Эксоцман
на главную поиск contacts

Становление образовательного права в Российской Федерации

Опубликовано на портале: 26-09-2004
Директор школы. 2000.  № 6. С. 81-86. 
Тематический раздел:
Статья посвящена рассмотрению основных этапов становления образовательного права как отрасли законодательства в России.

В ходе коренного изменения социально-экономических условий жизни российского общества идет неизбежный процесс адекватного изменения законодательной и правовой систем страны. 10 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Закон «Об образовании»*. 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, две статьи которой (43 и 44.1) прямо связаны с правом на образование и свободой преподавания. 22 августа 1996 г. появился Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»**. Всего за последнее десятилетие в России принято около 40 федеральных законов, так или иначе касающихся правового регулирования отношений в сфере образования. В Общеправовой классификатор отраслей законодательства в качестве самостоятельной рубрики включено «Законодательство об образовании» (индекс 190.000.000)***, в литературе ставится вопрос о разработке Образовательного кодекса Российской Федерации****. Нормотворческая деятельность Российского государства в сфере образования требует теоретического осмысления. В этой связи можно говорить о формировании новой комплексной предметно-ориентированной отрасли российского права - образовательном праве и обеспечивающей ее развитие юридической науке, а также учебной дисциплине «Образовательное право».

Предмет регулирования

Каждая самостоятельная отрасль права имеет свой предмет и, как правило, адекватный ему метод правового регулирования, который рассматривается российской правовой наукой в качестве материального критерия разграничения отраслей права. Определить предмет правового регулирования - значит ответить на вопрос «что регулируется?», какие общественные отношения, какая сфера жизни общества.

По нашему мнению, образовательное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли. Это основные или базовые образовательные отношения*****.

Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения - сателлиты, дополнительные к основным, зависимые от основных образовательные отношения.

Подобно тому, как сгусток материи изменяет пространство вокруг себя, образование, провозглашенное государством приоритетной областью (ст. 1.1 Закона РФ «Об образовании»), влияет на обслуживающие эту область трудовые, пенсионные, финансовые, управленческие и иные отношения, во многом определяя содержание регулирующих их правовых норм. Образовательные правоотношения-сателлиты - общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Так, в гражданско-правовой сфере в настоящее время для государственных и муниципальных образовательных учреждений в России установлен особый режим реорганизации и ликвидации, изменения состава учредителей, действует мораторий на их приватизацию******.

Законодательство о труде, исходя из приоритетности образования и особых условий труда педагогов, устанавливает для них сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск, дополнительные основания для увольнения за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, предусматривает льготы для лиц, совмещающих работу с учебой.

В сфере пенсионного обеспечения и социального страхования педагоги пользуются правом на пенсию за выслугу лет, льготами по оплате периода временной нетрудоспособности.

Современное российское законодательство предусматривает особый порядок финансирования образовательных учреждений, налоговые льготы для них и обучающихся, а также для субъектов хозяйственной деятельности, направляющих средства на нужды образования.

В этой связи возникает так называемый эффект удвоения правовых норм, когда одна и та же норма права принадлежит одновременно двум правовым отраслям. Например, нормы, регулирующие сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогических работников, одновременно принадлежат трудовому и образовательному праву.

Приемы, способы, средства регулирования, понятийный аппарат

Под методом или юридическим режимом правового регулирования в российской правовой системе понимаются правовые приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Определяя метод правового регулирования, отвечаешь на вопрос, «как, каким образом регулируются отношения?». Метод рассматривается как юридический критерий разграничения отраслей права.

Специфический метод правового регулирования характерен для основных правовых отраслей - гражданского, административного, уголовного права. Это старейшие, давно сложившиеся отрасли с хорошо разработанным понятийным аппаратом и научным обеспечением. Но правовые системы так же, как и общество, в котором они функционируют, находятся в постоянном развитии: формируются новые отрасли права, какие-то из ранее существовавших сходят с исторической сцены. Так, в России в свое время от гражданского права отпочковалось семейное и трудовое, а на базе трудового права стало формироваться право социального обеспечения. С переходом к рыночной экономике исчезло колхозное право и возникло арбитражно-процессуальное, обособившееся от гражданско-процессуального. Для новых, неклассических отраслей права характерно использование различных сочетаний известных способов правового регулирования: дозволения, запрещения, обязывания.

Анализируя приемы правового регулирования основных (базовых) образовательных отношений, применяемые в современной России, можно сделать вывод, что законодатель использует своеобразное сочетание различных методов правового регулирования: в основном метода автономии и равенства сторон, метода свободного волеизъявления, метода субординации. Что касается образовательных отношений - сателлитов, то в их правовом регулировании применяются методы, характерные для тех отраслей права, к которым, наряду с образовательным, относятся эти отношения. Однако при этом учитывается патронаж государства над сферой образования, приоритетность этой сферы для общества.

Помимо предмета и метода для образовательного права как новой правовой отрасли, характерен свой понятийный аппарат. В образовательном праве оперируют такими понятиями и терминами, как государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, годовой календарный учебный график, образовательный процесс, формы получения образования, образовательный уровень (образовательный ценз), тип и вид образовательного учреждения, государственная аккредитация образовательного учреждения и др., не специфичными для других правовых отраслей.

