Эксоцман
на главную поиск contacts

Сотворчество и проблемы классного руководителя. Размышления психолога и учителя

Опубликовано на портале: 27-09-2004
Директор школы. 2000.  № 1. С. 65-74. 
Тематический раздел:
В статье объединены написанные в разное время материалы психолога и классного руководителя, которые объединены в форме соразмышления о проблемах и находках классного руководства в рефлексивной педагогике сотворчества.

Более четырех лет назад в московской средней общеобразовательной школе № 529 начались практические разработки идей рефлексивной педагогики сотворчества.* Среди направлений, где наиболее интенсивно пошли творческие поиски и одновременно стали вскрываться серьезные противоречия, достаточно неожиданно для нас оказалось классное руководство. Ниже мы - психолог и классный руководитель - постарались объединить написанные в разное время материалы в несколько необычной форме - форме соразмышления о проблемах и находках классного руководства в рефлексивной педагогике сотворчества.

Психолог: на фоне формализма большинства. А. Сухоруков, кандидат психологических наук, научный руководитель экспериментальной площадки школы № 529.

В нынешнем состоянии классного руководства, как в капле воды, отражается множество противоречий современной российской школы. С одной стороны, в связи с очевидным ослаблением воспитательных возможностей семьи и общества налицо объективные причины усиления востребованности классного руководства как элемента школьной воспитательной работы. Но, с другой стороны, сама система классного руководства оказалась в кризисе. В связи с гибелью комсомола и пионерии, на которые в немалой степени она была завязана, оказались разрушенными многие традиции. Отсутствие у нашего государства ориентиров своего развития привело к размыванию общественных критериев оценки эффективности классного руководства и к разрушению системы его поддержки, в том числе финансовой. Мизерная зарплата учителя заставляет его брать дополнительные часы преподавания, что уменьшает даже физические возможности уделять внимание классному руководству.

В результате классное руководство все больше превращается в подвижничество энтузиастов** на фоне формализма большинства. Формализма, который не вина отдельных учителей, а беда всей современной российской школьной системы, вынужденной заниматься элементарным выживанием, а не поиском путей наращивания своего потенциала. Классное руководство обречено оставаться уделом стихийного подвижничества до тех пор, пока, во-первых, не возникнут новые стратегии этой работы, построенные на психолого-педагогических реалиях нашего времени, и, во-вторых, не начнет создаваться система специальной государственной и общественной поддержки. На первых этапах эффективным может оказаться налаживание элементарной психологической, концептуальной, методической взаимоподдержки классных руководителей. Впрочем, в этом деле есть и «первые ласточки» - третий год в Москве проходят окружные и городские конкурсы классных руководителей.

Классный руководитель: жить настоящим и планировать будущее. Ю. Невинчанюк, учитель музыки, руководитель методобъединения классных руководителей школы № 529.***

Я очень высоко ценю профессионализм в людях, особенно в учителях. Учить как-нибудь может всякий. Но учитель - это профессионал, сочетающий в себе не только призвание и высокое мастерство, но и непрерывный поиск.

Решившись на участие в профессиональном конкурсе, я впервые задумалась над тем, что такое профессионализм применительно к классному руководству. Конечно, не только классный руководитель, но и каждый учитель воспитывает ученика, вносит вклад в формирование его личности. Но классный руководитель, по моему глубокому убеждению, должен заниматься этим профессионально, то есть относиться к классному руководству как ко второй профессии и соответственно иметь призвание, высокое мастерство и совершенствовать его.

