! Каких блестящих результатов мы достигаем под вашим мудрым руководством!» Такие люди скоро полностью изолируют руководителя от действительности, и управление с позитивными результатами станет невозможным. Так что никогда не лгите себе и не вынуждайте других обманывать вас.

Твердое - это управленческая информация. Информация, то есть данные, объединенные целью и смыслом - это «хлеб управления». Знание - сила. Более того, информация - это власть. (Кто сомневается, пусть вспомнит, на чем основывается шантаж.)

Пока информация отсутствует, вся ситуация есть некий «черный ящик», что в нем - неясно и непонятно. Пока он не будет «вскрыт», успешное управление невозможно.

Тот, кто управляет, обязан иметь твердую информацию (точную, полную, подтвержденную из разных источников).

«Знать себя» (то есть людей и состояние дел в собственной организации) - служебная обязанность руководителя. Другую информацию, необходимую для дела, надо уметь получать. У руководителя есть два основных канала ее получения: служебно-официальный (начальники, коллеги, деловые партнеры, подчиненные) и личный (друзья, приятели, «связи»). Использование этих каналов открывает доступ к людям и документам, на объекты и места событий.

Кто не желает быть обманутым, должен научиться беспристрастно воспринимать любую информацию, лишь бы она была правдой. Руководитель, который предпочитает слушать только приятные сообщения и приказывает «казнить гонца за дурные вести», понуждает окружающих либо прямо обманывать себя, либо «фильтровать» правду, либо скрывать ее до поры до времени.

Поступать надо так: никаких эмоций, все сообщения следует воспринимать беспристрастно, внешне даже безразлично. Естественно, безразличие к сообщению не означает безразличия к делам и судьбам. Не надо валить все в одну кучу. Следует понимать: нет иного способа правильно разрешить дело и распорядиться судьбой, кроме как основывать свои решения и действия на твердой информации.

Твердое - это человек, команда, коллектив. Зададимся вопросом: «Почему именно в управлении так важно (и более того - жизненно необходимо) иметь дело с людьми твердыми?» Ответ начинается с констатации очевидного факта: цели деятельности достигаются совместными усилиями. Один директор не в состоянии выполнить работу за всю школу, и ее (работу) приходится разделять между многими. Каждый человек вносит личный вклад в результат общего дела, и вклад этот может иметь решающее значение. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы заслужить определение «твердый»? В первую очередь твердый - это компетентный, профессионально подготовленный. Специальную работу должен делать специалист, желательно - лучший специалист, в идеале - вообще не умеющий работать плохо. Только тогда гарантирован позитивный результат.

Одновременно твердый - это значит лояльный. Но понимать надо правильно: лояльность - это не личная преданность подчиненного руководителю, а готовность и способность сотрудника ставить интересы организации более высоко, чем свои собственные.

Лично преданные закроют глаза и уста на просчеты и ошибки шефа (зачем отношения портить и нарываться на неприятности), а добросовестный подчиненный, который за дело, что называется, болеет, возьмет на себя смелость обратить внимание на упущения, предостеречь от ошибок. Для него главное, чтобы дело не пострадало, а временное неудовольствие руководителя и возможную негативную реакцию такой сотрудник переживет.

Кроме того, работы (задания) в организации могут быть самые разные - выгодные и невыгодные, простые и сложные, легкие и тяжелые, а еще неприятные, опасные. И если сотрудники организации не лояльны, то они начнут задания руководителя сортировать, выбирая выгодные да удобные, а от всех прочих отказываться. А не сумеют отказаться, начнут проваливать задания на стадии исполнения, ссылаясь на действительные, а большей частью - мнимые причины. Очень скоро такая организация окажется недейственной, а руководитель - несостоятельным. Лояльный человек не подведет, не убоится трудностей, не поддастся соблазнам, не сбежит в тяжелый час испытаний.

