Эксоцман
на главную поиск contacts

От повторения и подражания - к преодолению и озарению

Опубликовано на портале: 27-09-2004
Директор школы. 2000.  № 5. С. 7-11. 
Тематический раздел:
Статья посвящена рассказу о школе, в основу которой положена очень простая и в то же время спорная мысль о талантливости каждого ребенка, о том, что каждый наделен от природы определенными способностями, склонностями, богато одарен. Под способностями мы понимаем умение делать какое-либо дело или обучаться ему лучше и быстрее других. В такой интерпретации понятие талантливости применимо к каждому, так как каждый в чем-либо лучше другого.

Возможность выбора

Исходя из этого, задачу школы мы видим, во-первых, в необходимости помочь ребенку осознать свои способности, свою одаренность, свою индивидуальность, а во-вторых, создать условия для развития способностей в таланты.

Основным инструментом этого развития нам видится возможность выбора. Индивидуальность школьника развивается на основе свободного, широкого и осознанного выбора целей, задач, форм, методов, условий, темпов обучения, а также путей практической реализации получаемых знаний. Чем шире этот выбор, тем больше ученики будут отличаться друг от друга. Поле выбора в педагогической системе школы формируется не произвольно, а на основе знания и понимания реальных детских проблем. И поэтому выбор должен способствовать их решению.

Какова роль обучения и воспитания в развитии индивидуальности?

Последние годы слово «воспитание» было в петербургских педагогических кругах в опале. Оно ассоциировалось с манипуляцией и насилием над личностью и заменялось нейтральным - «образование». Понимая тесную взаимосвязь и невозможность существования обучения без воспитания, нам представляется целесообразным разделить эти понятия.

Обучение порождает в ребенке знания, умения и навыки. Воспитание порождает желания, причем не временные, а постоянные, когда складывается спектр устойчивых предпочтений, влекущих за собой поступки. Словарь определяет воспитание как целенаправленный процесс развития личности. Участников этого процесса много. Это сам «воспитуемый», его семья, близкие, педагоги, средства массовой информации, учреждения культуры, само пространство, среда обитания и др. Не последнее место в этом ряду занимает школа. Она как социальный институт выполняет не только функцию временного социального призрения детей в отсутствие родителей, занятых полезным трудом. Школа прежде всего призвана обеспечить передачу социокультурного опыта от одного поколения другому. Но если бы школа ограничивалась только этим, то мы бы получили поколение, слепо повторяющее предыдущее. Для продвижения вперед необходимо развивать индивидуальность, творческие способности личности школьника.

Школой прошлых лет делался акцент на воспитание в личности ребенка того общего, что делает его пригодным для жизни среди других людей. Это правила, нормы поведения, кодекс строителя будущего общества и т.д. Наша концепция, конечно, не исключает норм и правил, но акцент в воспитании делает на стимулировании развития в ребенке того, что отличает его от других, его индивидуальности. Общество, состоящее из разных людей, мы считаем стабильнее, крепче, чем состоящее из одинаковых, так как каждый в таком обществе особенно зависит от каждого, понимая уникальность, незаменимость стоящего рядом и от того относясь к соседу особенно бережно.

Сферы будущей жизни

Рассматривая школу как своеобразный центр передачи опыта поколений, мы выделяем три основные сферы будущей человеческой жизни: Дело, Дом, Досуг.

Дело - будущая работа, профессия. Прежде задача школы в этом направлении решалась в основном через профориентационное посещение институтов, училищ, заводов, а также изучение основ наук на уроках. Сейчас наиболее важным в этой деятельности является осуществление ребенком осознанного выбора будущей профессии на основе увлечения любимым делом. Формирование этого увлечения неосуществимо без предоставления ребенку возможности «поиграть» в разные профессии, попробовать себя в разных ролях. Дом - семья, близкие, друзья и товарищи. Этому невозможно научить на одних лишь уроках этики и психологии семейной жизни или через беседы об отношениях мальчиков и девочек на классных часах. Нам видится в этом вопросе необходимость постоянных тренингов общения для ребенка в разных ситуациях. Это может быть традиционное общение в группе сверстников (класс), в разновозрастной группе по интересам (детское объединение, кружок, секция), малой группе определенной направленности (факультатив, профильный класс). Это может быть общение на индивидуальном уровне со взрослым (консультация психолога, научное руководство исследовательской деятельностью, беседа с освобожденным воспитателем, коррекционное занятие с педагогом и др.). И, наконец, особенно важным является привлечение в школу родителей на совместные вечера отдыха, на родительские уроки, в походы, на экскурсии, вовлечение их в активное участие в школьном самоуправлении. В результате ребенок где-нибудь да найдет ту общность людей, в которой ему будет комфортно, в которой он сможет проявить себя наилучшим образом и будет признан окружающими, то есть, как говорят психологи, найдет референтную группу.

Досуг - проведение свободного времени. К сожалению, и дети, и взрослые не умеют отдыхать. Забыты дворовые игры. Компьютер все больше и больше заменяет живое общение. Телевизор предпочитается театру, музею и путешествию. Мы считаем необходимым научить ребят различным коммуникативным играм, создать условия для всемерного расширения сферы интересов школьника.

Вся эта многообразная деятельность должна базироваться на обязательном условии сохранения физического и психического здоровья ученика, что, к сожалению, сегодня абсолютно не соблюдается. 7-8 ежедневных занятий (уроки и дополнительная образовательная программа в послеурочное время) с 3-4 -часовым домашним заданием закладываются в 11-12-часовой учебный день ребенка. Мы являемся активными сторонниками проекта перехода школы на 12-летний срок обучения, который позволит на основании уточнения целей образования пересмотреть учебные программы, разгрузить рабочий день школьника, высвободить его время и силы на осуществление процесса самостоятельного развития.