Семь лет назад мне доверили классное руководство в классе, который уже три года был мне знаком, - это были мои первые первоклассники. Их пятый класс пришелся на эпоху перестройки. С моими последними юными пионерами мы вместе находили в быстро меняющейся действительности новые формы общения, работы, развлечений. Мы вели летопись нашего суверенного классного государства, у нас были гимн, герб, конституция, свои народные праздники, референдумы, ордена и медали, свои Невооруженные силы, Верховный Совет и даже президент. Мы жили весело. К праздничным дням, в феврале и марте, на магнитофон записывали поздравительные юмористические программы по аналогии с радиопередачами «Полевая почта», «Для тех, кто не спит», которые потом «транслировались» в присутствии всего класса. На основе только вышедших в эфир телешоу типа «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Любовь с первого взгляда» мы готовили классные вечера. Как ни странно, легкая развлекательная форма этих шоу оказалась весьма подходящей для решения сложных этических и нравственных проблем, которые с возрастом становились острей и многочисленней. Я всегда считала и считаю, что нет таких форм и уровней общения, до которых дети еще «не доросли». То, к чему я приходила сама, и тот новый опыт общения, который приобретала школа, я тут же передавала детям. В особенности могу отметить рефлексивную практику****, которая послужила мощным катализатором внутреннего роста детей. Мы учились общаться, приходили к мысли о том, что человека нельзя оценивать, его нужно ценить (в том числе и себя самого). А для этого его нужно знать. И мы много времени проводили вместе: Москва, Подмосковье, «Золотое кольцо» и, конечно, наша мечта - Петербург, Петергоф. Параллельно шло индивидуальное общение. Прежде всего - занятия с музыкально одаренными детьми: сольное пение, ансамбль, фортепиано. На конкурсах и фестивалях дети показывали отличный результат. Я проводила с моим старшим классом также и много учебного времени. За десять лет работы я не пропустила ни одного своего урока и даже замещала полгода учителя естествознания, три года - учителя английского языка. Для детей было открытием, что учитель музыки может вести, скажем, английский. А для меня было открытием, что у ребят сложился определенный стереотип учителя-предметника, который, кроме своего предмета, ни в чем не разбирается. За семь лет стиль общения с классом обновлялся, но основы остаются неизменными: открытость, понимание, ответственность. Помните, как в сказке С.Экзюпери: приручить так легко - достаточно сделать несколько шагов навстречу. Но за каждый сделанный шаг я в ответе, как все мы в ответе за тех, кого приручаем.

Второе классное руководство я взяла полтора года назад. Обычно учитель выбирает класс, но у нас все получилось наоборот (и очень хорошо, что случай доверил мне именно 5-й «Б»). Яркие, одаренные, жизнерадостные, чуткие и доверчивые дети. При этом класс по успеваемости был самым слабым в параллели. В начальной школе менялись учителя, объединялись дети разных классов, добавлялись второгодники. Что меня поразило в детях, так это полное неверие в свои силы и затаенная обида на всех: на учителей, на параллельный класс, в который учеников отбирали по способностям, и на самих себя за то, что они такие «слабые» и «отстающие». Со старшими не было таких проблем, и я не знала, как изменить положение к лучшему. Помог случай. На уроке музыки мы разбирали содержание песни «Когда уйдем со школьного двора», и дети рассуждали на тему «Есть ли в этой песне что-нибудь такое, чего нет в нашей школе?». В других классах замечали, что нет больше «тихих этажей», «девочки, которой нес портфель» и т.п.. А мои дети нашли неожиданно строчку, которая исчезла из их школьной жизни: «Был голосок робок, мел в руке дрожал, но ты домой с победою бежал». Стало ясно, что им не хватало успеха, вкуса победы, одной на всех, любой ценой. И весь прошлый год прошел под знаком самоутверждения класса. Первый школьный конкурс был посвящен 850-летию Москвы. Сочинялись стихи, появились солисты, осваивалась техника игры на синтезаторе. Творческий потенциал класса оказался довольно мощным. Дети заслужили свою первую победу. До сих пор радует глаз трофейный зайчик с надписью «Вкус победы» на пластиковой коробке от конфет, быстро съеденных победителями. Просто поразительно, какой малости иной раз человеку достаточно для счастья. Мы побеждали и в других конкурсах, но ситуацию успеха мне хотелось перенести на учебу. Я стремилась поддержать каждое реальное усилие, каждый шаг вперед. Я ориентировала детей не на получение желанной оценки, а на получение знаний.

Но для пятиклассника хорошая оценка - мотив более сильный, чем саморазвитие. А вкус познания был им практически неведом. Я пробовала разные формы работы с классом: вместе готовились к зачетам, я была репетитором для слабых учеников, для сильных - организовала «Клуб 12 стульев», где в игровой форме, нетрадиционными методами решались задачи (развивающие игры по различным предметам). В этом году вместе с группой детей я занималась на курсах немецкого языка по уникальной методике развития образно-ассоциативной памяти. Когда я освою эту методику сама, обязательно передам ее детям. В работе с классом я всегда рассчитываю на свои возможности и силы, на поддержку учеников, родителей, учителей, работающих в моем классе. Но для профессионального классного руководства одной поддержки недостаточно. Нужна совместная работа, необходимо сотворчество. Работа классного руководителя часто напоминает действие отряда быстрого реагирования: необходимо решить конфликты, прорвать блокаду, выйти из окружения. Сколько сил и времени уходит на эту работу, а ее было бы гораздо меньше, если бы классный руководитель работал на опережение событий, мог предвидеть, просчитать определенные для каждой возрастной группы ситуации и заранее готовить к ним ребят, их родителей, учителей, готовиться сам. Мне кажется перспективным создание команды родителей, детей, учителей, которая способна жить настоящим и планировать будущее. Команда - это не просто коллектив случайно оказавшихся вместе людей. Это сознательное переформирование их в жизнеспособные группы, образующиеся для решения определенных задач. Команда имеет меняющихся лидеров, осознает ценность посильного вклада каждого в общее дело, понимает, что действовать поодиночке - значит потерять мощность, а то и вовсе не выйти на тот уровень, который позволит увидеть правильное решение.