Научное обеспечение

Для нормального развития образовательного права в качестве самостоятельной отрасли российской правовой системы необходимо ее научное обеспечение. Исследования правоотношений в сфере образования ведутся в ряде научных и учебных центров, среди которых можно назвать Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, Академию труда и социальных отношений, Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Минобразования России. Для координации и проведения научных исследований в области образовательного права в 1999 г. Министерством образования Российской Федерации создан Центр образовательного законодательства. Ежегодно проводятся научные конференции по проблемам образовательного законодательства. С 1996 г. действует Межрегиональная общественная организация «Лига сторонников развития образовательного права».

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, подготовка научных кадров в области образовательного права сдерживается тем обстоятельством, что до сих пор образовательное право не включено в Номенклатуру специальностей научных работников*******, по которым допускается защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук. В настоящее время исследователи-юристы, изучающие правовые вопросы образования, готовят и защищают диссертационные работы в основном по специальностям «Конституционное право; муниципальное право» (код специальностей: 12.00.02); «Гражданское право; семейное право; международное частное право» (код: 12.00.03); «Трудовое право; право социального обеспечения» (код: 12.00.05); «Международное право; европейское право» (код: 12.00.10); «Административное право, финансовое право» (код: 12.00.14). Очевидно, назрела необходимость дополнить Номенклатуру специальностей научных работников новой специальностью: «Образовательное право». Без такого дополнения нельзя открывать аспирантуры и докторантуры в высших учебных заведениях и научных учреждениях, а следовательно, нельзя готовить научные кадры высшей квалификации по специальности «Образовательное право».

Преподавание образовательного права

Подготовка юристов-практиков для работы в органах управления образованием и образовательных учреждениях требует включения в учебные планы юридических вузов и факультетов образовательного права в качестве самостоятельной учебной дисциплины. В настоящее время образовательное право в рамках специального курса (48-100 аудиторных часов) преподается в экспериментальном порядке на юридических факультетах Академии труда и социальных отношений, Московского городского педагогического университета и еще нескольких вузов. По нашему мнению, необходимо, чтобы преподавание образовательного права в обязательном порядке предусматривалось Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению (код 521400) и специальности (код 021100) юриспруденция. Необходимо также, чтобы студенты юридических вузов и факультетов, желающие получить углубленные профессиональные знания, умения и навыки по образовательному праву, имели возможность соответствующей специализации в объеме от 500 до 1000 аудиторных часов.

* * *

Бурное развитие законодательства об образовании в постсоветский период создало предпосылки для формирования образовательного права как самостоятельной отрасли российской правовой системы. Образовательное право можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Это основные или базовые образовательные отношения (образовательные отношения в узком смысле слова). Их суть - реализация конституционного права на образование. Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения - сателлиты. Это - общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Базовые образовательные отношения и образовательные отношения - сателлиты образуют предмет правового регулирования образовательного права в широком смысле слова. Для регулирования этих отношений законодатель использует своеобразное сочетание различных правовых средств - методов правового регулирования. Самостоятельность образовательного права как правовой отрасли характеризуется также использованием своеобразного понятийного аппарата. Для развития образовательного права в России необходимо его научное и кадровое обеспечение, включение образовательного права в учебные планы юридических вузов и факультетов, в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению и специальности «Юриспруденция», а также в Номенклатуру специальностей научных работников.

_____________________________
* Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I. Действует в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 ноября 1997 г. №144-ФЗ. - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341
** О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135.
*** Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171. - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 119. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 одобрен и введен в действие взамен прежнего новый Классификатор правовых актов, в котором под общим индексом 130.000.000 сгруппированы акты в сфере «Образование. Наука. Культура». По новому Классификатору акты в области собственно образования разбиты на 10 рубрик и получили индексы с 130.010.000 по 130.010.090.
**** Грачев В. А., Буслов Е. В. Перспективы формирования образовательного права в Российской Федерации // Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании. III Международная научно-практическая конференция 3-5 июня 1998 г. Часть I. - М., 1998. - С. 32.
***** Иногда эти отношения называют педагогическими, а ядро образовательного права как самостоятельной отрасли права - педагогическим правом (см.: Шкатулла В. И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. - М., 1996.-С. 47.). На наш взгляд, некорректно в наименовании правоотношений и отрасли права использовать название одного из субъектов базовых образовательных отношений - педагога.
****** О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию. Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ в ред. Федерального закона от 12 апреля 1999 г. № 71-ФЗ.- Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1922; 1999, № 16, ст. 1929.
******* Номенклатура специальностей научных работников. Утверждена приказом министра науки и технологий Российской Федерации 25 января 2000 г.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Сергей Владимирович Жаворонков, Константин Эдуардович Яновский
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 34-46. 
[Статья]
Михаил Александрович Краснов
Общественные науки и современность. 2014.  № 4. С. 33-45. 
[Статья]
Егор Алексеевич Чегринец
Вопросы государственного и муниципального управления. 2011.  № 3. С. 74-90. 
[Статья]
А.Б. Венгеров
Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 48-55. 
[Статья]
Наталья Рэмовна Кельчевская, Игорь Анатольевич Майбуров
Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 60-63. 
[Статья]