Эксоцман
на главную поиск contacts

Новая философия образования: пути и проблемы становления

Опубликовано на портале: 01-10-2004
Директор школы. 2001.  № 1. С. 71-74. 
Тематический раздел:
Статья посвящена интеграции в образовании. Это - не мода, не очередная кампания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

Интеграция в образовании - не мода, не очередная кампания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Изменились масштабы этой деятельности, появились глобальные проблемы современности. Они напомнили о том, что природа и человек существуют в единой системе и взаимосвязи и для выживания человека на планете требуется организация научно обоснованного природопользования.

«Рост научного знания XX века, - отмечал В. И. Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». Тенденцию гуманитаризации современных естество-знания и техники следует связывать с изменениями в методологии этих наук и усложнением традиционного объекта познания, который неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех ее видах (в гноселогии, антропогенных результатах воздействия на биосферные процессы и др.). Процессы гуманитаризации в научном познании безусловно проявляются и в сфере взаимодействия методов социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Широкое развитие получают и гуманитарно-личностные методы научной деятельности.

Именно на основе интеграции возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности. В конечном счете эта тенденция проявляется в изменении соотношения между специальными и общекультурными знаниями всех школьных дисциплин (в пользу последних). Интеграция выступает как основной механизм гуманитаризации содержания естественнонаучного образования.

Оценивая роль естественнонаучного образования в настоящее время, можно заключить, что оно призвано дать человеку основы естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. Наш опыт реализации интегративного подхода наиболее отчетливо представлен при разработке курса «Естествознание» для 5-6-го классов.

Ведущие идеи, принципы и задачи

При разработке концепции этого курса мы учитывали, что в наше время, в период перехода к постиндустриальному обществу, миропонимание учащихся должно быть основано на знании о взаимодействии в системе «человек - природа», которое интегрально отражает мир и существующие в нем объективные связи. Такой подход должен привести школьников к пониманию того, что нравственные идеалы современного общества глубоко зависимы от экологического императива - только научно обоснованное природопользование обеспечит выживание и дальнейший путь развития человечества.

Ведущими идеями такого подхода являются: единство, целостность и системная организация природы; взаимозависимость человека и природы; гармонизация системы «природа - человек» на основе осознания космического предназначения человека и необходимости научно обоснованного природопользования. Принципы курса - это, во-первых, гуманитаризация, понимаемая как интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний в системе «природа - человек»; во-вторых, формирование личности через осознание учащимися объективно существующих связей в природе; в-третьих, приоритет формирования стиля мышления учащихся по отношению к конкретным знаниям о природе; в-четвертых, отбор изучаемого материала из разных областей знания в соответствии с их ролью в научном познании с последующей дидактической адаптацией.

Задачи курса: формирование у учащихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной естественнонаучной картины мира; знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о ее единстве; способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании; выработку системы знаний - убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «природа - человек», и понимание сущности глобальных проблем современности; развитие умственной самостоятельности как способности формулировать проблемы и находить пути их решения. Задачами курса также является формирование у школьников эстетического восприятия природы как средства духовного развития и как одной из форм ее постижения; гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Основными отличиями такого подхода в дидактическом аспекте мы считаем:
• отказ от системы понятий в логике предметного изучения линейных курсов (они сохранены в иных интегрированных программах курсов естествознания);
• раннее использование дедукции (рассмотрение природы как целостной системы) как ведущего подхода формирования основ современной естественнонаучной картины мира;
• переход от классической системы формирования понятий к использованию уровня общих представлений для интегрального обобщения;
• минимизация знаний с использованием элементов исторического подхода;
• ориентация при изучении объектов природы (биосферы) не на усвоение конкретных фактов, а на осознание взаимосвязей (функциональный подход). Принцип: «Изучение не механизмов, а смысла».

Наблюдения и выводы

Наш опыт и педагогические исследования показали, что школьники, изучавшие данный курс, в более сжатые сроки осваивают линейные курсы предметного обучения. Несмотря на то, что опережающее обучение не являлось самоцелью данного курса, имеющиеся в нем элементы знаний из области химии, физики и особенно географии служат надежной основой осознанного и ускоренного изучения этих учебных предметов, несмотря на то, что они формировались лишь на уровне общих представлений.

Семилетняя разработка и апробация интегративного курса естествознания в семи школах Санкт-Петербурга, работа с учителями на курсах повышения квалификации и переподготовки позволили сделать достаточно много педагогических наблюдений. Обобщим лишь суждения педагогов о плюсах и минусах интегративного подхода.

Позитивными результатами называются: адекватность современному уровню научных представлений о мире; возможность развернуть, воссоздать перед учеником (педагогом) многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях; расширение горизонтов видения в преподавании предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»; стимулирование поиска новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом); объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых; предупреждение перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов; получение качественно нового педагогического результата, становление новой философии образования, отражающей целостность и взаимосвязи бытия, сложность феномена человека, интегративную сущность педагогического процесса.

Аргументы «против» интеграции представляют собой, скорее, опасения или проблемы. Наши оппоненты указывают на опасность профанации сути и смыслов такого подхода (особенно без должной подготовки педагога), подмены интеграции механическим соединением; на возможность «размывания» предметных областей. Серьезным препятствием являются достаточно устойчивые стереотипы, выработанные в ходе педагогической деятельности, от которых психологически сложно освободиться; традиции предметно-центрированного обучения как в школе, так и в вузе; отсутствие (полное или частичное) соответствующих учебно-методических пособий.

Руководители учебных заведений обычно испытывают трудности в определении целей и задач интегрированного курса в образовательных маршрутах своей школы, в выборе соответствующей учебной программы, в решении проблем учебно-методического обеспечения, и главное - в создании условий для повышения квалификации учителей.

***

Таким образом, интеграция представляет собой одновременно и устойчивую тенденцию развития образования, и актуальную проблему для каждой школы. До сих пор она вызывает многочисленные дискуссии, которые зачастую связаны с недопониманием самой сути принципа интегрированного подхода.

На организаторов системы образования ложится серьезная ответственность за оптимальную ориентацию учителей и методистов в отношении существа этого вопроса. На наш взгляд, осмысление интеграции как основного механизма гуманитаризации содержания образования (в данном случае - на примере естественнонаучного) позволяет определить ценностно-смысловое значение ведущих тенденций развития современной школы.

Литература
1. Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997.
2. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования/Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996.
3. Современные ракурсы естественнонаучного образования//Методика как наука и учебный предмет/Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 2000.
4. Алексашина И. Ю., Орещенко Н. И. Естествознание 5-6. Учебник. СПб.: Спец. Лит., 1999.
5. Алексашина И. Ю., Орещенко Н. И. Программа и методические рекомендации к курсу «Естествознание 5-6». СПб.: Спец. Лит., 2000.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Сергей Григорьевич Вершловский
Вопросы образования. 2004.  № 4. С. 244-260. 
[Статья]
Александр Tенгизович Гаспаришвили, Оксана Валерьевна Крухмалева
Вопросы образования. 2012.  № 4. С. 59-68. 
[Статья]
Азер Гамидович Эфендиев
Курьер образования. 1997.  № 3.
[Статья]
Андрей Александрович Тесля
Общественные науки и современность. 2018.  № 5. С. 125–129. 
[Статья]
Karen F. Zuga, Мурат Аширович Чошанов
Директор школы. 1999.  № 8. С. 67-74. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 2001.  № 3. С. 10-18. 
[Статья]
Ирина Дмитриевна Чечель
Директор школы. 1998.  № 3. С. 11-16. 
[Статья]