Наконец, твердый - это здоровый. Раз здоровый - значит готов к исполнению своих обязанностей и заданий руководителя. Отсутствие здоровья может свести на нет все прочие достоинства человека. Профессионализм, лояльность и здоровье, проявленные в своем триединстве как в отдельном человеке, так и в коллективе в целом, - это и есть твердое. Иметь таких людей - высшая цель руководителя. Еще пять веков тому назад Макиавелли так высказался об этом в классическом труде «Государь»: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Твердое - это ресурсы. Не всякие ресурсы вообще, а только такие (техника и оборудование, сырье и материалы, финансы), которых достаточно для успеха дела, и они есть в вашем распоряжении. Твердое - это ваш авторитет (репутация). На первый взгляд кажется, что авторитет и репутация - это категория скорее моральная, так - мнение или суждение. Но это верно только отчасти. На самом деле авторитет, репутация имеют огромную материальную силу. В нужный момент вы можете положить на «весы» успеха свой личный авторитет, деловую репутацию и склонить чашу весов в свою пользу. Есть люди, которых никогда не обманывают и не подводят. Есть руководители, задания которых подчиненные считают своей честью выполнить безукоризненно.

Авторитет надо беречь и укреплять. Единственно надежный способ - делать все лучше, чем кто-либо другой. Вам поручают дело. Вы сами готовы, что называется «во всеоружии». У вас полная, точная, подтвержденная из разных источников информация, вы способны правильно оценить ситуацию и формировать верные решения. У вас надежный персонал, на каждого можно положиться. Вы имеете в достатке необходимые ресурсы. Все ваши решения и действия опираются на твердое. Ничего пустого. Успех - гарантирован! Все, за что вы беретесь, получается, позитивные результаты достигаются. Успех связывают с вами: «Руководитель - всему голова!» Теперь вам могут доверить еще более важное дело, и вы - справитесь!

Пустое - это все то же самое, но со знаком минус

Пустое - это все то, о чем вы только что прочитали и узнали, но взятое с обратным знаком, с минусом. Пустое - это авось, небось, как-нибудь. Эта «троица» - худшие враги любого руководителя. Авось получится, небось справлюсь, вдруг повезет. Ан нет, не получилось, не справился, не повезло! Работа не выполнена, дело провалено, результаты отрицательные. Вы этого не хотели, но вы это имеете. Иначе быть не могло.

Пустое - это неполная, неточная, непроверенная информация. У пустой информации множество вариантов. Праздный разговор. Слух. Сплетни. Некомпетентное мнение. Добросовестное заблуждение. Ложь «во спасение». Преднамеренный обман. Дезинформация.

Научитесь отличать факты от мнений. Мнений много, а фактов мало. Чтобы избежать ошибок, принимайте все, кроме твердо установленных фактов, за сведения, подлежащие проверке. Никогда не начинайте действовать на основании информации, достоверность которой не установлена.

Пустое - это друг, который пообещал, но не сделал. Деловой партнер, который в погоне за собственной выгодой «кинул» вас. Коллега по работе, который сам виноват, но, убоявшись ответственности, валит на вас все грехи. Некомпетентные и недисциплинированные сотрудники, которые только порочат вашу школу. Но ответственность за людей несет руководитель. Вот стандартная ситуация. У вас переговоры с деловым партнером. Он произвел хорошее впечатление, убедительно говорил, много обещал, горячо брался. Вы поделились информацией, выделили ресурсы, договорились. Ждете результатов. Проходит время - результатов нет, а вашего партнера и след простыл. Вместе с ним «ушли» информация и ресурсы, лопнули надежды. Вы доверились, а вас подвели. Обидно, да?

Очень хочется вытянуть вперед указательный палец, ткнуть в партнера и заявить: смотрите, мол, вот кто виноват, это он подвел, это не я. Возможно, что для претензий есть некоторые основания: вашим доверием действительно злоупотребили.

Но взгляните внимательно на свою руку. Только один указательный палец направлен вперед. А три других, что пониже расположены, на кого указывают? На вас! Они как бы вопрошают: а кто выбирал этого человека для взаимодействия? Вы выбирали. А кто принял на веру все, что он рассказал, наобещал, и не потрудился перепроверить? Опять вы. А кто принял решение о сотрудничестве, передал информацию, выделил ресурсы? Вы все это сделали. Вот и получается, что это личная вина, пенять не на кого. Тот, другой, только воспользовался благоприятными для себя обстоятельствами.

