Эксоцман
на главную поиск contacts

Школьные реформы: взгляд врача-гигиениста

Опубликовано на портале: 25-09-2004
Директор школы. 2000.  № 7. С. 40-45. 
В статье предлагается мнение врача-гигиениста о школьных реформах. Ни одно сколь-нибудь существенное школьное нововведение не проводится без медицинского, точнее, гигиенического сопровождения. Врачи-гигиенисты должны принимать непосредственное участие в изучении того, как те или иные перемены в школьной жизни влияют на самочувствие и здоровье детей и подростков.

Ни одно сколь-нибудь существенное школьное нововведение не проводится без медицинского, точнее, гигиенического сопровождения. А это значит, что врачи-гигиенисты принимают непосредственное участие в изучении того, как те или иные перемены в школьной жизни влияют на самочувствие и здоровье детей и подростков. Наш институт располагает многочисленными медицинскими «досье» различных педагогических реформ. Хочу, чтобы меня правильно поняли. Этот, как сейчас говорят, мониторинг имеет определенную, совершенно практическую цель: сделать так, чтобы наша школа не вредила здоровью детей. Результаты гигиенических исследований затем «отливаются» в законодательные нормативные документы, регламентирующие деятельность школы. И не вина врачей, что законы в нашей стране чаще всего не исполняются.

Прессинг перегрузок.

Сейчас даже далекие от педагогики люди понимают, что прессинг школьных нагрузок не выдерживает и здоровый ученик (а в школе их сейчас не более 10 процентов). О школьных перегрузках и их последствиях для здоровья детей можно услышать и в вы­ступлениях кандидатов в депутаты, губернаторы и даже в президенты, но, думается, что все мы уже осознали, что «верхи не могут, а низы не хотят», а вернее, тоже не могут. По объему учебного материала наше школьное обучение сопоставимо с любой европейской школой, однако срок обучения на два года меньше. Ответ на вопрос, за счет чего наше образование добивается освоения необходимого материала, довольно прост: за счет здоровья учащихся. Напряженный характер учебы, увеличение объема учебного материала, появление новых предметов, дефицит времени для усвоения информации (40-минутные уроки, пятидневка, 3-летнее начальное обучение), особенно в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, являются выраженными психотравмирующими факторами. Все это в сочетании с сокращением продолжительности времени для сна, прогулок, возможностей занятий спортом формирует невротические расстройства, а в последующем более серьезные нарушения здоровья: желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и другие болезни. Мы далеки от мысли рассматривать школу как главную причину плохого здоровья детей, но результаты медицинских наблюдений убедительно доказывают связь состояния здоровья школьников с объемом учебных нагрузок. Ситуация уже такова, что дальше «так жить нельзя».

И вот мы с вами на пороге новой реформы: срок полного среднего образования намереваются увеличить до 12 лет. При обсуждении грядущих перемен уже сломано немало копий. Так много разных «за» и «против». В чем же мы, медики, видим положительное значение этого нововведения, а с чем согласиться не можем? Первое и самое главное, что, по нашему мнению, должно принести увеличение сроков обучения - сокращение объема образования. Создано огромное количество программ, учебников, более 40 процентов которых сориентировано на продвинутый уровень образования. В то же время, по данным Министерства образования, доля одаренных детей не превышает 6 процентов, а имеющих высокие учебные возможности - 15 процентов. По данным ведущих дидактов, перегрузка школьников учебным материалом колеблется от 3-кратной величины их возможностей по иностранному языку до 20-кратной - по математике. Трудно не согласиться, что в каждом учебном предмете имеется большая избыточность учебного материала, без сокращения которой никакой реформы образования, нацеленной на его совершенствование, не получится. Его необходимо привести в соответствие с реальными возможностями детей. Думается, что этому будет способствовать появление образовательных стандартов, которые укажут необходимый и достаточный объем знаний по всем учебным предметам для каждого года обучения. Воз­врат к четырехлетнему начальному обучению позволит самым маленьким школярам без напряжения адаптироваться к новой для них школьной жизни и без страхов и стрессов справиться с учебной программой. При этом для способных и одаренных детей должна быть предусмотрена возможность пройти программу начальной школы в более короткие сроки.

Не наступить бы снова на грабли.