Инструментарий процесса

Отмечая в качестве ключевых задач воспитания формирование у ребенка определенного круга предпочтений, мы должны овладеть инструментарием этого процесса.

Мы не можем менять генотип ребенка. Один любит погреться на солнышке, а другой - поваляться в снегу. Холерику интересна динамическая, быстро изменяющаяся деятельность, а флегматик предпочтет работать не спеша. Однако в том, как будет проявляться генотип человека, большую роль играют условия, в которых ребенок имеет возможность «проявиться». На эти условия педагог может и должен влиять. Совмещая виды деятельности, уже освоенные ребенком и вызывающие у него позитивные эмоции, с новыми, еще не изведанными, мы замыкаем в его подсознании цепочку положительного отношения к новому. В дальнейшем этот позитив сыграет роль в тех или иных ситуациях выбора в жизни человека.

Особенно мощным педагогическим инструментом в руках учителя является его собственный педагогический и человеческий авторитет. Вольно или невольно, но ребенок подражает взрослому или авторитетному для него сверстнику, перенимает значимые для себя черты, формирует в себе те или иные предпочтения. Так, авторитетный в автоделе сосед неожиданно может оказаться для ребенка проводником в мир театра, если это входит в круг его увлечений. Воистину, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Но педагог тем и отличается от непрофессионала, что он может с определенной долей вероятности предсказывать, как его собственная личность будет влиять на личность школьника. Яркая индивидуальность в ребенке может развиться только при условии развитой индивидуальности педагога. Искусство педагога заключается в умении управлять прежде всего собственной личностью и при необходимости привлекать к процессу воспитания других ярких личностей, порой даже не имеющих отношения к школе. Поэтому круг общения у педагога должен быть как можно более широкий.

Педагогика - наука гуманитарная. Причинно-следственные связи в ней носят вероятностный характер, что роднит ее с искусством. И, как подлинное искусство, каждое педагогическое действие является «штучным», неповторимым, сугубо индивидуальностным. В воспитании нет и не может быть однозначных, выверенных рецептов. Место, время действия и герои ситуации полностью определяют ее смысл.

«Колесо воспитания»

Процесс воспитания нам представляется возможным выразить символическим образом - как «колесо воспитания».

Развитие индивидуальности, на наш взгляд, основывается на полярных психологических устремлениях личности:
- Я хочу быть похожим на авторитетного для меня человека; подражая ему, я развиваю и в себе лучшие свои качества. Но я хочу и выделиться среди других, победить в соревновании, достичь успеха. Стремление к победе превращает мои задатки в способности, а способность - в талант.
- Я могу сделать что-либо не хуже других, повторяя это и раз, и два, и в итоге - добиваясь совершенства. Но я могу сделать и что-то совершенно свое, неожиданное, если во мне проснется озарение.
- Я понимаю, что часто мне надо подчиняться дисциплине, мнению других, собственной воле, а чем сознательнее происходит это подчинение, тем больше я себя за это уважаю, потому оно основано на преодолении самого себя.

Искусство учителя заключается в умении подвести ученика от повторения, подражания, подчинения - к соревнованию, преодолению, озарению.

В этой схеме видно постоянное соотнесение стержня «колеса» - «Я» с той дорогой, по которой оно движется. Эта дорога - «Мы» - взаимодействие с другими людьми.

В зависимости от конкретных обстоятельств педагог вправе в своих действиях делать акцент на те или иные педагогические приемы. Мы допускаем сосуществование в одной школе разных педагогических стилей, взглядов, воззрений. В таком подходе нам видится проявление на практике политики педагогического плюрализма. Однако обязательно должно соблюдаться условие добровольности участия в этом всех субъектов педагогического процесса - и учителей, и детей, и родителей.

* * *

Изложенные нами общие взгляды на воспитание не только не исключают, но и предполагают учет конкретных региональных и других особенностей. В образовательную систему школ нашего города активно вживается концепция «воспитание петербуржца». У нас имеется собственное прочтение этой концепции. Мы, конечно, согласны с необходимостью знакомить школьников с культурным наследием нашего особого, удивительного города. Но знание города кажется нам не единственно необходимым требованием к петербуржцу. Ключевыми чертами петербуржца, всегда отличавшими его от жителей других городов, являлись стремление помочь другому человеку, отзывчивость, доброта (особым шиком считалось проводить гостя города до того места, которое он ищет); терпимость к другому человеку, толерантность (с петровских времен в нашем городе мирно уживались и продуктивно взаимодействовали люди самых разных культур); профессионализм, разносторонность, увлеченность своим делом, самость (путиловский рабочий порой посещал театр не реже профессора, а выпускницы-смолянки не чурались черной работы). При всей возможной индивидуализации сложного и долгого дела - воспитания будущего поколения - нам бы хотелось видеть в наших детях именно эти общие качества, которые, на наш взгляд, помогут сделать будущий мир разумнее, чище, лучше.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Юрий Владимирович Науменко
Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 85-94. 
[Статья]
Александр Ильич Савенков
Директор школы. 1999.  № 5. С. 55-63. 
[Статья]
Виктор Иванович Панов
Директор школы. 2000.  № 3. С. 56-62. 
[Статья]
Д Б Богоявленская
Вопросы образования. 2004.  № 2. С. 46-68. 
[Статья]