Команда ребят за полтора года практически сформирована. Команда родителей только начинает входить во вкус коллективного сотворчества. Нас объединяет мысль о том, что дом и семья не должны превращаться во вторую школу, а вот школа как раз должна стать вторым домом. И даже при очень скромных материальных возможностях нашей родительской команды сделано много. Наш кабинет похож на концертную студию, легко превращающуюся на классных вечерах в банкетный зал: экзотические растения, кружевные скатерти, сервировка столов, всегда живая елка на Новый год, гирлянды, ремонтируемая родителями многочисленная музыкальная аппаратура. И дома детям приобретают все необходимое для занятий. Я обучаю игре на клавишных инструментах треть моего класса, кто имеет синтезаторы. Мы ведем видеолетопись и фотолетопись класса, готовим открытие классного семейного клуба, где дети и родители будут учиться общению и взаимопониманию.

Психолог: увидеть несколько возможных стратегий

Каким быть классному руководству? Вряд ли на этот вопрос существует единственно правильный ответ. Более того, классное руководство должно быть разным в зависимости от уникальности души учителя и душ ребят, волею судьбы собравшихся в одном классе. Однако если мы разделяем идею о классном руководстве как о профессии учителя, то нам необходимо уходить от его сведения к проявлению психологического таланта «избранных» учителей. За бесконечным множеством авторских программ классного руководства необходимо увидеть несколько возможных общих стратегий, которые и сформируют новую профессиональную (следовательно, доступную и передаваемую) сущность классного руководства.

Сотворчество - это такая система отношений, при которой их участники готовы ставить перед собой кажущиеся неразрешимыми сверхзадачи и умеют во взаиморазвивающем, взаимоусиливающем, а не в конфликтно-принижающем ключе работать с этими задачами. Построить классное руководство на идеях сотворчества и соуправления - это значит не просто дать ребятам самим влиять на свою жизнь, но сделать эту жизнь предметом скоординированных творческих усилий всех заинтересованных сторон. Те, кто пробовал делать подобные вещи, наверное, почувствовали, что просто дать ребятам (так же, как и взрослым) право высказывать свои идеи - это явно недостаточно, чтобы выйти за пределы стереотипных действий. Выращивание реальной соуправленческой, творческой и ответственной позиции - это дело долгого времени и специально психологически выстроенных пространств.

Юлия Николаевна Невинчанюк развивает идею сотворческого классного руководства как организацию и координацию классным руководителем трех команд: команды учеников, команды родителей класса и команды педагогов, работающих с данным классом. С нашей точки зрения, это дополнительно позволяет разрешать еще одну из серьезнейших проблем - проблему рассогласованности, разорванности основных субъектов школьной жизни - педагогов, учеников и родителей. Наше жесткое прагматичное время разорвало связи между семьей и школой. Их отношения стали часто становиться похожими на отношения «заказчика» и «исполнителя»: «Мы вам ребенка привели, вот и учите» - «Вы - семья, вот его и воспитывайте». А дети в этих отношениях ищут свой собственный мир, который не совпадает с ожиданиями учителей и родителей. Впрочем, разорванными и часто противопоставленными друг другу оказались не только участники школьной жизни, но и по сути вся Россия. «Народ - власть», «законодательная - исполнительная власть», «центр - регионы», «республики - области» - везде конфликты и разногласия. Так что и в этой, казалось бы, непонятной рассогласованности «родители - учителя - дети» школа оказывается «сколком общества». Преодолевать эти разногласия - это не просто лишний раз приводить учителей на родительские собрания, а родителей - к учителям. Что такое этот класс, в чем его уникальные проблемы и неповторимые достоинства, где его «точка опоры»? Без специально организованной работы, позволившей бы ответить на эти вопросы и самим ребятам, и учителям, и родителям, не обойтись. Организация понимания друг друга, согласование позиций, умение работать в конфликтной ситуации, командообразование - таковы (и далеко не все) психологические навыки, которыми должен владеть классный руководитель, если он выбирает для себя эту стратегию. Впрочем, цель - взаимоподдержка родителями, учителями и самими ребятами оптимального пути интеллектуального, душевного и духовного развития своего класса - того стоит.