Пустое - это ресурсы, необходимые для успеха дела, но которых нет в нашем распоряжении или их недостаточно. Исполнение задания должно быть обеспечено ресурсами. Реально это положение нарушается сплошь и рядом, вошло в обыденность и считается чуть ли не нормой. Между тем сам господь бог преподал будущим руководителям урок, как следует управлять: он породил человека (мужчину и женщину) лишь на шестой день творения, предварительно создав среду обитания - небо и землю, луну и солнце, воздух и воду, травы и деревья, рыб, птиц и животных.

Иметь ресурсы - необходимо. Необходимо в том смысле, что это условие, которое не обойти. По-иному не получится. Без зерна хлеб не уродится. Иметь только часть необходимого - положение уязвимое, опасное. Принимаемся за дело в расчете на своевременное обеспечение всем необходимым, проходим часть пути и начинаем испытывать недостаток ресурсов. Обращаемся к тому, от кого зависит их выделение: пора, самое время, вы же обещали. А вам заявляют: поможем, но услуга за услугу, помни, кому обязан. Отработай: сделай то-то и то-то! Вот тогда вы понимаете, в какую ситуацию попали. Теперь не вы управляете, а управляют вами.

Пустое - это авторитет (репутация). За некоторыми людьми тянется целый «хвост» отрицательных характеристик: несерьезный, бестолковый, ограниченный, может подвести. Однажды сформировавшееся негативное мнение может оказаться весьма устойчивым. Не исключено, что сам человек уже давно изжил и исправил прошлый недостаток, но ему вновь и вновь ставят его в вину. Иногда не помогают даже отчаянные действия - смена места жительства и работы. Молва широко разносит негативные оценки личности и деятельности. Возможности для развития, успеха в делах, роста в должности существенно ограничиваются.

Мелочей не бывает

Вся человеческая деятельность состоит из твердого и пустого, и надо уметь отличать одно от другого. Человек этому умению обучается. Если подозреваем, что веревка может порваться, пробуем ее на прочность. Если сомневаемся, не провалится ли под ногами пол, пробуем надавить. Если сомневаемся в человеке (не подведет ли?), организуем проверку. Недостаток знаний и умений устраняем учебой и практикой. И так по восходящей, от простого к сложному, к вершинам мастерства.

Управлять, опираясь на твердое, - самое важное в деле руководителя. Каждый шаг к цели, каждое решение и действие должны иметь опору на твердое. И ничего пустого. Необходимо руководствоваться следующим правилом: «Как в математике произведение плюса на минус дает минус, так и в управлении комбинация твердого и пустого дает пустое».

Увы, практика и результаты отечественной системы управления позволяют сделать вывод, что у нас господствует упрощенный подход к делам управления организациями и предприятиями, который выражается печально известной формулой: «Хотели как лучше, получилось как всегда!»

Многие взрослые люди (и руководители в том числе) привыкли упрощать и округлять. Они искренне считают, что если готовы к чему-либо «в основном», «в целом», «в принципе» (это в лучшем случае), то это равнозначно тому, что они готовы полностью. И только реальный ход событий, столкновение с неприятными неожиданностями, упущенные возможности сделать дело и добиться успеха окончательно развенчивают все иллюзии: замыслы, проекты, работа (а то и сама жизнь) - все впустую.

Множество дел человеческих завершается разочарованием, потерями, ущербом, а то и трагедиями, потому что содержат пустое. А что еще может получиться? Где тонко, там и рвется.

Вот пример. Боги щедро одарили Ахиллеса. Они сделали его великим воином. Непобедимым героем. Практически неуязвимым. Все - твердое. Почти. Только на пятке у Ахиллеса было одно-единственное уязвимое место - пустое (так, мелочь, ничего особенного, всего-то полпроцента от общей площади тела). Никто до поры до времени не знал об этом. Но, когда противник получил необходимую информацию, на Ахиллеса нашли управу.

В управлении мелочей не бывает. У немцев, известных своей аккуратностью и пунктуальностью, еще в средние века появилась пословица, являющаяся, по сути, национальным выражением закона «Твердое и пустое»: «Мелочь не имеет решающего значения, мелочь решает все!» Это важно понять.

Хочешь полного успеха, победы - подготовься полностью. Готовность «в целом», «в основном» и «в принципе» гарантией победы не является.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]
Б. А. Колтынюк
[Книга]
Андрей Юрьевич Афонин, Martin Gibson
Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 36-44. 
[Статья]
Борис Григорьевич Литвак
[Книга]