Эксоцман
на главную поиск contacts

Рецензия на книгу: Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. 127 с.

Опубликовано на портале: 24-09-2004
Тематический раздел:
Кельчевская Н. Р. и др.
Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. 127 с.

Издание посвящено разработке методики проведения финансового анализа, учитывающей особенности бюджетной образовательной организации, в частности, рассматривается финансовый учет, построенный на плане счетов для бюджетной организации. Авторы предлагают выполнять работы по проведению финансового анализа в целом поэтапно, осуществляя одновременно совместный и раздельный анализ доходов и расходов вуза по бюджетным источникам и внебюджетной деятельности. Практический интерес представляют структурные формы для отражения результатов анализа, позволяющие прогнозировать мероприятия по повышению эффективности работы вуза.

Монография состоит из следующих разделов:

Введение, в котором обозначена необходимость проведения исследования по теме "Разработка модели проведения финансового анализа государственного образовательного учреждения". Определены цель исследования - разработка универсальной модели для организации и поэтапного проведения анализа финансовой и хозяйственной деятельности вуза на основе данных бухгалтерской и финансовой отчётности, а также документов внутреннего учёта; предмет исследования - финансовая (бюджетная и внебюджетная) деятельность государственного образовательного учреждения, результаты которой отражены в документах бухгалтерской и финансовой отчётности; объект исследования - государственное образовательное учреждение, одновременно получающее как ассигнования из бюджета, так и занимающееся внебюджетной деятельностью;

Раздел 1 "Деятельность государственного образовательного учреждения в новых экономических условиях", состоящий из глав:

  • "Процесс адаптации государственного вуза к условиям рыночной экономики";
  • "Проблемы российского законодательства в области внебюджетной деятельности государственных образовательных учреждений";
  • "Общие положения и основные аспекты формирования бюджета государственного вуза";
  • "Международная практика организации финансово-экономических отношений в высшей школе".

Авторы доказывают, что сегодня представляется возможным качественно и количественно оценить результаты деятельности государственного высшего учебного заведения, как и любого другого субъекта рынка, в разрезе её финансовых составляющих, а именно поступления денежных средств (т.е. формирования доходной части бюджета вуза), эффективности их использования (т.е. затрат и расходования денежных средств по различным направлениям), оценки общего финансового состояния и финансовой устойчивости вуза и утверждают, что проведение анализа финансовой деятельности вуза на сегодняшний день стало неотъемлемым условием его работы и выполнения не только новых коммерческих, но в первую очередь основных образовательных и социальных функций высшей школы.

Раздел 2 "Проведение финансового анализа деятельности государственного высшего образовательного учреждения", состоящий из глав:

  • "Особенности финансового анализа деятельности государственного вуза как нового субъекта рыночных отношений";
  • "Разработка методики проведения финансового анализа в государственном образовательном учреждении";
  • "Предпринимательская деятельность как источник получения прибыли в вузе".

Финансовый анализ в системе управления финансами любой организации, работающей с целью получения прибыли, в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

  • оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние организации;
  • оценить возможные и целесообразные темпы развития организации с позиции их финансового обеспечения;
  • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  • спрогнозировать положение организации на рынке капитала.

Прежде чем разрабатывать непосредственно методику, необходимо составить схему, поэтапно отражающую организацию работы по проведению финансового анализа в вузе и учитывающую некоторые специфические моменты работы государственного образовательного учреждения. Основные этапы организации работы по проведению финансового анализа в вузе авторы представили в виде блок-схемы, очень удобной для работы.

Это основной раздел книги, в котором проводится разработка универсальной методики анализа финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения, которую можно применить в любом государственном вузе.

Раздел 3 "Применение разработанной методики для анализа финансовой деятельности ГОУ УГТУ-УПИ".

В данном разделе авторы не ставят целью провести комплексный анализ финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения, задача этого раздела: на примере Уральского государственного технического университета - УПИ продемонстрировать, что предложенная в монографии методика работает, и на основе результатов, полученных при её использовании, действительно можно сделать определённые выводы о работе вуза и организации его внебюджетной деятельности.

Книга представляет практический интерес для экономистов, финансистов, руководителей государственных высших учебных заведений, а также специалистов, интересующихся финансовым анализом образовательных учреждений.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н. Белюгова
Директор школы. 1999.  № 4. С. 24-30. 
[Статья]
[Компьютерная программа]
[Интернет-ресурс]
Эра Анатольевна Козловская
[Учебная программа]
Наталья Владимировна Бендина
[Книга]