А вот с чем мы, медики, согласиться не можем, так это с тем, чтобы наша школа вернулась к обучению 6-летних детей, если для этого не созданы специальные условия. К сожалению, такие попытки предпринимают некоторые наши реформаторы. Причина этого ясна. На год старше станут выпускники школы, и чиновники изо всех сил стараются избежать пересмотра возраста призыва в армию. И один из самых основных аргументов перехода на 12-летнее образование - плохое здоровье школьников - опять останется удобной декларацией для проведения реформы. В соответствии с современным санитарным законодательством (Санитарные правила 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений») в настоящее время разрешен прием в школу детей, которым к началу учебного года исполнилось 6,5 лет. Но при этом мы советуем не торопиться записывать ребенка в школу, если он не достиг необходимого уровня «школьной зрелости». Что это значит? Очень важно, чтобы у него не было серьезных проблем со здоровьем, а уровень психического и физического развития был таков, чтобы можно было сказать, что ребенок готов к обучению в школе. Это проверяется специальным тестированием, которое обязательно должно проводиться перед поступлением ребенка в школу.

Врачи не подвергают сомнению возможность систематического обучения шестилетних детей, но только в том случае, если для этого созданы необходимые условия: сокращена продолжительность урока, организовано полноценное питание, дневной сон детей, динамическая пауза и т.д. Большинство школ в настоящее время к этому не готовы. В конце 70-х - начале 80-х годов, во времена гораздо более благополучные, чем сейчас, у нас была возможность убедиться в негативных последствиях обучения шестилетних детей в школе. Шлейф проблем со здоровьем и успеваемостью у этих детей тянулся многие годы. В «школьной судьбе» учащихся, функционально не готовых к обучению, прослежены две тенденции: часть таких детей не справляется с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих в учебе, с негативным вследствие этого отношением к школе, а другая часть старательно выполняет требования школы, но ценой различных заболеваний на протяжении многих лет учебы. И как бы сторонники обучения шестилеток в школе ни аргументировали свою позицию, снижением ли учебной нагрузки, увеличением ли сроков начального обучения, мы твердо уверены, что с позиций сохранения здоровья необходимы особые условия учебной среды и организации самого обучения. Ссылки на международную практику и зарубежный опыт в данном случае несостоятельны. Условия и методы обучения детей 5-7 лет в США и в европейских странах являются аналогом (причем более мягким) ситуации в российском детском саду. Фактически в России уже давно существует 12-13-летнее образование. Содержание обучения наших дошкольников соответствует примерно 2-3-му классу европейской начальной школы. Причем такое обучение происходит без какого-либо ущерба для физического и психического здоровья детей. Мало того, традиционно в наших детских садах уделяется внимание укреплению здоровья детей, а сегодня - это как никогда актуально. Российская система дошкольного образования дает достаточно высокие результаты и вызывает пристальный интерес специалистов из Европы и Америки, который в последнее время усиливается. Поэтому говорить о недостаточной конкурентоспособности нашего образования нет оснований.

У шестилеток в школе в два раза чаще, чем у их сверстников в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные психосоматические расстройства. Современные данные показывают, что количество не готовых к систематическому обучению шестилетних детей увеличилось в 5 раз. Психологи протестировали 600 детишек - воспитанников московских детских садов шестилетнего возраста, и оказалось, что более чем у половины из них речь развита недостаточно. Намного меньше первоклассников, чем это было в прежние годы, имеют «стаж» систематической подготовки к обучению в школе. Перечень таких примеров можно продолжить. Все это создает крайне неблагоприятную ситуацию для обучения шестилеток. Поэтому мы хотим предупредить: не следует снова наступать на грабли! Это может аукнуться еще одним ударом по хрупкому здоровью малышей.

Как «оздоровить» школьную среду.

В последние годы наша школа старается строить обучение на гуманистических принципах. Во все времена это означало: нет неспособных детей, каждый ребенок способен по-своему. Дана зеленая улица различным программам, методикам, технологиям обучения детей. Появились основания говорить о вариативности обучения или множестве программ. Хотя, по нашим наблюдениям, сегодня вариативность прежде всего просматривается в стремлении увеличить учебную нагрузку, расширить спектр учебных предметов. Это стало характерной чертой не только для начальной школы, но и для дошкольного образования. Перед школой стоит важная, но и очень трудная задача: одновременно обучать всех детей по-разному. Это значит, что каждому ученику необходимо подобрать образовательную траекторию в соответствии с его способностями. Многолетние гигиенические исследования убеждают нас в том, что различные педагогические воздействия лишь тогда помогают сберегать здоровье, когда индивидуализированы по содержанию, темпам учебно-познавательной деятельности учащихся, методам работы с разными школьниками. Чтобы получить «права гражданства», все педагогические инновации должны пройти испытание на безопасность для здоровья детей. Работа в этом направлении уже начата. Арсенал современных педагогических технологий велик. Многие из них - результат совместных поисков педагогов и гигиенистов. Примерами щадящих здоровье детей педагогических подходов могут служить «ступенчатый» режим обучения первоклассников, «модульная» технология и др. Но у педагога должно быть понимание и заинтересованность в том, чтобы использовать в своей работе именно сберегающие здоровье детей технологии. К сожалению, в большинстве школ преобладают фронтальные формы обучения, авторитарная педагогика, а не личностно-ориентированный подход. Весьма показательны в этом отношении результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что при прочих равных условиях в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, нежели в классах со спокойным, внимательным к детям педагогом.