Классный руководитель: все вместе и каждый в отдельности

Ушел в прошлое еще один учебный год, а вместе с ним - конкурсы, социометрические исследования, «круглые столы», «педагогические гостиные», «семейные советы» класса, классные «консилиумы» и многое, многое другое. Все прошло как будто бы так, как было задумано. И в то же время всякий раз творческая, живая, немалой ценой обретенная связь разрывалась, не выдерживая давления мощных формалистических догматов оценки, итога и т.п. Возможно, существуют приемы, позволяющие совмещать внутренне содержательную работу с работой на внешний формальный результат; весьма вероятно, что это и есть «педагогический триумф». Но я нашла другой путь, он значительно короче, как и всякая прямая: принципиальный отказ от участия в работе, изначально ориентированной на формальную оценку. Это значит, что для меня и класса участие в конкурсах, олимпиадах, турнирах возможно только в составе сборной школы или параллели классов. В этом случае успех и поражение априорно поделены на всех, в том числе на не входящих в команду, в то время как стремление к личному первенству (а класс - это тоже «личность») - это всего лишь подмена цели негодным средством, обратимость причины и следствия, которая способна погубить целую цивилизацию (античную, к примеру), не говоря уже о жизни класса в условиях современной школы. Другое дело - фестивали, слеты, семинары, конференции. Лишенные убийственной для сотворческой работы соревновательности, они, безусловно, достойны грядущего века, и мы будем в них участвовать.

И все же, если вернуться к итогам года, результаты внутренней перестройки коллектива поразительны. Вовлечение в соуправление и сотворчество, в центре которого развитие потенциала личности, привело к удивительной интеграции и взаимообогащению наших отношений не только в учебной, но и в воспитательной работе. То, что от «информационной» педагогики в учебном процессе давно следует отказаться, - очевидно для большинства. Однако то, что воспитательная работа страдает от информационности едва ли не в большей степени, - не так явно. Вот и «перенимаем» мы чужой опыт, заимствуем удачные формы, приемы, а то и стиль общения целиком… А между тем подмена субъективного переживания жизненных открытий воспроизводством готовых чужеродных форм парализует творческие способности, веру в себя и в конечном счете волю к жизни. Фантазия человека неисчерпаема, придуманное однажды нет необходимости повторять ни в своем, ни в других классах. К примеру, из «ноу-хау» этого года могу назвать: классный час - путешествие во времени с темой поиска «Искусство общения» (римские трактаты, литературные герои, собственные взгляды, прогноз на будущее) или классный час - погружение в собственное «Я» с темой «Искусство быть счастливым» (размышления Ф.Ницше, З.Фрейда, А.Шопенгауэра в качестве стартовой площадки и стержня дискуссии, в которую абсолютно на равных с великими философами вовлечены дети). Или из «ноу-хау» развлечений нашего класса: почта с посылками по извещению и катание до упаду «на северных оленях» после новогоднего огонька (оплата проезда - в шоколадных медальках); «бар-мороженое «Клубничка» (с официантками, служебным столиком, стойкой бара и барменами, остроумнейшим меню и музыкой по заказу посетителей); фестиваль остробессюжетных фильмов классной хроники «Свои-99» (класс оборудован под кинозал, билеты на плацкартные, мягкие и спальные места, красочная афиша на дверях кабинета с интригующими названиями типа «Кошмары и ужасы в палате № 6» (запись одного из «Огоньков») или мыльно-гелевый сериал «Любовь и тайны тинэйджеров» (запись обычных дискотек)). И, разумеется, каждому ученику - победа в одной из 30 номинаций (попробуйте придумать хотя бы десяток, и вы оцените изобретательность детей).

Все это были лучшие дни года, но именно поэтому их не нужно повторять. Ведь после оценки (даже самой высокой) для творческой личности нет ничего хуже, чем сравнение. Оценка и сравнение - это остановка в пути, пустая потеря энергии, мощности, скорости движения, его вектора.

Активизируя самостоятельность и поиск детей, классный руководитель должен направлять работу в то русло, которое также интересно и для него самого. Порой в учебно-воспитательных целях мы так увлекаемся созданием искусственных «проблемных ситуаций», изобретением форм загадывания давно разгаданных загадок, что не замечаем монотонного однообразия получаемых ответов и решений. Похоже, педагогика проблемного обучения - иногда лишь иллюзия творческой деятельности. Необходимы сотворческие формы, способные дать эвристические результаты без всякой «игры в открытия». В этой системе поиски взрослого и ребенка хотя и не равнозначны, но равноценны, это принципиально. Более того, в некоторых зонах яркое восприятие, непосредственность, особое видение, свойственное ребенку, могут оказаться интереснее стереотипов взрослого. В любом случае в своем неповторимом видении мира ученик и учитель равноценны.

Тайны личности и потенциал ее ресурсов скрыты от нашего разума, ключи от кладовых потеряны или перепутаны. Можно, конечно, наугад, при помощи профессионально изготовленной «педагогической отмычки» заглянуть в чужие кладовые и посмотреть: что там? Но не лучше ли помочь найти ученику его дорогу к самому себе и в сотворческой работе с классом многое обрести и понять в собственном «Я»? Ворох педагогических и административных отчетов следовало бы заменить одним-единственным, данным самому себе отчетом в том, на что мы работаем, что поддерживаем, развиваем в ребенке, для чего все это нужно ему и нам.

Невероятно, но факт, что по результатам анкетирования учеников и учителей моего класса собственно профессиональные качества педагога (образованность, эрудиция и т.п.), равно как и учебные качества ребят (сообразительность, инициативность, самостоятельность суждений), заняли по важности достаточно низкое место. Как говорится, Бог с ней с учебой, лишь бы человек был хороший. А если серьезно, то соуправление пока плохо приживается среди традиций абсолютизма империи школьных предметов. Как сложно нам перестать держаться за уже известное и предсказуемое, за учебники и контроль…

Впрочем, есть идея на следующий год. Мы попробуем построить сотворческую, соуправленческую модель учебного процесса в отдельно взятом классе на отдельных уроках. Нужно для этого «немногое»: предмет, подготовленный учителем для философского уровня подачи материала, - с одной стороны, и классный руководитель, класс, учителя, администрация школы, все вместе и каждый в отдельности готовые к сотрудничеству, - с другой. Пусть это станет следующей ступенечкой моего классного руководства.

* * *

От авторов. Классное руководство в системе рефлексивной педагогики сотворчества находится в начале пути своего развития. Вопросов у нас пока больше, чем ответов, а конкретных реализованных сценариев самых различных событий - больше, чем обобщающих их концепций. Также хотелось еще раз оговориться, что это только одна из возможных стратегий классного руководства и чем разнообразней они будут, тем быстрее восстановится эта важнейшая составляющая школьной жизни.

_____________________________________
* Подробнее об этом см.: С. Степанов, А. Сухоруков. Рождение нестандарт-ных идей и действий. История рефлексивных размышлений и поисков одной школы. // Директор школы - 1999. - № 5. - С. 3; А. Сухоруков. «Психоло-гическая судьба» инноваций. // Директор школы. - 1999.- № 6. - С. 3.
** Эксплуатация энтузиазма как серьезнейший симптом болезней современного российского образования описана в Концепции программы «Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий и общественных инициатив в области образования и молодежной политики» // Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия. - Петрозаводск, 1998.
*** Доклад в финале окружного конкурса «Самый классный классный», декабрь 1997 года.
****Об этой интенсивной психологической форме работы с самыми разными коллективами см. Степанов С. Ю. «Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества». - Москва-Петрозаводск, 1996.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Ростиславовна Битянова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 4-12. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 1. С. 50-62. 
[Статья]
Борис Викторович Куприянов
Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 40-45. 
[Статья]
Евгения Владимировна Бурмистрова, Игорь Анатольевич Савченко
Директор школы. 1998.  № 8. С. 49-54. 
[Статья]
Е. А. Александрова, Евгения Игнатьева, Галина К. Паринова
Директор школы. 2002.  № 2. С. 21-25. 
[Статья]
Елена Петровна Рябоштан
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 72-76. 
[Статья]
Ольга Владиславовна Миновская
Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 80-84. 
[Статья]