Целый ряд претензий у гигиенистов имеется к существующей в школах практике контроля знаний. В данном случае речь идет об экзаменах. Специальные исследования показывают, что в период экзаменов испытанию, и весьма серьезному, подвергаются не только знания, но и здоровье детей. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим нервным напряжением. Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников с отклонениями в состоянии здоровья, а именно эти дети составляют сегодня большинство. Тестовые экзамены имеют целый ряд преимуществ. У экзаменуемого есть возможность выбора ответа на вопрос среди предложенных вариантов. Гигиенисты доказали преимущества тестового экзамена, так как он в значительной степени нивелирует неблагоприятное влияние экзаменационного стресса, меньше травмирует детский организм. В настоящее время отменены освобождения от выпускных экзаменов по медицинским показателям, т.к. это противоречит закону «Об образовании», в котором сказано, что обучение в школе обязательно заканчивается итоговой аттестацией и исключений не предусмотрено. Следовательно, в период сдачи выпускных экзаменов увеличивается риск ухудшения состояния здоровья у хронически больных детей. Выход из этой ситуации один - тестовая форма экзамена.

В связи со спадом рождаемости и сокращением в школах России числа школьников представляется рациональным уменьшить наполняемость классов, в первую очередь в начальной школе, хотя бы до 20 человек, а в классах компенсирующего обучения, санаторных школах - до 15. Это создаст реальные условия для осуществления дифференцированного подхода к ученикам.

Увеличение сроков обучения обязательно должно сочетаться с усилением значимости физического воспитания детей. Это очень важно для сохранения и укрепления детского здоровья. Необходимо не только увеличить количество часов для занятий физкультурой, но и придать коррекционную направленность этим занятиям (коррекция наиболее распространенных отклонений и нарушений в состоянии здоровья). Следует подумать о том, чтобы сделать эти занятия эмоционально привлекательными для детей. Кроме того, программы физического воспитания должны быть дифференцированы по полу, начиная с младшего возраста. Очень актуальна разработка и внедрение системы физического воспитания, целенаправленно воздействующей на укрепление и формирование репродуктивного здоровья, то есть подготавливающей девочек к будущему материнству. С сентября 2000 года в московских школах началось раздельное преподавание физкультуры для мальчиков и девочек всех классов, вплоть до выпускного. Кроме того, в начальной школе предполагается ввести дополнительный - третий урок физкультуры оздоровительной направленности. Гигиенисты только приветствуют такие перемены.

Нельзя не отметить, что модернизация системы образования сопровождается крайне неудовлетворительным состоянием материальной базы многих школ. Хроническое недофинансирование привело к сокращению строительства новых школ, невозможности ремонта и замены оборудования и мебели, обеспечения требуемых нормативов освещенности в классах, к использованию устаревшей компьютерной техники, небезопасной для здоровья детей. Свыше трети школ в нашей стране работает в две и даже в три смены. Поэтому самое пристальное внимание должно быть уделено «оздоровлению» школьной среды.

В заключение несколько слов о тех, кто «делает погоду» в школе - учителях. Психическое и физическое благополучие наших детей во многом зависит от здоровья учителя. Целый ряд исследований свидетельствует, что по частоте невротических расстройств, артериальной гипертонии, вегето-сосудистой дистонии и т.п. профессия учителя может быть отнесена к группе профессий «повышенного риска». Никто не учит учителей выдержке и самообладанию, эмоциональной устойчивости, умению сохранять профессиональную форму. Поэтому в столь частых в школе стрессовых ситуациях страдают и дети, и сам педагог, расплачиваясь своим здоровьем. В связи с этим очевидна еще одна очень значимая проблема - сохранение здоровья и повышение социального статуса учителей.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Алексей Георгиевич Левинсон, Ольга Иосифовна Стучевская
Вопросы образования. 2006.  № 3. С. 254-267. 
[Статья]
Наталья Олеговна Вербицкая, Владимир Л. Назаров
Директор школы. 1998.  № 8. С. 12-18. 
[Статья]